Маргарита Паршина
Приобщение к социально-культурным ценностям «Наземный, водный, воздушный транспорт»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности в старшей группе №11 «Фонарики».
Познавательное развитие.
Приобщение к социально-культурным ценностям.
Тема: «Наземный, водный, воздушный транспорт».
Воспитатель: Паршина Маргарита Викторовна.
Количество детей: 9 человек.
Форма организации: подгрупповая.
Цели образовательной деятельности:
Публикация «Приобщение к социально-культурным ценностям „Наземный, водный, воздушный транспорт“» размещена в разделах
- Водный транспорт. Изучаем с детьми
- Самолеты, вертолеты. Воздушный транспорт
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Темочки
Обучающие: закреплять знания детей о родовом понятии транспорт. Учить детей сравнивать различные виды транспорта, находить различия и общее и по общим признакам (место передвижения) классифицировать транспорт как наземный, водный, воздушный.
Закреплять знания о профессиях людей, работающих на транспорте. Закреплять правила дорожного движения.
Развивающие: развивать связную речь, внимание, логическое мышление, творческую активность, самостоятельность, инициативность.
Коммуникативные: способствовать формированию умения работать рядом, вместе, сообща, навыков сотрудничества; умения договариваться между собой. Способствовать формированию умения выполнять совместную работу, достигать поставленных целей. Способствовать формированию умения действовать в соответствии с комментариями (предложениями, просьбами) взрослого.
Воспитательные: вызывать чувство уважения к труду взрослых, управляющих транспортом. Воспитывать дружеские взаимоотношения.
Коррекционные: упражнять в составлении предложений с разными предлогами и умении ориентироваться относительно предмета. Развивать слуховое восприятие, речевое дыхание, мелкую моторику.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы: Г. Цыферова «Паровозик», Б. Жидков «Что я видел», Ю. Яковлев «Моя улица», М. Ильин, Е. Сегал «Машины на нашей улице», Н. Носов «Автомобиль», «Метро», С. Маршак «Жил человек рассеянный», А. Усачев «Дорожная азбука».
Рассматривание картинок, иллюстраций, фото различных видов транспорта.
Наблюдение за идущим транспортом.
Беседы о транспорте, использование загадок, считалок, чтение стихов.
Рисование, аппликация, лепка, обведение по трафаретам, штриховка, выкладывание из счетных палочек различного транспорта.
Выполнение логических заданий: «Найди два одинаковых самолета», «Что перепутал художник?», «Помоги пожарному добежать до своей машины», «Что еще можно увидеть на улице на колесах кроме транспорта» (скейтборд, детская коляска, ролики).
Дидактические игры: «Четвертый лишний», «Земля, вода, воздух», «Летает, не летает».
Сюжетно-ролевые игры: «Водители», «Машинист ведет поезд», «Едем путешествовать на корабле», «Мы отправляемся в полет».
Игры и задания по обучению детей правилам дорожного движения: «Найди свой домик», «Автомобили и пешеходы», «Красный, желтый, зеленый» и т. д.
Ход занятия: дети образуют круг, берутся за руки и передают друг другу дружеские рукопожатия, смотрят друг на друга и улыбаются, тем самым передают свое хорошее настроение своим друзьям. Воспитатель предлагает детям поиграть. Воспитанники рассаживаются на подушечки, разложенные на ковре. Воспитатель вносит «Чудесный мешочек», в котором находятся игрушки (автомобиль, самолет, кораблик). Предлагает угадать, что же находится в мешочке. Используется «Мозговой штурм» (элемент ТРИЗ). Дети высказывают свои предположения. Приветствуется любой ответ.
- Чтобы угадать, что же на самом деле находится в мешочке, надо отгадать загадку.
«Не летает, но гудит
Жук по улице бежит,
И горят в глазах жука
Два блестящих огонька» (автомобиль).
При отгадывании загадок воспитатель добивается, чтобы дети мотивировали свою отгадку, подробно объясняли, почему они догадались, что это именно это транспортное средство. Из мешочка достается автомобиль.
- Как можно назвать одним словом автомобиль, троллейбус, автобус (ответы детей).
- К какому виду транспорта относится автомобиль (наземному).
- Почему вы так думаете?
- Какой еще наземный транспорт вы знаете? (дети перечисляют).
- Кто приехал сегодня в садик на машине? (Дети встают и говорят «Это я»).
- Кто приехал на автобусе?
- Кто приехал на троллейбусе?
- Кто пришел пешком?
- Хлопните в ладоши те, кто сегодня был пассажиром.
- Поднимите руку те, кто был пешеходом. (дети выполняют просьбу педагога).
- На улицах нашего города очень много транспорта. Как вы думаете, это опасно для людей? (ответы детей). Что необходимо знать, чтобы было безопасно? (знать правила дорожного движения). Хлопните в ладоши те, кто знает правила дорожного движения. Давайте проверим, какие правила дорожного движения вы знаете. Воспитатель предлагает поиграть в игру «Это я, это я, это все мои друзья».
1. Кто из вас идет вперед
Только там, где переход?
2. Знает кто, что красный свет
Это значит - хода нет?
3. Кто из вас, идя домой,
Держит путь по мостовой?
4. Кто из вас в трамвае тесном
Уступает старшим место?
