Зульфия Сага
Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором
▼ Скачать + Заказать документы
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема: Приобщение дошкольников к русской народной культуре в процессе ознакомления с фольклором
Воспитатель Сага Зульфия Равиловна
ПЛАН
Введение.
1. Теоретическая часть.
1)Фольклор – как часть национальной культуры.
2)Анализ современных программ по приобщению детей к народной культуре.
3) Фольклор – как средство формирования нравственных качеств и патриотизма.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Русская народная культура и традиции. Консультации для педагогов
- Русская народная культура, фольклор
- Русский фольклор. Устное народное творчество
- Фольклор. Консультации для воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
4) Приоритетные направления в работе
5) Игра как метод народной педагогики
2. Практическая часть
1) Констатирующий эксперимент
2) Формирующий эксперимент
3) Контрольный эксперимент
4) Выводы
3. Приложение
4. Библиография
ВВЕДЕНИЕ.
В условиях современного общества повышается роль и ответственность педагога за формирование и развитие мировоззрения, гражданственности, нравственной культуры личности – за то, что мы называем духовным миром человека.
Сегодня нельзя представить полного воспитания без выработки глубокого понимания значимости духовных ценностей, роли и места культуры, искусства в обществе, бережного отношения к национальным, художественным ценностям и традициям, без стремления понять историко-культурное богатство, как всего человечества, так и всего народа.
Работая по теме : «Приобщение детей к русской народной культуре» считаю необходимым донести до сознания своих воспитанников то, что они являются носителями русской народной культуры. Воспитать ребят в национальных традициях. Для этого я обратилась к истокам русской народной культуры и,в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли, чувства наших предков.
Объект исследования: процесс приобщения дошкольников к народной культуре через ознакомление с фольклором.
Предмет исследования: содержание и основные жанры фольклора, используемые на занятиях.
Задачи исследования:
1. Провести теоретический анализ состояния проблемы ознакомления дошкольников с русской культурой.
2. Провести отбор методов и приемов, являющихся наиболее эффективными для ознакомления дошкольников с русской культурой.
3. Подобрать музыкальный и литературный материал для ознакомления дошкольников с русской культурой.
4. Составить перспективный план факультативных занятий по ознакомлению детей с русской народной культурой.
1. Теоретическая часть.
«Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета среди других народов – авторитета, достойно завоеванного русским искусством, литературой. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом, о наших памятниках, литературе, языке, живописи… Национальные отличия сохраняются и в 21веке, если мы будем озабочены воспитанием душ, а не только передачей знаний». Д. С. Лихачев
Урбанизация, индустриализация, компьютеризация, информационный бум и т. д. – все перечисленное вытесняет представление о прошлом. Забываются национальные традиции, старинное песенное искусство, фольклорные образцы, красочные народные костюмы, своеобразие орнаментов. Ведь бережное отношение к прошлому – не только дань уважения, но и непременное условие сохранения его целостности. Неслучайно русский историк и писатель Н. М. Карамзин писал: «История в некотором смысле есть священная книга народа : главная, необходимая; зеркало их бытия. Деятельности. Скрижаль откровений и правил, завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущего».
-Да, необходимо знакомить детей с образцами национальной культуры своего народа.
В нашей жизни надо заботиться о том культурном наследии, которое создали предки. Оно кажется не важным, но на самом деле имеет очень большую ценность. Каждый ребенок должен знать свою национальную культуру. От природы в человеке заложен генетический код.
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. Ценность фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт. В. А. Сухомлинский считал сказки, песни, потешки незаменимым средством побуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности.
Фольклор – основа воспитания. Это устоявшийся опыт народной педагогики. В фольклоре есть всё, слово, музыка, изначально заложенные для всех. Они являются средством нравственного воспитания, неназойливых, скрытых наставлений, назиданий.
В блестящих произведениях устного народного творчества открывается сокровищница богатейшего русского языка, о роли котором в дошкольном воспитании говорила Е. И. Тихеева: «Чем чаще ребенок слышит сказки, пословицы, поговорки, песни, загадки, тем в большей степени воспитывает он гармонию слов, определений, выражений».
