Зульфия Сага
Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором
Воспитатель Сага Зульфия Равиловна
ПЛАН
Введение.
1. Теоретическая часть.
1)Фольклор – как часть национальной культуры.
2)Анализ современных программ по приобщению детей к народной культуре.
3) Фольклор – как средство формирования нравственных качеств и патриотизма.
4) Приоритетные направления в работе
Публикация «Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором» размещена в разделах
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
5) Игра как метод народной педагогики
2. Практическая часть
1) Констатирующий эксперимент
2) Формирующий эксперимент
3) Контрольный эксперимент
4) Выводы
3. Приложение
4. Библиография
ВВЕДЕНИЕ.
В условиях современного общества повышается роль и ответственность педагога за формирование и развитие мировоззрения, гражданственности, нравственной культуры личности – за то, что мы называем духовным миром человека.
Сегодня нельзя представить полного воспитания без выработки глубокого понимания значимости духовных ценностей, роли и места культуры, искусства в обществе, бережного отношения к национальным, художественным ценностям и традициям, без стремления понять историко-культурное богатство, как всего человечества, так и всего народа.
Работая по теме : «Приобщение детей к русской народной культуре» считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников то, что они являются носителями русской народной культуры. Воспитать ребят в национальных традициях. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и,в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к народной культуре через ознакомление с фольклором.
Предмет исследования: содержание и основные жанры фольклора, используемые на занятиях.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы ознакомления дошкольников с русской культурой.
2. Провести отбор методов и приемов, являющихся наиболее эффективными для ознакомления дошкольников с русской культурой.
3. Подобрать музыкальный и литературный материал для ознакомления дошкольников с русской культурой.
4. Составить перспективный план факультативных занятий по ознакомлению детей с русской народной культурой.
1. Теоретическая часть.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохраняются и в 21веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Д. С. Лихачев
Урбанизация, индустриализация, компьютеризация, информационный бум и т. д. – все перечисленное вытесняет представление о прошлом. Забываются национальные традиции, старинное песенное искусство, фольклорные образцы, красочные народные костюмы, своеобразие орнаментов. Ведь бережное отношение к прошлому – не только дань уважения, но и непременное условие сохранения его целостности. Неслучайно русский историк и писатель Н. М. Карамзин писал: «История в некотором смысле есть священная книга народа : главная, необходимая; зеркало их бытия. Деятельности. Скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
-Да, необходимо знакомить детей с образцами национальной культуры своего народа.
В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную культуру. От природы в человеке заложен генетический код.
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Фольклор – основа воспитания. Это устоявшийся опыт народной педагогики. В фольклоре есть всё, слово, музыка, изначально заложенные для всех. Они являются средством нравственного воспитания, неназойливых, скрытых наставлений, назиданий.
В блестящих произведениях устного народного творчества открывается сокровищница богатейшего русского языка, о роли котором в дошкольном воспитании говорила Е. И. Тихеева: «Чем чаще ребенок слышит сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки, тем в большей степени воспитывает он гармонию слов, определений, выражений».
Сила слова фольклора в его богатстве, яркости, многообразности, наполненности, поэтичности, загадочности, духовности, символичности, народности. В нити, связующие поколения, передающиеся из уст в уста. Власть слова и музыки, звукоряд и беспорядок звуков, простота и доходчивость слога, ритм и рифма дают первый опыт, решающую закладку звуковой информации.
В далеких от городов селах и деревнях не было школ, не было библиотек и театров. Поэтому казалось, что сельский люд не обладает духовными и художественными ценностями. Но гений народа создал свою культуру – самобытную и неповторимую. Именно он оказался создателем и хранителем подлинных, истинных ценностей: языка, поэзии, музыки.
Много ценных указаний о применении устного народного творчества мы находим в научных работах Е. Н. Водовозовой, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, М. М. Кониной. Особенно, ценны советы о необходимости употреблять фольклор к месту и времени, остерегаться искусственности звучания его.
Фольклор занимает особое место среди других видов искусства. По сути, это синтетическое искусство, соединяющее в себе словесное и музыкальное, театральное и художественное искусство. Фольклор отличается не только идейной глубиной, но и высокими художественными качествами. Отличие произведений состоит в том, что они создаются на живом, разговорном, народном языке.