(При неправильных ответах, обсудить ситуацию. Что такое мостовая? Где можно играть в мяч? Что такое пешеходный переход? и т. д.)
- Чтобы вы сказали детям, которые переходят дорогу не по переходу и на красный свет? (ответы детей).
- В мешочке еще что-то есть. Загадать загадку «Что за птица? Песен не поет, гнезда не вьет. Людей и грузы везет» (самолет).
Дети отгадывают загадку и объясняют, как они догадались (самолет похож на птицу, везет людей и грузы. Из «Чудесного мешочка» достается игрушка самолет.
- К какому виду транспорта относится самолет? (к воздушному).
- Почему?
- Какой еще воздушный транспорт вы знаете? (дети перечисляют).
Дети угадывают, что же еще есть в мешочке с помощью загадки. Загадка: «Ходит город-великан на работу в океан» (корабль).
- Как вы догадались?
(корабль большой как великан, плавает по морям и океанам, перевозит людей и грузы).
Воспитатель достает из мешочка игрушку кораблик.
- К какому виду транспорта относится корабль? (Ответы детей).
- Какой еще водный транспорт вы знаете? (дети перечисляют).
Воспитатель предлагает поиграть в игру на внимание «Подводная лодка», объясняет правила (дети должны хлопнуть в ладоши только тогда, когда лодка всплывает на поверхность воды). Далее детям раздаются разноцветные ладошки с наклеенными на них картинками наземного, водного, воздушного транспорта.
- Вот веселые ладошки
Поиграть хотят немножко.
Их возьмите поскорее,
С ними будет веселее.
Проводится игра «Земля, вода, воздух». Воспитатель произносит слово «земля», поднимают цветные ладошки те дети, у кого на ладошках наклеены картинки с видами наземного транспорта. Если произносится слово «вода», поднимают ладошки дети с соответствующим видом транспорта, и т. д.
Рассматривание картинок с видами транспорта на большом экране. Дети рассматривают картинки и отвечают хором на вопросы. Вопросы задаются в соответствии с картинкой на экране.
- Кто управляет поездом? (машинист).
- Кто управляет автобусом? (водитель).
- Кто управляет кораблем? (капитан).
- Кто управляет самолетом? (пилот, летчик).
- Кто управляет мотоциклом? (мотоциклист).
- Кто управляет ракетой? (космонавт) и т. д.
При рассматривании картинок с изображением специального транспорта (пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина, бетономешалка, фура) дети рассказывают о том, для чего нужен такой транспорт.
Игра «Давайте помечтаем!». Дети образуют круг.
- Любите ли вы путешествовать? (ответы).
- Давайте помечтаем, куда бы вы хотели поехать с родителями и на каком виде транспорта? (рассказы детей о своих мечтах).
- А может мы отправимся путешествовать прямо сейчас? Игра-танец под музыку «Мы едем, едем, едем». Машинист выбирается с помощью считалки:
«Целый день не отдыхая,
Шла машина грузовая,
Привезла она с бахчи
Полосатые мячи.
Рады мы такому грузу,
Всем досталось по арбузу».
По окончании игры-танца проводится дыхательная гимнастика. Далее дети делятся на три команды с помощью цветных ладошек, придумывают название команды по профессиям людей, работающих на транспорте (водном, воздушном, наземном, рассчитываются на первый, второй, третий.
Первые номера подходят к воспитателю и получают картинки с изображением автобус-поезд; самолет-вертолет; яхта-катер и относят в свои команды. Дети рассаживаются за столы с соответствующей картинкой. Командам предлагается внимательно рассмотреть картинки, сравнить их, найти сходства и различия по внешнему виду транспорта, изображенного на картинках. Дети выполняют задания, находят сходства и различия, советуясь друг с другом, рассказывают об этом.
Игра «Угадай звуки транспорта» (ноутбук).
Игра «Бабочка и машина».
- Вот машина. Бабочка летела и села (показ с использованием бабочки на проволоке).
- Куда села бабочка? (Бабочка села НА кабину машины).
- Залетела (показ) в кузов машины.
- Где бабочка? (Бабочка В кузове машины).
- А кто над машиной? (НАД машиной бабочка).
- А сейчас куда спряталась бабочка? (показ) (бабочка спряталась ПОД машину).
- Кто за машиной? (ЗА машиной бабочка).
- Куда сейчас села бабочка? (показ) (бабочка села ОКОЛО машины).
Дети садятся за столы своей командой. Воспитатель предлагает командам создать картины «Самолеты в небе», «Машины на улице города», «Корабли в море». Вторые номера относят в свои команды листы бумаги и конверты с фигурками транспорта, солнышко, рыбок, крабов, морских звезд, тучек, домов, деревьев, светофоров, знака «Пешеходный переход», и т. д.
Третьим номерам воспитатель раздает фломастеры, карандаши, кисти, клей и объясняет, что они могут со своей командой рисовать, вырезать, клеить и создавать картины. Третьи номера рассказывают своим товарищам по команде, как они могут проявить творчество. Дети работают. По окончании работы все вместе рассматривают картины. Хлопают друг другу.
Итог деятельности.
- Что вам больше всего понравилось? (Ответы детей).
Дети получают в подарок наклейки с разными видами транспорта и выбирают веселые смайлики.