Татьяна Птахина
Приобщение к истокам русской музыкальной культуры как средство нравственно-патриотического воспитания дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
«Приобщение к истокам русской музыкальной культуры как средство нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста»
«Мать Россия моя,
С чем тебя мне сравнить,
Без тебя мне не петь,
Без тебя мне не жить!
Ты, России моя,
золотые края,
Ты, Россия, родная, заветная…»
Темочки:
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
Какие чувства испытывает человек, сочиняя подобные строки, кто и как смог воспитать в нем истинный патриотизм? И как нам суметь воспитать наследников, способных понять, принять и приумножить ценности своего дома, своей малой и большой Родины?
В ХХ в. наша страна испытала немало потрясений, которые не могли не отразиться на людях. И прошло немало времени прежде, чем люди начали обращаться к своим истокам. Постепенно, год за годом, общество возвращается к истинным ценностям, восстанавливает многовековую культуру своего народа, авторитет своей страны. И, конечно, мы, педагоги, все больше внимания уделяем проблеме нравственно-патриотического воспитания наших детей. Д. С. Лихачев говорил: «Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества… Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи».
Дети – будущее любой нации, и от их взглядов и мировоззрения в дальнейшем будет зависеть то, какой мы увидим нашу страну. Поэтому наша задача – воспитывать не только физически, но и нравственно здоровых детей. Цель моей работы – средствами народного искусства приобщать детей к национальным традициям, прививать им любовь к народным песням, танцам, родному языку; научить детей ценить и сохранять великое наследие нашего народа.
Знакомство с бытом русского народа, его обычаями, традициями, праздниками, с различными ремеслами и декоративно-прикладным искусством дает нам возможность не только приобщать детей к русской народной культуре, но и воспитывать любовь народному творчеству, прививать духовный патриотизм, развивать эмоциональные, эстетические чувства.
Особое место занимает народная музыка. Россия всегда славилась, как поющая, музыкальная страна, с высоким уровнем народной певческой и танцевальной культуры. Нельзя не обратить внимание на важность музыкального фольклора и с точки зрения ее влияния на психологический комфорт и физическое здоровье ребенка.
С древних времен был известен терапевтический эффект воздействия музыки на организм. С помощью голоса и движения люди умели «налаживать» его, избавляться от негативных эмоций, подключаться к естественным ритмам жизни. Природа силы звука считалась магической, волшебной. Н. Г. Куприна считает, что оздоровительный эффект народной песни не случаен. Звуковые образы фольклорных напевов, отшлифованные временем и проверенные на многих поколениях, содержат ритмы и интонации здоровья, обладают положительными психотерапевтическими свойствами. В фольклоре слово неотрывно связано с движением. «В традиционной культуре танец, песня, игровое действо часто выступают как эффективное средство психорегуляции, позволяя выразить свои эмоции в рамках культурной нормы поведения. Болезни, отрицательные эмоции, психическое напряжение «вытанцовываются», «выпеваются» и, таким образом, изгоняются из мыслей и тела человека» (Г. И. Куприна)
То же можно сказать и о народной игре. Игре является столь многофункциональным действием, что ее важность для ребенка сложно переоценить. Это и способ найти общий язык с партнерами, и мощное антистрессовое «средство», и психоэмоциональная разрядка, в результате которой возникают положительные эмоциональные ощущения. Кроме того, в игре ребенок начинает осознавать себя личностью, являясь в то же время членом коллектива, учится понимать и уважать других, усваивать нормы поведения (например, между девочкой и мальчиком, капитаном и рядовым членом команды, партнером и противником). Недаром известные фольклористы – Лазарев А. И., Виноградов В. С. – считали игру источником возникновения и развития культуры. Не стоит забывать и о том, что игра – это очень привлекательный вид взаимодействия с ребенком для педагога. Ребенок, увлеченный игрой, не замечает того, что его учат. А педагог получает уникальную возможность без труда освоить с детьми необходимый материал.
В заключение хочется сказать еще об одной проблеме патриотического воспитания – воспитание в семье. В наших силах помочь родителям вспомнить о русских традициях воспитания детей, о народной педагогике, которая была несравнимо добрее и терпимее к детям, о величии и духовном богатстве нашей страны. И о том, как важно донести эти богатства до ума и душ наших чад.
Только так, совместными трудами, мы сможем пробудить в детях чувства любви, гордости и уважения к своей Родине.
Список литературы:
1. Князева О. А. ,Махалева М. Д., Приобщение детей к истокам народной культуры. - С-Пб. : Детство-Пресс,2010.-304 с.
2. Науменко Г. М., Фльклорный праздник в детском саду и школе. -М. : ЛИНКА-ПРЕСС, 2000.-224 с.
3. Науменко Г. М., Народный праздничный календарь, 1и 2 части. -М. : ЗАО РИФМЕ, 1999.-174 с., 128с.
4. Соколова Л. В., Некрылова А. Ф., Воспитание ребенка в русских традициях. - М. : Айрис-Пресс,2003.-208 с.
5. Куприна Г. И., Детство, отрочество, юность. -Е., журнал.