Сила слова фольклора в его богатстве, яркости, многообразности, наполненности, поэтичности, загадочности, духовности, символичности, народности. В нити, связующие поколения, передающиеся из уст в уста. Власть слова и музыки, звукоряд и беспорядок звуков, простота и доходчивость слога, ритм и рифма дают первый опыт, решающую закладку звуковой информации.
В далеких от городов селах и деревнях не было школ, не было библиотек и театров. Поэтому казалось, что сельский люд не обладает духовными и художественными ценностями. Но гений народа создал свою культуру – самобытную и неповторимую. Именно он оказался создателем и хранителем подлинных, истинных ценностей: языка, поэзии, музыки.
Много ценных указаний о применении устного народного творчества мы находим в научных работах Е. Н. Водовозовой, Е. А. Флериной, А. П. Усовой, М. М. Кониной. Особенно, ценны советы о необходимости употреблять фольклор к месту и времени, остерегаться искусственности звучания его.
Фольклор занимает особое место среди других видов искусства. По сути, это синтетическое искусство, соединяющее в себе словесное и музыкальное, театральное и художественное искусство. Фольклор отличается не только идейной глубиной, но и высокими художественными качествами. Отличие произведений состоит в том, что они создаются на живом, разговорном, народном языке.
Русские писатели и критики высоко оценивали художественные качества русского фольклора, видели в устном поэтическом творчестве проявление огромной талантливости русского народа. В русском фольклоре писатели видели живой родник национальной самобытности, образец и неисчерпаемый родник совершенствования поэтического мастерства. А. С. Пушкин говорил: «Изучение старинных песен, сказок и т. п. необходимо для совершенного знания свойств русского языка»
Устное поэтическое творчество народа представляет большую общественную ценность, состоящую в его познавательном, идейно-воспитательном и эстетическом значениях, которые неразрывно связаны между собой. Познавательное значение проявляется, прежде всего в том, что он отражает особенности явлений реальной жизни и дает обширные знания об истории общественных отношений, труде и быте, а также представления о психологии народа, о природе страны.
Идейно-воспитательное значение фольклора состоит в том, что его произведения вдохновлены любовью к Родине, стремление к миру, вызывают чувство гордости за реки могучие, степи раздольные, поля широкие – и этим воспитывают любовь к ним. Фольклор развивает эстетическое чувство, т. е. чувство прекрасного.
Жанровый состав русского народного поэтического творчества богат и разнообразен, так как оно прошло значительный путь истории его развития и многосторонне отразило жизнь русского народа. Состав жанров русского фольклора включает в себя и такие жанры, которые существуют в фольклоре других народов, но только в русском фольклоре есть былины и частушки.
Каждая новая эпоха приносит песни, пословицы, сказки нового типа, нового содержания, новой формы. Народное творчество изменяется, как в общем своем характере и составе, так и в отдельных жанрах и произведениях. Одни жанры возникают и затем развиваются как частушки, другие постепенно выходят из употребления и отмирают, как былины.
Таким образом, изменение фольклора – широкий и непрерывный процесс. Но фольклор, как всякое искусство, многосторонне связан с действительностью: он изменяется вместе с исторической жизнью народа; онотражает события истории и особенности народного быта. Фольклорные жанры и произведения весьма устойчивы и живут долго – в течении ряда исторических периодов, в них можно обнаружить следы нескольких эпох.
Фольклор русского народа – важная часть его национальной духовной культуры. По всей России распространены одни и те же песни, сказки, пословицы. Русский фольклор глубоко патриотичен. Русская земля неоднократно подвергалась нападению иноземцев. Фольклор откликнулся на все моменты борьбы русского народа с иноземными нашествиями. Патриотическая тема - это –сторические песни о Пугачеве и Разине, Суворове и Кутузове, героях гражданской и Великой Отечественной войн. Фольклор создается народом, прошедшим определенный исторический путь и служит отражением его жизненного опыта, воззрений, характера, моральных и эстетических понятий.
В последние годы в российской системе дошкольного образования произошли определенные позитивные перемены: обновление содержания образования и воспитания детей. Появилось несколько новых программ»Развитие», «Детство» и тд. В них основные направления развития детей получили обновленное содержательно-методическое обеспечение. Однако ни в новых комплексных программах ни в одной из парциальных, проблема нравственно патриотического сознания практически совсем не затрагивается.
