Нафиса Валиуллина
Приобщение к национальной культуре через области воспитательных воздействий в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Современные программы дошкольного образования ориентированы на федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО). В стандарте выделены пять образовательных областей : социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие (60% обязательной части программы и 40% – вариативной).
Моральные нормы и нравственные ценности должны быть результатом социально-коммуникативного развития-Общение на татарском языке и разнообразные виды деятельности.
Публикация «Приобщение к национальной культуре через области воспитательных воздействий в ДОУ» размещена в разделах
Развивая познавательный интерес и любознательность через ознакомление с архитектурой, историей, культурными традициями родного края, реализуется познавательное развитие. Речевое развитие способствует повышению устойчивого интереса к изучению татарского языка Художественно-эстетическое развитие средствами национальной культуры формирует эстетическое отношение к окружающему миру и способствует художественному развитию ребенка. Физическое развитие закладывает начальные основы здорового образа жизни. на основе представления татарского народа о правильном образе жизни. Содержание образовательных областей меняется в зависимости от возраста и индивидуальных особенностей детей. Они могут реализовываться в различных видах деятельности.
В игровой деятельности используются различные формы народных игр, хороводов и т. д. Общение на татарском языке со взрослыми и сверстниками является главной формой коммуникативной деятельности. Познавательно-исследовательская деятельность основана не только на коммуникации, но и направлена на исследование и познание культурных богатств татарского народа. Через использование татарских народных игр происходит внедрение учебно-методического комплекта (УМК) по обучению детей государственным языкам РТ. Народные игры являются неотделимой частью национального, художественного и физического воспитания дошкольников. Основное достоинство игры – самостоятельный характер, что является позитивной основой для проявления творчества, фантазии. Подвижные игры проводятся во время прогулки. В группе в свободное время дети играют с национальными дидактическими играми.
Таким образом, в ДОО субъектов Российской Федерации предоставляются достаточно широкие возможности для приобщения детей к национальной культуре. При этом национальная культура развивается через области воспитательных воздействий.
Условия приобщения детей к истокам национальной культуры
Для ознакомления детей дошкольного возраста с культурным многообразием народов и воспитания толерантного отношения к сверстникам и взрослым другой национальности должны быть созданы определенные условия.
Одним из условий является ежедневный опыт взаимодействия ребенка со сверстниками. Компетентность педагогов является также педагогическим условием эффективности использования этнокультурного компонента в воспитании толерантности, в приобщении к многообразию национальных культур.
Приобщение дошкольников к историко-культурным ценностям, созданных усилиями многих поколений, актуализирует внимание к проблемам профессиональной подготовки педагогов, готовых к выполнению этой функции. С целью обогащения знаний педагогов о национальных воспитательных традициях необходимо проведение разных форм методической работы (семинары, семинары-практикумы, консультации, тренинги, выставки и т. п., в которых необходимо подчеркивать актуальность проблемы, раскрывать исторические аспекты, знакомить педагогов с содержанием фольклора, народных праздников, уточнять особенности национальной одежды, кухни, образа жизни предков различных народов. Все это позволит воспитателям приобрести основной минимум знаний, прикладные и методические умения, подготовиться к общению с детьми, к организации предметно-пространственной среды, так как только «погружение» ребенка в культурную среду дает возможность ее прочувствовать и только в этом случае она приобретает личностный смысл.
Положительный результат может дать и опережающее знакомство педагогического коллектива с содержанием работы по внедрению традиционной культуры в педагогический процесс. Для этого необходимо предварительное ознакомление педагогов с содержанием материала по конкретной теме, дать методические рекомендации по использованию полученной информации во всех видах детской деятельности.