Русские писатели и критики высоко оценивали художественные качества русского фольклора, видели в устном поэтическом творчестве проявление огромной талантливости русского народа. В русском фольклоре писатели видели живой родник национальной самобытности, образец и неисчерпаемый родник совершенствования поэтического мастерства. А. С. Пушкин говорил: «Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка»
Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Познавательное значение проявляется, прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представления о психологии народа, о природе страны.
Идейно-воспитательное значение фольклора состоит в том, что его произведения вдохновлены любовью к Родине, стремление к миру, вызывают чувство гордости за реки могучие, степи раздольные, поля широкие – и этим воспитывают любовь к ним. Фольклор развивает эстетическое чувство, т. е. чувство прекрасного.
Жанровый состав русского народного поэтического творчества богат и разнообразен, так как оно прошло значительный путь истории его развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. Состав жанров русского фольклора включает в себя и такие жанры, которые существуют в фольклоре других народов, но только в русском фольклоре есть былины и частушки.
Каждая новая эпоха приносит песни, пословицы, сказки нового типа, нового содержания, новой формы. Народное творчество изменяется, как в общем своем характере и составе, так и в отдельных жанрах и произведениях. Одни жанры возникают и затем развиваются как частушки, другие постепенно выходят из употребления и отмирают, как былины.
Таким образом, изменение фольклора – широкий и непрерывный процесс. Но фольклор, как всякое искусство, многосторонне связан с действительностью: он изменяется вместе с исторической жизнью народа; онотражает события истории и особенности народного быта. Фольклорные жанры и произведения весьма устойчивы и живут долго – в течении ряда исторических периодов, в них можно обнаружить следы нескольких эпох.
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. По всей России распространены одни и те же песни, сказки, пословицы. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русская земля неоднократно подвергалась нападению иноземцев. Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Патриотическая тема - это –сторические песни о Пугачеве и Разине, Суворове и Кутузове, героях гражданской и Великой Отечественной войн. Фольклор создается народом, прошедшим определенный исторический путь и служит отражением его жизненного опыта, воззрений, характера, моральных и эстетических понятий.
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновление содержания образования и воспитания детей. Появилось несколько новых программ»Развитие», «Детство» и тд. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. Однако ни в новых комплексных программах ни в одной из парциальных, проблема нравственно патриотического сознания практически совсем не затрагивается.
Типовая Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста (1986) имеет раздел «Нравственное воспитание». Этот раздел, безусловно, носит на себе явный отпечаток идеологической направленности, и от этого он как бы сам собой выпал из работы. Типовая программа также предусматривала приобщение младших дошкольников к народной игрушке (пирамидке, матрёшке, каталкам, игрушке-забаве). Малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской. Филимоновской игрушками. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны, так как в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу селу)» или «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т. п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры. Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.
А как донести до понимания детей – горжан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, предусмотренная Типовой программой, решалась формально, содержательно не связывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками.
Эти пробелы с успехом решает Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы Князева О. Л., Маханева М. Д. Институт педагогических инноваций РАО Москва, которая определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, помогает последовательно знакомить дошкольников с явлениями природы, растительным и животным миром, особенностями ежедневного крестьянского труда, народными обрядами и праздниками. Программа является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности.
Что такое патриотизм? Какой патриотизм мы утверждаем и стремимся воспитывать в детях? Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу. Историческая, нравственная, рассовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимопониманию, что в свою очередь пораждает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не может и у ребенка пробудить чувство любвт к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. В качестве основных средств воспитания надо использовать фольклор во всех его проявлениях: сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, народные художественные промыслы. Именно они раскрывали содержание воспитания и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимания добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
Нет таких народов, которое не использовали бы в воспитании детей определенной совокупности запретов: «не убий», «не лги», «не воруй», «не желай чужого» и т. д. Помимо заповедей-запретов, народная педагогика большое место отводила заповедям – целям воспитания и обучения. Ведущей из которых является воспитание человека – патриота. Не случайно патриотизм, любовь к Родине, красной нитью проходят практически через все формы устного народного творчества : сказки, героический эпос, песни, пословицы. Эта идея выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлениях своей Родины,осуждениях предательства, трусости.
Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью. Примером могут служить герои сказок, борющихся с различными чудовищами за свободу и счастье своего народа. Былинные богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – защитники границы Отечества. Народная мудрость, раскрывающая любовь к Родине, сконцентрирована в пословицах: «Чириканье родного воробья дороже песни чужого соловья», «Родная сторона – мать, чужая мачеха», «На чужой стороне и весна не красна».
Но не только патриотизм является важнейшим условием воспитания ребенка. Это воспитание доброты и любви к людям, воспитании трудолюбия, уважительного отношения к старому и малому.
Общий труд, взаимная поддержка и помощь должны стать нравственны- ми нормами воспитания ребенка сегодня.
Исходя из вышеизложенного, в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» выбраны следующие направления работы:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора : сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим, нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдениянепосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной, декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Образовательная цель программы: развитие личностной культуры дошкольника средствами приобщения ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Необходимость обращения к истокам народного искусство, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.
Основой при формировании эстетического сознания дошкольников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.
2. Практическая часть
Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.
Существенную роль в этом играет работа всех педагогов детского сада, которые используют в своей работе элементы народной культуры и фольклора. В основу моей работы с детьми положена программа государственного образца «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О. Л. Князева, ведущий научный сотрудник Института педагогических инноваций РАО, Москва и М. Д, Маханева, заведующая ДОУ №117, Н. Новгород.
Данная программа решает следующие задачи:
• Создание условий для становления гражданских позиций личности.
• Развитие национального самосознания личности, как проявление общечеловеческих ценностей.
• Включение ребенка в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает его положительный опыт.
На занятиях проводится идея комплексного подхода в развитии детей – соединение музыки, хореографии, истории фольклора и необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка. И в плане общения в коллективе, бережное отношение к каждому ребенку.
В основу обучения положены педагогические принципы:
1. Гуманизация обучения,стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
2. Интеграция различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.
3. Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
4. Принципы гуманизации, необходимости постоянного духовно-нравственного, эстетического совершенствования.
5. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта детей.
Работа осуществляется в согласии основными дидактическими принципами педагогики: учёта склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка.
Целью моей работы является развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры дошкольника, приобщения к народным традициям и обычаям, расширение музыкального кругозора ребенка.
В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, чтение художественной литературы, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, проведение народных праздников, посещение выставок, музеев.
Обучение строится по направлениям:
1. Факультативные занятия (Знакомство с народно-обрядовой культурой России)
2. Музыкальные занятия
3. Занятия по хореографии.
4. Занятия по изобразительной деятельности.
Учебно-творческая программа рассчитана на 2 года обучения.
Возрастные особенности детей, с которыми я работаю таковы, что игра остается одним из любимейших и основных видов деятельности. И этим стараюсь умело пользоваться, игры включены в каждое занятие курса.
1. Словесные игры.
2. Подвижные игры
3. Игры с пением и движением.
4. Творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового творчества.
Предпочитаю использовать народные игры с пением и движением. Почему они так необходимы на моих занятиях? Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:
• Развитие творч еской индивидуальности
• Эмоциональное развитие
• Воспитание эстетических, патриотических чувств
• Развитие музыкальных способностей
• Развитие духовной сферы
• Развитие самостоятельности, физическое развитие
В своей работе я сталкиваюсь с детской пассивностью, закомплексован- ностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Для проведения эксперимента я решила отобрать в группу большинство именно таких детей и проводить с ними дополнительные факультативные занятия с обязательными игровыми элементами.
Детям были заданы вопросы:
1. Как называется наша страна?
2. Что ты знаешь о своем городе (селе?
3. Что ты знаешь о русском доме?
4. Что ты знаешь о семье?
5. Какие русские народные сказки ты знаешь?
6. Чем занимались русские люди в далеком прошлом?
7. Какую носили одежду?
8. Умение узнавать героев сказок в произведениях изобразительного искусства
9. Какие народные игры знаешь?
10. Какие народные праздники знакомы?