Типовая Программа воспитания и обучения детей дошкольного возраста (1986) имеет раздел «Нравственное воспитание». Этот раздел, безусловно, носит на себе явный отпечаток идеологической направленности, и от этого он как бы сам собой выпал из работы. Типовая программа также предусматривала приобщение младших дошкольников к народной игрушке (пирамидке, матрёшке, каталкам, игрушке-забаве). Малышей знакомили с русскими народными играми, хороводами, народными песнями, потешками, скороговорками, сказками, загадками. Кроме того, в Программе присутствовали задачи по знакомству детей с декоративно-прикладным искусством Хохломы, Городца, дымковской, каргопольской. Филимоновской игрушками. От возраста к возрасту усложнялись задачи по слушанию и воспроизведению фольклора, восприятию яркости цветовых образов в народном искусстве, выразительности в передаче игровых действий в сочетании со словом.
Не секрет, что представления выпускников детского сада о русской культуре были отрывочны и поверхностны, так как в Программе задачи по знакомству дошкольников с родной культурой были сформулированы слишком обще. Например: «Воспитывать любовь к Родине, родному городу селу)» или «Познакомить с некоторыми изделиями народного искусства» и т. п. При этом совершенно не обозначенными оставались средства и методы решения данных задач, а у воспитателя чаще всего не было соответствующих материалов и пособий. Кроме того, давно забыты и не употребляются в разговорной речи старославянские слова и изречения, почти не используются потешки, поговорки, пословицы, которыми так богат русский язык. В современной жизни практически отсутствуют предметы народного быта, упоминаемые в фольклорных произведениях. Воспитатели зачастую недооценивали присказки, заклички, потешки, поговорки, народные игры. Музыкальные руководители, воспринимая народные песенки как попевки-распевки, почти не включали их в игры и праздники, увлекаясь современным материалом.
А как донести до понимания детей – горжан особенности крестьянского труда? На практике такая задача, предусмотренная Типовой программой, решалась формально, содержательно не связывалась с природными явлениями, обрядами, пословицами и поговорками.
Эти пробелы с успехом решает Образовательная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (авторы Князева О. Л., Маханева М. Д. Институт педагогических инноваций РАО Москва, которая определяет новые ориентиры в нравственно-патриотическом воспитании детей, помогает последовательно знакомить дошкольников с явлениями природы, растительным и животным миром, особенностями ежедневного крестьянского труда, народными обрядами и праздниками. Программа является средством формирования у детей патриотических чувств и развития духовности.
Что такое патриотизм? Какой патриотизм мы утверждаем и стремимся воспитывать в детях? Патриотизм – это чувство любви к Родине. Понятие «Родина» включает в себя все условия жизни: территорию, климат, природу. Историческая, нравственная, рассовая связь людей ведёт к формированию их духовного подобия. Сходство в духовной жизни способствует общению и взаимопониманию, что в свою очередь пораждает творческие усилия и достижения, придающие особое своеобразие культуре.
Глубокий духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Но подобно любому другому чувству, патриотизм обретается самостоятельно и переживается индивидуально. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому, не будучи патриотом сам, педагог не может и у ребенка пробудить чувство любвт к Родине. Именно пробудить, а не навязать, так как в основе патриотизма лежит духовное самоопределение. В качестве основных средств воспитания надо использовать фольклор во всех его проявлениях: сказки, песни, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, народные художественные промыслы. Именно они раскрывали содержание воспитания и обучение детей, основные нравственные правила и идеалы, понимания добра и зла, нормы общения и человеческих отношений.
Нет таких народов, которое не использовали бы в воспитании детей определенной совокупности запретов: «не убий», «не лги», «не воруй», «не желай чужого» и т. д. Помимо заповедей-запретов, народная педагогика большое место отводила заповедям – целям воспитания и обучения. Ведущей из которых является воспитание человека – патриота. Не случайно патриотизм, любовь к Родине, красной нитью проходят практически через все формы устного народного творчества : сказки, героический эпос, песни, пословицы. Эта идея выражается не только в описании героизма людей, но и в поэтических описаниях родной природы, прославлениях своей Родины,осуждениях предательства, трусости.