Другим условием ознакомления дошкольников с особенностями этнических культур является создание культурной среды в дошкольной образовательной организации, которая непосредственно зависит от сложившейся культуры региона, от этнических особенностей места проживания, мировоззрения, поведения, традиций. Внедряя народные традиции в воспитательно-образовательный процесс детского сада, необходимо создать такую предметную среду и атмосферу, в которой ребенок не просто изучал бы народные традиции, а жил в обстановке прошлого, в окружении предметов народного творчества. Оформление должно соответствовать познавательным и воспитательным задачам, способствовать продуктивной деятельности детей.
В формировании предметной среды предпочтение отдается тем образцам традиционной культуры, которые распространены в регионе данной местности. Именно этническая среда создает возможности для привлечения родителей, представителей различных этносов к формированию интереса к народной культуре и воспитанию личности ребенка, как носителя своей национальной культуры.
Следующим важным условием формирования ценностного отношения к национальной культуре через знакомство детей с историей и культурой народов совместного проживания является тесное сотрудничество педагогов с семьей. В силу возрастных особенностей маленькому ребенку неизвестен факт существования разных народов, поэтому считается, что дети от рождения интернациональны, этнически терпимы, они по-доброму относятся ко всем окружающим. В современном обществе национальная принадлежность, в основном, определяется языком и тем, к какой нации себя относит семья и ближайшее окружение человека. Л. Н. Гумилев принадлежность к этносу, то есть возникновение стереотипов поведения, считает не врожденным, а приобретенным в процессе социализации. Заслуживает внимания его идея об «этническом поле матери», которое передается ребенку с первых минут общения «ребенок в чреве матери ни к какому этносу не принадлежит, неэтничен. В течение 3-5 лет после рождения у него складывается на базе общения этническая принадлежность. То, что для него было близким, знакомым и приятным в первые годы его жизни – это и определяет его этническую принадлежность».
Но с течением времени в условиях многоэтнической среды, в результате неправильного воспитания, могут развиться национальная неприязнь и расовая нетерпимость. Именно поэтому воспитание толерантности у подрастающего поколения тесным образом связано с отношением к данному вопросу взрослых ближайшего окружения ребенка (родители, педагоги). Результативность любой воспитательной работы и работы по формированию ценностного отношения в том числе, усиливается вовлечением членов семьи в педагогический процесс. Перед педагогами стоит задача вызвать у родителей интерес к истокам национальной культуры, при этом трудно переоценить значение эмоционального воздействия совместных мероприятий (экскурсии, праздники, развлечения, выставки, оформление газет и т. п.) на родителей и детей.
Такое взаимодействие способствует заинтересованному пониманию проблем и всестороннюю поддержку со стороны взрослых. Повышение этнографической компетентности родителей, способствующей лучшему пониманию человека другой национальности в многоэтнической среде, установление контакта между семьей и педагогами позволяет построить отношения взаимопонимания и выработать общий подход в приобщении дошкольников к накопленному социальному опыту предшествующих поколений.
Следующее системообразующее звено в формировании ценностного отношения к национальной культуре – это деятельность. Культура реализует свою функцию развития личности только при побуждении ее к деятельности. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит формирование ценностного отношения к национальной культуре.
Неоценимую роль в формировании положительного отношения к окружающему миру, в воспитании интереса к исторической культуре у детей дошкольного возраста, играют совместные мотивированные виды деятельности (коммуникативная, игровая, познавательная, речевая, двигательная, трудовая, изобразительная, конструктивная, музыкальная, театрализованная). Деятельностный подход должен стать основным педагогическим условием формирования ценностного отношения к национальной культуре разных народов у детей, и как следствие, формирование черт толерантной личности, уважающей и ценящей не только свою родную культуру, но и культуру других народов. Участие в коллективных мероприятиях придает деятельности ребенка особую социальную значимость, у него есть возможность передать свой ранее накопленный опыт, впитать все новое, сохранить это в памяти и выполнить очень важную функцию, значимую и для него, и для окружающих.