11. Какие народные росписи и промыслы ты знаешь?
В течении опроса выяснилось, что некоторые вопросы вызывают затруднение у детей, а некоторые вопросы ответы давались однозначные.
Знания детей поверхностны. Для того, чтобы систематизировать, обогатить и разнообразить знания детей была проведена работа:
• по музыкальному воспитанию (со всеми детьми);
• по хореографии (со всеми детьми);
• по художественному творчеству, т. е рисованию и аппликации (со всеми детьми);
• народные праздники и развлечения (со всеми детьми);
• факультативные занятия (экспериментальная группа)
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень знаний и содержание у детей экспериментальной и контрольной групп.
Проанализировав тесты и понаблюдав за детьми, я выбрала детей и объединила их в экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу включены те дети, которые в тесте набрали меньше всего баллов по вопросам. В контрольную группу вошли дети с большим колличеством баллов. Эти дети более активные, внимательные.
В экспериментальную группу вошли:
1. 6.
2 7.
3. 8.
9. 10
В контрольную группу вошли:
1. 6.
2. 7.
3. 8.
4. 9.
5. 10
По данным тестированием мною была составлена диагностическая карта, как экспериментальной, так и контрольной групп. Знания сообщенные детьми распределились по критериям 6 высокий, средний, низкий.
Критерии к диагностической карте.
Высокий уровень
- использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
- знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
- знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества
- знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
- умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
- знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)
- иметт представления о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка и др.) использует их элементы в своих работах.
- имеет практические навыки в работе с тестом, тканью, украшение головного убора, изготовление самодельных игрушек из соломки и тряпичных кукол.
- умеет отличать орхитектурные сооружения Древней Руси от современных построек.
Средний уровень.
- знает потешки,прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи
- знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни
- знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них
- знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них
- знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы
- различает росписи Хохлома, Дымка, Гжель
- имеет практические умения по работе с тестом, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу
Низкий уровень.
- знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи
- знает народные приметы
- знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие
- знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним
- различает Хохлому и Дымку
- имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью
С Х Е М А А (по кругу)
С детьми экспериментальной группы я спланировала проводить факультативные занятия по знакомству с народно- обрядовой культурой русского народа.
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Цель: Повысить у детей уровень знаний о русской народной культуре через систему факультативных занятий, добиться большей активности и познавательного интереса с помощью игровых приемов.
Для достижения цели формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы проводились факультативные занятия :
- по программе народного земледельческого календаря
- занятия по темам:
1. Крестьянский дом или из истории кухни
2. Народная игрушка. Народный костюм
3. Орудия труда и предметы быта
4. Музыка
5. Народное искусство
Во всех видах занятий используется устное народное творчество : сказки, былины, пословицы, поговорки, потешки, заклички и т. д.
Перспективный план занятий на 1 квартал.
Я вела поиск новых захватывающих приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству посредством личного примера, использования атрибутов, костюмов, показа. Я искала ответы на вопросы6 «Как повысить творческую активность? Какова связь между творческой активностью и уровнем музыкальности ребенка?» И нашла ответ: необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результате знакомства с лучшими литературными произведениями, которые стимулировали бы потребность детей в активном выражении чувств, придавали своеобразии музыкальному творчеству. Музыкально-творческая игра по сюжетам литературных произведений требует активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовывать себя в игровых действиях.
На занятиях, где используется устное народное творчество, через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-эстетические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети по темам занятий подбирали пословицы, поговорки. Придумывали мелодии колыбельных песен и пели их куклам.
При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют заклички, приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Эта творческая деятельность нашла свое отражение в таких занятиях как «Потешки и др.». Знакомство детей с обрядами осеннего цикла обогатило ребят знаниями о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. Ребята использовали эти знания во время праздника «Осенние посиделки».
После изучения обрядов зимнего цикла дети с увлечением изготавливали «козу», которую потом «водили» с собой во время колядования. Разучивали игровые сценки, играя роли, перевоплощались в героев, подбирали себе костюмы, пели колядки с добрыми пожеланиями на зимнем календарном празднике «Святки». Готовясь к Масленице, дети изготавливали чучело масленицы, затем сжигали его на костре.