Патриотизм всегда связывается с определенными качествами личности: храбростью, отвагой, доблестью. Примером могут служить герои сказок, борющихся с различными чудовищами за свободу и счастье своего народа. Былинные богатыри: Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович – защитники границы Отечества. Народная мудрость, раскрывающая любовь к Родине, сконцентрирована в пословицах: «Чириканье родного воробья дороже песни чужого соловья», «Родная сторона – мать, чужая мачеха», «На чужой стороне и весна не красна».
Но не только патриотизм является важнейшим условием воспитания ребенка. Это воспитание доброты и любви к людям, воспитании трудолюбия, уважительного отношения к старому и малому.
Общий труд, взаимная поддержка и помощь должны стать нравственны- ми нормами воспитания ребенка сегодня.
Исходя из вышеизложенного, в программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» выбраны следующие направления работы:
1. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа.
2. Необходимо широко использовать все виды фольклора : сказки, песни, пословицы, поговорки, хороводы и т. д. В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим, нравственным ценностям. В русском фольклоре каким то образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность. Адресованные детям потешки, прибаутки, заклички звучат как ласковый говорок, выражая заботу, нежность, веру в благополучное будущее. В пословицах и поговорках метко оцениваются различные жизненные позиции, высмеиваются недостатки, восхваляются положительные качества людей. Особое место в произведениях устного народного творчества занимают уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому, фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
3. Большое место в приобщении к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. В них фокусируются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем эти наблюдениянепосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
4. Очень важно ознакомить детей с народной, декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.
Образовательная цель программы: развитие личностной культуры дошкольника средствами приобщения ко всем видам национального искусства – от архитектуры до живописи, от пляски, сказки и музыки до театра.
Необходимость обращения к истокам народного искусство, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей Россия сейчас переживает кризис подрастающего поколения. Нарушились традиции, порвались нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения. Безжалостное отрубание своих корней от народности в воспитательном процессе ведет к бездуховности. Поэтому главной задачей своей деятельности вижу обогатить детей знаниями о народном музыкальном фольклоре.
Основой при формировании эстетического сознания дошкольников должны стать художественные ценности традиционной национальной культуры народа, источником и фундаментом которого является фольклор.
2. Практическая часть
Фольклор – источник знаний о действительности, о человеке и средство формирования важнейших народных понятий о добре и зле, средство познания родного языка, родной речи через лучшие образцы народной песни. Фольклор формирует национальное мировоззрение, учит ребенка видеть мир глазами своего народа.
Существенную роль в этом играет работа всех педагогов детского сада, которые используют в своей работе элементы народной культуры и фольклора. В основу моей работы с детьми положена программа государственного образца «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», авторы О. Л. Князева, ведущий научный сотрудник Института педагогических инноваций РАО, Москва и М. Д, Маханева, заведующая ДОУ №117, Н. Новгород.
Данная программа решает следующие задачи:
• Создание условий для становления гражданских позиций личности.
• Развитие национального самосознания личности, как проявление общечеловеческих ценностей.
• Включение ребенка в такую систему деятельности и отношений, которая обогащает его положительный опыт.
На занятиях проводится идея комплексного подхода в развитии детей – соединение музыки, хореографии, истории фольклора и необходимости психолого-педагогического изучения каждого ребенка. И в плане общения в коллективе, бережное отношение к каждому ребенку.
В основу обучения положены педагогические принципы:
1. Гуманизация обучения,стоящая на том, что каждая личность неповторима, каждый ребенок – чудо.
2. Интеграция различных видов искусства: музыки, хореографии, элементов театрализации, игры.
3. Широкое привлечение игровых технологий, интереса, как факторов педагогической свободы обучения.
4. Принципы гуманизации, необходимости постоянного духовно-нравственного, эстетического совершенствования.
5. Обеспечение эмоционально – психологического комфорта детей.
Работа осуществляется в согласии основными дидактическими принципами педагогики: учёта склонностей, индивидуальных способностей, учета возрастных особенностей ребенка.
Целью моей работы является развитие творческих способностей детей, воспитание общей культуры дошкольника, приобщения к народным традициям и обычаям, расширение музыкального кругозора ребенка.
В программе предусмотрены различные виды деятельности: игра, беседа, чтение художественной литературы, прослушивание музыки, пение, работа с музыкально-шумовыми инструментами, разучивание основ народного танца, театрализация игровых песен, работа над выразительностью речи, изготовление масок, проведение народных праздников, посещение выставок, музеев.
