Динара Жантимирова
Развитие связной речи детей дошкольного возраста при формировании толерантного отношение к национальным культурным ценностям
▼ Скачать + Заказать документы
«Из опыта работы»
Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при формировании толерантного отношение к национальным культурным ценностям.
Жантимирова Д. К. ,
учитель – логопед высшей квалификационной категории,
МДОАУ детский сад «Солнышко»,
п. Светлый.
«Речь – велика сила: она убеждает, обращает, принуждает»
Эмерсон
Публикация «Развитие связной речи детей дошкольного возраста при формировании толерантного отношение к национальным культурным ценностям» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
Речь для человека – важнейший фактор его развития и социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом. Дошкольный возраст имеет особое значение для формирование речи. Развитие речи происходит постепенно. В старшем дошкольном возрасте в речи наблюдаются недочеты и иногда ошибки в употреблении слов и в построении фраз при пересказах сказок, рассказов, во время беседы. Именно поэтому важной задачей учителя – логопеда является развитие связной речи дошкольника. Связная речь – это форма мыслительной деятельности, которая определяет уровень не только речевого, но и умственного развития ребенка. Развитие связной речи имеет большое значение для формирования личности ребенка, его социализации, во многом определяет успешность на начальном этапе обучения в школе.
В работе учителя – логопеда решается не только логопедические задач, но и воспитательные. И одним из направлений воспитательной работы является формирование толерантности к культурным национальным ценностям. Почему это так важно? Ведь современный культурный человек - это не только человек образованный, но и обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Важно формировать у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
В России проживают люди разной национальности, в том числе и в нашем Оренбуржье. Также и в нашем детском саду воспитываются дети разных национальностей. Отношение к человеку другой национальности начинает формироваться у ребенка примерно с четырех лет.
Задача современного образовательного учреждения состоит в том, чтобы из его стен вышли воспитанники не только с багажом знаний, умений, навыков, но люди самостоятельные, обладающие толерантностью в качестве основы своей жизненной позиции.
“Толерантность - означает уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира. Общение с людьми разных национальностей - важнейшее средство и необходимое условие толерантного воспитания дошкольников.
В Государственной концепции дошкольного воспитания говорится: "В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личностной культуры, ее базис, соответствующий общечеловеческим духовным ценностям… Становление базиса личностной культуры означает, что ребенок приобщается именно к общим, не переходящим человеческим ценностям, а не к тому, что может представляться ценным некоторому кругу людей в некотором регионе и в некоторые моменты времени, приобщается к универсальным (всеобщим) средствам жизнедеятельности людей".
Многие психологи (Р. С. Немов, А. В. Петровский, В. С. Мухина и др.) отмечают, что в развитии человека существуют периоды, наиболее благоприятные для формирования определенных качеств личности. В дошкольный период важно закладывать толерантность как одну из основ личности ребенка, демонстрировать и объяснять значение позитивного общения, сотрудничества, подчеркивать значение других людей, не похожих на самого ребенка.
Детский сад, являясь первой ступенью становления межличностных отношений, и для этого необходимо проводить систематическую работу со всеми участниками педагогического процесса, создавать развивающую и обучающую среду в группах, повышать уровень самосознания и проявления толерантности у воспитателей, специалистов ДОУ, родителей воспитанников.
Работая в данном направлении, мною создан и реализован проект «Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста при формировании толерантного отношение к национальным культурным ценностям», целью которого является создание условий для развития связной речи, коммуникативных умений и создание условий для формирования у детей старшего дошкольного возраста толерантного отношения к национальным культурным ценностям. (Приложение 1).
Содержание данной программы опирается на общие педагогические принципы:
- принцип комплексности;
- принцип системного подхода;
- принцип социально-адаптирующей направленности образования;
-принцип использования и интеграции разных видов деятельности в планировании и проведении педагогических работ;
- принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка: специфики его речевого развития, степени, возможностей восприятия педагогического воздействия.
Содержание работы
1. Создание (поиск и разработка) проекта, в котором обозначены проблема, задачи, принципы реализации, основные направления, рекомендуемые методы и приемы, виды деятельности, организация учебно – воспитательного процесса.
2. Разработка и практическое использование перспективного плана на учебный год детей старшего дошкольного возраста (Приложение 1).
3. Взаимодействие с родителями (тренинги, мастер-класс, консультации и т. д.) (Приложение 4).
4. Диагностическая работа по определению эффективности педагогического воздействия.
5. Подготовка и заинтересованность воспитателей; подбор игр и упражнений с учетом возраста.
Основные направления коррекционной работы:
• развитие речевого внимания, понимания речи, речевой инициативы;
• формирование лексико-грамматических средств речи и диалогической формы общения;
• формирование у детей умения понимать другого человека, проявлять сопереживание, сочувствие к людям;
• формирование у детей толерантного поведения;
• повышение культуры межличностного взаимодействия детей в группе.
• закрепление нравственных представлений, навыков социально приемлемого поведения.
Реализация проекта выявила значительные положительные изменения у детей :
-повысился интерес к изучению традиций и обычаев разных стран;
- сформировались дружеские отношения между сверстниками в группах;
- закрепились знания детей о правах ребенка;
- дети активно участвовали в работе на создание семейного древа;
-родители активно участвовали во всех мероприятиях в детском саду;
- речь детей стала выразительной, грамматически правильной.
Анализ полученных результатов свидетельствует о целесообразности проведенной работы с детьми дошкольного возраста.
Имея основу, есть от чего оттолкнуться в своих творческих планах, надо только совершенствоваться!