Оксана Владимировна Ясинская
Приоритетное направление «Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность
Все стороны жизни человека напрямую связаны с его безопасностью. Проблемы безопасности жизнедеятельности по праву относят к глобальным проблемам человечества. В дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется формированию у дошкольников навыков безопасного поведения.
Многие меры по обеспечению безопасности, продиктованные здравым смыслом, могут показаться элементарными, однако с ребенком дошкольного возраста необходимо разбирать и обсуждать на первый взгляд кажущиеся очень простыми правила поведения.
Публикация «Приоритетное направление „Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Защитить себя и своих детей от многих проблем, с которыми может столкнуться семья, можно при условии постоянной заботы о безопасности.
Фактор безопасности складывается из нескольких составляющих. Вот некоторые из них:
• оберегать жизнь и здоровье (биологическая безопасность);
• сохранять целостность недвижимого имущества (материальная безопасность);
• сохранять нравственное, морально-психологическое благополучие и формировать уверенность и защищенность человека (социальная психологическая безопасность).
Говоря о безопасности ребенка дошкольного возраста, необходимо учитывать следующее его особенности:
• стремление ребенка к самостоятельности («я сам») и неумение адекватно оценивать свои силы и возможности;
• недостаточный опыт (или его отсутствие) поведения в сложных ситуациях, неумение использовать правила безопасности и др.
Цель: Совершенствование системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей младшего дошкольного возраста через активное использование игровых форм и приёмов.
Задачи:
1. Использовать игровые средства для формирования основ безопасности у детей младшего дошкольного возраста.
2. Формировать у дошкольников опыт безопасной жизнедеятельности, воспитывать ответственное отношение к личной и общественной безопасности.
3. Повысить компетенцию родителей в вопросах безопасности детей - дошкольников.
4. Расширить возможности предметно-развивающей среды группы для организации работы с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности.
План работы по приоритетному направлению
месяц Содержание работы Форма проведения
СЕНТЯБРЬ 1 – ая неделя
Тема: «Правила безопасности»
Цель: Выявление навыков формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности. Опросник
2 – ая неделя
Тема: «Ребенок на улице»
Цель: Формировать навыки дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов. Беседа
3 – ая неделя
Тема: «Наш друг светофор»
Цель: Обогащение знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства. Лепка
4 – ая неделя Тема: «Улица»
Цель: Формировать представления о машинах, улице, дороге. Знакомить с некоторыми видами транспортных средств. Сюжетно-ролевая игра
месяц Содержание работы Форма проведения
ОКТЯБРЬ 1 – ая неделя
Тема: «Правила поведения на дороге»
Цель: Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения. Беседа
2 – ая неделя
Тема: «Дорожное домино»
Цель: Закрепления знания о дорожных знаках, улице, дороге. Дидактические игра
3 – ая неделя
Тема: «Велосипед и дорога»
Цель: Закреплять знания правил езды на велосипеде по городу. Ситуативная беседа
4 – ая неделя Тема: «Безопасное поведение на дороге»
Цель: Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар, о движении транспорта, о работе светофора. Просмотр презентации
месяц Содержание работы Форма проведения
НОЯБРЬ 1 – ая неделя
Тема: «Можно-нельзя»
Цель: Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Дидактическая игра
2 – ая неделя
Тема: «Твое здоровье в твоих руках»
Цель: Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности. Беседа
3 – ая неделя
Тема: «Найди опасные предметы»
Цель: Расширять знания об источниках опасности в быту. Дидактическая игра
4 – ая неделя Тема: «Правила личной гигиены»
Цель: Формировать у детей навыки личной гигиены. Моделирование ситуаций
месяц Содержание работы Форма проведения
ДЕКАБРЬ 1 – ая неделя
Тема: «Что может привести к пожару?»
Цель: Учить осторожному обращению с огнем в быту.
Беседа
2 – ая неделя
Тема: Чтение пословиц и поговорок о пожаре.