Обучение строится по направлениям:
1. Факультативные занятия (Знакомство с народно-обрядовой культурой России)
2. Музыкальные занятия
3. Занятия по хореографии.
4. Занятия по изобразительной деятельности.
Учебно-творческая программа рассчитана на 2 года обучения.
Возрастные особенности детей, с которыми я работаю таковы, что игра остается одним из любимейших и основных видов деятельности. И этим стараюсь умело пользоваться, игры включены в каждое занятие курса.
1. Словесные игры.
2. Подвижные игры
3. Игры с пением и движением.
4. Творческие задания как метод развития песенного, музыкально-игрового творчества.
Предпочитаю использовать народные игры с пением и движением. Почему они так необходимы на моих занятиях? Эти игры развивают интерес к пению, память, чувство ритма, умение правильно передавать мелодию. В играх такого плана дети учатся передавать в движении художественный образ. Но самое главное – через игру русская народная песня входит в быт. В народных играх дети учатся общаться, приобщаются к народным традициям, проявляют взаимовыручку, знакомятся с малыми жанрами народного творчества.
Игровая деятельность на занятии позволяет решать следующие задачи:
• Развитие творч еской индивидуальности
• Эмоциональное развитие
• Воспитание эстетических, патриотических чувств
• Развитие музыкальных способностей
• Развитие духовной сферы
• Развитие самостоятельности, физическое развитие
В своей работе я сталкиваюсь с детской пассивностью, закомплексован- ностью, неумением детей раскрыть свои возможности. Для проведения эксперимента я решила отобрать в группу большинство именно таких детей и проводить с ними дополнительные факультативные занятия с обязательными игровыми элементами.
Детям были заданы вопросы:
1. Как называется наша страна?
2. Что ты знаешь о своем городе (селе?
3. Что ты знаешь о русском доме?
4. Что ты знаешь о семье?
5. Какие русские народные сказки ты знаешь?
6. Чем занимались русские люди в далеком прошлом?
7. Какую носили одежду?
8. Умение узнавать героев сказок в произведениях изобразительного искусства
9. Какие народные игры знаешь?
10. Какие народные праздники знакомы?
11. Какие народные росписи и промыслы ты знаешь?
В течении опроса выяснилось, что некоторые вопросы вызывают затруднение у детей, а некоторые вопросы ответы давались однозначные.
Знания детей поверхностны. Для того, чтобы систематизировать, обогатить и разнообразить знания детей была проведена работа:
• по музыкальному воспитанию (со всеми детьми);
• по хореографии (со всеми детьми);
• по художественному творчеству, т. е рисованию и аппликации (со всеми детьми);
• народные праздники и развлечения (со всеми детьми);
• факультативные занятия (экспериментальная группа)
КОНСТАТИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ.
Цель констатирующего эксперимента: выявить уровень знаний и содержание у детей экспериментальной и контрольной групп.
Проанализировав тесты и понаблюдав за детьми, я выбрала детей и объединила их в экспериментальную и контрольную группы. В экспериментальную группу включены те дети, которые в тесте набрали меньше всего баллов по вопросам. В контрольную группу вошли дети с большим колличеством баллов. Эти дети более активные, внимательные.
В экспериментальную группу вошли:
1. 6.
2 7.
3. 8.
9. 10
В контрольную группу вошли:
1. 6.
2. 7.
3. 8.
4. 9.
5. 10
По данным тестированием мною была составлена диагностическая карта, как экспериментальной, так и контрольной групп. Знания сообщенные детьми распределились по критериям 6 высокий, средний, низкий.
Критерии к диагностической карте.
Высокий уровень
- использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.
- знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе с народными приметами и делать соответствующие умозаключения.
- знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства и художественного творчества
- знает названия сезонных праздников. Умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.
- умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.
- знает историю русского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские)
- иметт представления о народных промыслах (Хохлома, Городец, Дымка и др.) использует их элементы в своих работах.
- имеет практические навыки в работе с тестом, тканью, украшение головного убора, изготовление самодельных игрушек из соломки и тряпичных кукол.
- умеет отличать орхитектурные сооружения Древней Руси от современных построек.
Средний уровень.