Готовясь к «Деревенским посиделкам», ребята подбирали частушки, поговорки, считалочки, скороговорки, мальчики показывали своё мастерство в игре на ложках, девочки – в рукоделии.
Совместная деятельность детей создавала общее эмоциональное переживание, ребята оказывали помощь друг другу при выполнении задания, сострадали, переживали неудачи и радовались успеху. Они становились терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке праздников происходило преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
О народных праздниках хочется сказать отдельно. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия.
Источниками стресса служат негативные мысли и чувства Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть на празднике для детей – это ещё одна возможность расслабиться. Праздник – неосознанные надежда на новое, светлое, счастливое. Праздник – душа народа и он нужен детям, как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения. И ещё дети любят праздники за голоса истории, звучащие в них.
Цели праздника:
• Создать зону психологического комфорта
• Развить творческие способности детей
• Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности
• Приобщить к народным традициям
Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Цель: проанализировать результаты и проверить эффективность проведенных мероприятий. Выявить количественный и качественный результат.
Как оказалось, проведенная работа повлияла на повышение уровня развития и воспитания всех детей экспериментальной группы, но в разной степени. По результатам контрольного тестирования я выявила, что у №3 уровень знаний и навыков повысился с низкого на средний. Только у № 8 он остался на прежнем уровне.
КАРТА СХЕМА
С детьми контрольной группы я не проводила факультативных занятий, но общие занятия по расписанию детского сада (музыкальные, хореографические и по художественному творчеству, подготовка и участие в народных праздниках так же обогатили детей новыми знаниями, развили у детей чувства и эмоции. Уровень многих детей поднялся на ступень вверх.
КАРТА СХЕМА
Выводы.
Материал на котором построена программа глубоко традиционен. Это эмоционально-целостное восприятие мира людей и природы через древнейшие в истории человеческой культуры художественные формы метафорического осмысления мира – через фольклор.
В ходе тестирования был выявлен недостаточный уровень знаний по данной теме, в связи с тем, что не было систематической работы. Мало использовались такие методы как: беседы, чтение фольклорных произведений, объяснения, рассказы, наглядности, инсценизации, экскурсии. Проведенная работа показала свою высокую практическую значимость. Работа должна проводиться со всеми детьми с использованием различных методов. Она помогает дошкольникам раскрыть свои творческие способности, воспитывает доброту, честность, отзывчивость, любовь к своей земле, людям. Учит неформальному общению, предполагает развитие инициативы, познавательных интересов ребенка.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Батурин Г. И. Кузина Г. Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольников»
2. «Бабушкины уроки», (под редакцией Шпикаловой Т. Я) Москва; «Владос»2001г.
3. Бударина Т. А. Корепанова О. Н. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санк-Петербург, «Детство-Пресс»
4. Ботякова О. А. Голякова Л. Ф. и др. «Российский этнографический музей – детям», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс»
5. Власова М. А. «Русские суеверия» (энциклопедический словарь, Санкт-Петербург
6. Глушко Е., Медведев Ю., «Словарь славянской мифологии», Н. Новгород
7. «Детям – о традициях народного мастерства» (под редакцией Шпикаловой Т. Я.
8. Корифский А. А. «Народная Русь», Самара, «Просвещение»
9. Князева О. Л. Махалева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
10. Кравцов Н. И. Лазутин С. Г. «Русское устное народное творчество»
11. Науменко Г. М. «Народная мудрость и знание о ребенке» «Центролитграф» 2001г.
12. Науменко Г. М. «Хоровод круглый год»
13. Науменко Г. М. Гори солнце ярче»
14. Новицкая М. Ю. Науменко Г. М. «Раз, два, три, четыре, пять мы идем с тобой играть»
15. Некрылова А. Ф. «Круглый год» (народный земледельческий календарь) Челябинск 1996
16. Шмаков С. «Нетрадиционные праздники», М. «Новая школа»
17. Журналы «Дошкольное воспитание» 1990-2012г
«Обруч» 1997-2010
18. Газета «Дошкольное образование», Москва «Пресса-1»