В дошкольных организациях предусматривается сообщение первоначальных представлений на занятиях познавательного цикла, отбор содержания которых должен регулироваться педагогом в зависимости от уровня развития, индивидуальных особенностей детей группы. Желательно использование комплексных занятий, с одновременным решением нескольких дидактических задач и интегрированных занятий, объединяющих знания из нескольких областей (например, интеграция знаний по развитию речи и изобразительной деятельности, по развитию речи и музыкальному занятию).
Закрепление, углубление и систематизация полученных знаний и формирование соответствующих умений должно происходить в процессе игровой, трудовой и продуктивной видов деятельности, при проведении развлечений и праздников. Например, большинство региональных программ ДОО предусматривает проведение праздников казанских татар – «Навруз», «Сабантуй»; татар-мишар – «Кызыл йомырка коне» (праздник Красного яйца); крещеных татар – «Нардуган», обряд взывания дождя [38, С. 132].
Праздник – это, прежде всего, эмоциональное событие, которое при монотонной и ритмичной жизни народа того времени был необходим для сохранения психического здоровья. Целью этих праздников является формирование представлений о традиционной праздничной культуре татарского и русского народов, в естественной непринужденной форме знакомство детей с национальной одеждой, блюдами, народными играми и обычаями, воспитание интереса и уважения к людям своей и других национальностей, чувства гражданственности и патриотизма. Для приобщения ребенка дошкольного возраста к праздничной культуре народа, для более полного восприятия, понятия идеи праздника, в первую очередь, необходимо активное участие самого ребенка в празднике. Подбор разных видов игр должен быть направлен на отображение полученных знаний, впечатлений. Например, дидактические игры: «День рождения Айсылу», «В гости к соседям кряшенам», «Веселая ярмарка». На прогулке можно использовать татарские подвижные игры, в вечернее время – работу детей с бумагой, тканью и природным материалом во время ручного труда (вышивание платочка национальным узором, панно из соломы для украшения жилища, изготовление национальных блюд из соленого теста для игр и т. п.).
Продуктивная деятельность создает условия для усвоения материала. Например, можно использовать аппликацию или пазлы «Башня Сююмбике», «Казанский кремль», «Мы живем в дружной семье», лепку керамической посуды кряшен, предметов быта мишар, глиняных игрушек казанских татар, роспись национальной одежды, посуды, предметов быта и так далее [40, с. 217]. Эффективными средствами приобщения детей к национальной культуре является формирование ценностного отношения к ней через ознакомление дошкольников с культурой и историей этнических групп является искусство (изобразительное, музыкальное, художественное, средства народной педагогики (устное народное творчество, декоративно-прикладное искусство, национальные обычаи, быт, игрушки, национальные праздники, костюмы и т. п.).
Важным условием приобщения детей к национальной культуре является также аналитико-оценочный компонент, который определяется через результат. Результат мы понимаем как степень реализации запланированной цели, то есть в результате проведенной работы с детьми по формированию ценностного отношения к национальной культуре мы предполагаем следующее: наличие представлений об истории страны; проявление интереса к культуре родного народа и народов ближайшего национального окружения; доброжелательное, толерантное отношение к представителям других национальностей; умение отражать полученные знания и представления в разных видах деятельности и в поведении.
Формирование ценностного отношения к национальной культуре народов многоэтнического пространства осуществляется на основе научно-обоснованных психолого-педагогических принципов:–
Целостное гармоничное восприятие национальной культуры. –
Создание активной национальной языковой среды. –
Этническая самоидентификация. –
Эмоционально-ценностное отношение к своему и другим народам, его культуре.
В Татарстане определенная часть вариативной программы отведена приобщению детей к национальной культуре татарского народа. Через деятельность и общение используются все пять образовательных областей для реализации этой задачи.
Таким образом, условиями приобщения детей к национальной культуре являются : опыт взаимодействия ребенка со сверстниками, компетентность педагогов, создание культурной среды в дошкольной образовательной организации, вовлечение членов семьи в педагогический процесс и т. д. В воспитании интереса к исторической культуре у детей дошкольного возраста играют роль совместные мотивированные виды деятельности.