- знает потешки,прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи
- знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни
- знает название некоторых народных праздников и принимает участие в них
- знает русские народные подвижные игры и умеет объяснить правила некоторых из них
- знает некоторые элементы русского народного костюма и различает головные уборы
- различает росписи Хохлома, Дымка, Гжель
- имеет практические умения по работе с тестом, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу
Низкий уровень.
- знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда используют их в речи
- знает народные приметы
- знает название некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие
- знает 2-3 подвижные игры и умеет объяснять правила к ним
- различает Хохлому и Дымку
- имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью
С Х Е М А А (по кругу)
С детьми экспериментальной группы я спланировала проводить факультативные занятия по знакомству с народно- обрядовой культурой русского народа.
ФОРМИРУЮЩИЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Цель: Повысить у детей уровень знаний о русской народной культуре через систему факультативных занятий, добиться большей активности и познавательного интереса с помощью игровых приемов.
Для достижения цели формирующего эксперимента с детьми экспериментальной группы проводились факультативные занятия :
- по программе народного земледельческого календаря
- занятия по темам:
1. Крестьянский дом или из истории кухни
2. Народная игрушка. Народный костюм
3. Орудия труда и предметы быта
4. Музыка
5. Народное искусство
Во всех видах занятий используется устное народное творчество : сказки, былины, пословицы, поговорки, потешки, заклички и т. д.
Перспективный план занятий на 1 квартал.
Я вела поиск новых захватывающих приемов для воспитания у детей устойчивого интереса к творчеству посредством личного примера, использования атрибутов, костюмов, показа. Я искала ответы на вопросы6 «Как повысить творческую активность? Какова связь между творческой активностью и уровнем музыкальности ребенка?» И нашла ответ: необходимы захватывающие впечатления, а их можно получить в результате знакомства с лучшими литературными произведениями, которые стимулировали бы потребность детей в активном выражении чувств, придавали своеобразии музыкальному творчеству. Музыкально-творческая игра по сюжетам литературных произведений требует активной мысли, направленной на восприятие содержания произведения. Дети эмоционально воспринимают содержание, сочувствуют героям, отсюда и появляется стремление активно реализовывать себя в игровых действиях.
На занятиях, где используется устное народное творчество, через пословицы, поговорки, сказки ребята для себя раскрывают нравственно-эстетические понятия добра, зла, честности, уважение к старости, взаимопомощи. Дети по темам занятий подбирали пословицы, поговорки. Придумывали мелодии колыбельных песен и пели их куклам.
При знакомстве с прибаутками, календарным, потешным, игровым фольклором, обогащается внутренний мир ребенка. Дети с удовольствием поют заклички, приговорки, говорят и поют небылицы, отмечая красоту русского языка, яркость музыкальных образов, добрый юмор.
Эта творческая деятельность нашла свое отражение в таких занятиях как «Потешки и др.». Знакомство детей с обрядами осеннего цикла обогатило ребят знаниями о старинных крестьянских обычаях, которые соблюдались земледельцами во время уборки урожая. Ребята использовали эти знания во время праздника «Осенние посиделки».
После изучения обрядов зимнего цикла дети с увлечением изготавливали «козу», которую потом «водили» с собой во время колядования. Разучивали игровые сценки, играя роли, перевоплощались в героев, подбирали себе костюмы, пели колядки с добрыми пожеланиями на зимнем календарном празднике «Святки». Готовясь к Масленице, дети изготавливали чучело масленицы, затем сжигали его на костре.
Готовясь к «Деревенским посиделкам», ребята подбирали частушки, поговорки, считалочки, скороговорки, мальчики показывали своё мастерство в игре на ложках, девочки – в рукоделии.
Совместная деятельность детей создавала общее эмоциональное переживание, ребята оказывали помощь друг другу при выполнении задания, сострадали, переживали неудачи и радовались успеху. Они становились терпимее, добрее, справедливее в оценке своих действий и поступков. При подготовке праздников происходило преображение робких, застенчивых детей в раскрепощенных, инициативных.
О народных праздниках хочется сказать отдельно. Современная жизнь с ее социальными противоречиями вызывает у ребенка чувства неверия, бессилия.