Цель: Соблюдать правила пожарной безопасности. Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок по теме «Пожар», обсуждение
3 – ая неделя
Тема: «Поведении при пожаре»
Цель: Закреплять правила пожарной безопасности и меры предосторожности. Совершенствовать знания номеров телефонов служб спасения. Дидактическая игра
4 – ая неделя Тема: С. Маршака «Кошкин дом»
Цель: Закрепить знания о возникновении пожара, его опасности. Развивать память, внимание. Воспитывать уважение к профессии пожарника Чтение художественной литературы, пословиц, поговорок по теме «Пожар», обсуждение поступков героев
месяц Содержание работы Форма проведения
ЯНВАРЬ 1 – ая неделя
Тема: «Дорожные знаки»
Цель: Продолжать знакомить с дорожными знаками — предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными. Дидактическая игра
2 – ая неделя
Тема: «Мы пассажиры»
Цель: Воспитывать культуру поведения на улице и в общественном транспорте. Беседа
3 – ая неделя
Тема: «Пассажиры и водители»
Цель: Знакомить воспитанников с опасными ситуациями в общественном транспорте. Сюжетно-ролевая игра
4 – ая неделя Тема: «В автобусе»
Цель: Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного и культурного поведения в общественном транспорте. Моделирование ситуации
месяц Содержание работы Форма проведения
ФЕВРАЛЬ 1 – ая неделя
Тема: «Таблетки, не конфетки»
Цель: Закрепление знаний об опасности лекарственных средств для обеспечения безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Моделирование ситуации
2 – ая неделя
Тема: «Что надо делать, чтобы не простудиться»
Цель: Воспитывать бережное отношение к здоровью. Беседа
3 – ая неделя
Тема: «Больница»
Цель: Формировать умение обращаться за помощью к взрослым. Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон Сюжетно – ролевая игра
4 – ая неделя Тема: «Овощи и фрукты - полезные продукты»
Цель: Закреплять о правильном питании и соблюдении режима. Дидактическая игра
месяц Содержание работы Форма проведения
МАРТ 1 – ая неделя
Тема: «Собери картинку»
Цель: Формирование навыков безопасного поведения в нестандартных ситуациях. Дидактическая игра
2 – ая неделя
Тема: «Правила поведение с незнакомыми людьми»
Цель: Предостеречь от неприятностей, связанных с контактами с незнакомыми людьми; развивать осторожность, осмотрительность; учить правильно вести себя в ситуации насильственного поведения незнакомого взрослого. Беседа
3 – ая неделя
Тема: Дидактическая игра «Раньше и теперь».
Цель: Научить ребенка быть внимательным, осторожным и предусмотрительным. Дидактическая игра
4 – ая неделя Тема: «На проулке»
Цель: Закрепить знания детей об опасностях, которые ждут их на улице. Сюжетно-ролевая игра
месяц Содержание работы Форма проведения
АПРЕЛЬ 1 – ая неделя
Тема: «Во дворе»
Цель: Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы. Рисование
2 – ая неделя
Тема: «Правила поведения с незнакомыми животными»
Цель: формирование у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира); Беседа
3 – ая неделя
Тема: Ю. Яковлев. «Кто о чем поет?»
Цель: Формирование знаний у детей основ безопасности собственной жизни посредством художественной литературы.
Чтение художественной литературы и обсуждение поступков героев
4 – ая неделя Тема: «Встреча с незнакомым животным»
Цель: Знакомить воспитанников с опасными ситуациями при встрече с бездомными и незнакомыми животным. Моделирование ситуации
месяц Содержание работы Форма проведения
МАЙ 1 – ая неделя
Тема: «Если старшие дети зовут на крышу, в подвал»
Цель: Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы. Моделирование ситуаций
2 – ая неделя
Тема: «Опасно-безопасно»
Цель: Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них Дидактическая игра
3 – ая неделя
Тема: «Чтобы не было беды»
Цель: Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения Минутка безопасности
4 – ая неделя Тема: «Вот моя улица, вот мой дом» (на материале фотографий, рисунков)
Цель: Воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной деятельности детьми и взрослыми. Коллаж
Методическая литература
1. Абаскалова, Н. П. Теория и методика обучения безопасности жизнедеятельности//Абаскалова Н. П. -Новосибирск: Сибирское университетское издательство, 2008
2. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. Основы безопасности детей дошкольного возраста. М. : Просвещение, 2007.
3. Андреева, Н. А. Оптимизация взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи: учено-методическое пособие// Н. А. Андреева - Шадринск: Издательство ОГУП «Шадринский Дом Печати», 2008.
4. Белая К. Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников; Мозаика -Синтез 2015г.
5. Билибенко Г. Г. Создание ДОУ с приоритетным направлением развития. М. : ТЦ Сфера, 2005 год
6. Бобылева Л. Бывают ли «полезные» и «вредные» животные// Дошкольное воспитание. 2000. №7.
7. Боровлева А. Пожарная безопасность// Дошкольное воспитание. 2007.№4.
8. Веракса Н. Е., Камарова Т. С., Васильева М. А. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования От рождения до школы -- М. : Мозайка-Синтез, 2016.
9. Извекова Н. А. и др. Занятия по правилам дорожного движения. – М. : Сфера, 2008.
10. Лукина Л. И Безопасность дошкольного образовательного учреждения. Управление ДОУ, Москва, 2007
11. Малюшкина. Е. А. Занятия по правилам дорожного движения / Под ред. Романовой, А. Б. - М. ,2009.
12. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 N 30384)
13. Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. - М. ,2008.
14. Старцева О. Ю. Школа дорожных наук – М. : ТЦ Сфера, 2008.
15. ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ;
16. Хромцова Т. Г. Воспитание безопасного поведения дошкольников на улице – М. : Центр педагогического образования, 2007.
17. Шорыгина Т. А. Беседы о правилах пожарной безопасности. - М. ,2009.
18. Черепанова С. Н. Правила дорожного движения дошкольникам. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008.