Источниками стресса служат негативные мысли и чувства Основная защита от них только в положительных эмоциях, которые могут возникнуть на празднике для детей – это ещё одна возможность расслабиться. Праздник – неосознанные надежда на новое, светлое, счастливое. Праздник – душа народа и он нужен детям, как вид их удивительного творчества, как одна из форм их духовного и национального самовыражения. И ещё дети любят праздники за голоса истории, звучащие в них.
Цели праздника:
• Создать зону психологического комфорта
• Развить творческие способности детей
• Удовлетворить физические, интеллектуальные потребности
• Приобщить к народным традициям
Система праздников создает духовную общность детей и взрослых, ту почву, на которой развиваются человеческие чувства: любовь, доброта, взаимопомощь. При подготовке и проведении праздников происходит преображение робких детей в эмоциональных, инициативных. Они непроизвольно вовлекаются в процесс игры, что соответствует природе дошкольника, где ребенок органично познает новые музыкальные образы, приобретает умения, навыки, развивает фантазию. Причем, развитие творческих способностей происходит само собой в занимательной, увлекательной игровой форме.
КОНТРОЛЬНЫЙ ЭКСПЕРИМЕНТ
Цель: проанализировать результаты и проверить эффективность проведенных мероприятий. Выявить количественный и качественный результат.
Как оказалось, проведенная работа повлияла на повышение уровня развития и воспитания всех детей экспериментальной группы, но в разной степени. По результатам контрольного тестирования я выявила, что у №3 уровень знаний и навыков повысился с низкого на средний. Только у № 8 он остался на прежнем уровне.
КАРТА СХЕМА
С детьми контрольной группы я не проводила факультативных занятий, но общие занятия по расписанию детского сада (музыкальные, хореографические и по художественному творчеству, подготовка и участие в народных праздниках так же обогатили детей новыми знаниями, развили у детей чувства и эмоции. Уровень многих детей поднялся на ступень вверх.
КАРТА СХЕМА
Выводы.
Материал на котором построена программа глубоко традиционен. Это эмоционально-целостное восприятие мира людей и природы через древнейшие в истории человеческой культуры художественные формы метафорического осмысления мира – через фольклор.
В ходе тестирования был выявлен недостаточный уровень знаний по данной теме, в связи с тем, что не было систематической работы. Мало использовались такие методы как: беседы, чтение фольклорных произведений, объяснения, рассказы, наглядности, инсценизации, экскурсии. Проведенная работа показала свою высокую практическую значимость. Работа должна проводиться со всеми детьми с использованием различных методов. Она помогает дошкольникам раскрыть свои творческие способности, воспитывает доброту, честность, отзывчивость, любовь к своей земле, людям. Учит неформальному общению, предполагает развитие инициативы, познавательных интересов ребенка.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Батурин Г. И. Кузина Г. Ф. «Народная педагогика в воспитании дошкольников»
2. «Бабушкины уроки», (под редакцией Шпикаловой Т. Я) Москва; «Владос»2001г.
3. Бударина Т. А. Корепанова О. Н. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством», Санк-Петербург, «Детство-Пресс»
4. Ботякова О. А. Голякова Л. Ф. и др. «Российский этнографический музей – детям», Санкт-Петербург, «Детство-Пресс»
5. Власова М. А. «Русские суеверия» (энциклопедический словарь, Санкт-Петербург
6. Глушко Е., Медведев Ю., «Словарь славянской мифологии», Н. Новгород
7. «Детям – о традициях народного мастерства» (под редакцией Шпикаловой Т. Я.
8. Корифский А. А. «Народная Русь», Самара, «Просвещение»
9. Князева О. Л. Махалева М. Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры»
10. Кравцов Н. И. Лазутин С. Г. «Русское устное народное творчество»
11. Науменко Г. М. «Народная мудрость и знание о ребенке» «Центролитграф» 2001г.
12. Науменко Г. М. «Хоровод круглый год»
13. Науменко Г. М. Гори солнце ярче»
14. Новицкая М. Ю. Науменко Г. М. «Раз, два, три, четыре, пять мы идем с тобой играть»
15. Некрылова А. Ф. «Круглый год» (народный земледельческий календарь) Челябинск 1996
16. Шмаков С. «Нетрадиционные праздники», М. «Новая школа»
17. Журналы «Дошкольное воспитание» 1990-2012г
«Обруч» 1997-2010
18. Газета «Дошкольное образование», Москва «Пресса-1»