Галина Рыжова
Приобщение детей старшего возраста к культуре чувашского народа
▼ Скачать + Заказать документы
Наследие каждого народа содержит ценные идеи и опыт воспитания в контексте общечеловеческих ценностей.
Приобщение к традициям народа особенно значимо в дошкольные годы. Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста, проявляющиеся в интенсивном развитии мышления и других высших функций, значительной трансформации мотивационной сферы, позволяют утверждать, что: период пяти – шести лет является оптимальным для нравственного воспитания средствами народных традиций. Именно в этом возрасте происходит формирование эмоционально – ценностного, положительного отношения ребенка к культуре, своему родному языку, людям, что подчеркнули многие ученые (А. П. Усова, Е. А. Флерина и др.)
Темочки:
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребенка начал национального самосознания, интереса к национальной культуре и народным традициям путем возрождения утраченных ценностей.
Сегодня взрослые все реже передают традиции своего народа подрастающему поколению, а родители не знакомят их с обычаями, народными играми.
Наш Радищевский район многонационален. В мире и дружбе живут и трудятся люди разных национальностей. В нашем детском саду сложилась стройная система ознакомления дошкольников с культурой русского, татарского, мордовского, чувашского народа, проживающих на территории нашего района.
Культура чувашского народа, с которой знакомлю детей в нашем детском саду, богата и уникальна. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремесла.
Ввоспитательно – образовательном процессе имеет место как традиционным формам работы (организованная образовательная деятельность, дидактические игры, народные подвижные игры, беседы, экскурсии, так и современным (фестивали, мастерские, детско – родительские проекты, музеи, коллекционирование и т. д.)
Работая по направлению «Знакомство с традициями, обычаями, обрядами чувашского народа», выделяю четыре основных вектора.
Первый – работа с воспитанниками.
Формы работы: праздники, познавательные беседы, игровая деятельность (включая народные игры, посиделки, чтение произведений устного народного творчества. Огромное значение имеет оформление предметно – пространственной развивающей среды. В нашем детском саду она представлена мини – музеями, выставками.
Мини – музей погружает детей в традиционную культуру чувашского народа. Основу экспозиции составляют реальные предметы быта чувашей. Детям интересно, познавательно в музее, они задают много вопросов. Предметы собираются на протяжении нескольких лет, каждый имеет свою историю. Имеются современные, чтоб дети могли их сравнивать, анализировать.
Особое внимание по приобщению народной культуры занимают праздники и развлечения. Проводится большая предварительная работа по оформлению декораций, по пошиву костюмов. Дети узнают, как выглядел чувашский национальный женский, мужской костюм, названия частей одежды (особенности ее шитья, поясных украшений «сар», «яркч»). Знакомятся с названиями головных уборов (тухъя, хушпу, с образами –символами чувашского узора, создают орнамент, состоящий из художественных элементов.
Значительное влияние на формирование умственных, духовно – нравственных и эстетических качеств личности оказывает игра. Игры сохранили свою художественную самобытность и составляют неповторимый игровой фольклор. По детским играм дошкольники узнают о прошлом своего народа. Названия игр подсказывают, чем занимались, и какой образ жизни вели наши предки. Например, игры «На пахоте»( «Акара», «Стрельба из лука»(«Ухаранпемелле», «В лошадку» («Лашалла») и другие. Считалки, скороговорки, зачины к народным подвижным играм разучиваются на чувашском языке.
Второй – работа с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях, организуемых в детском саду, помогает объединить семью общим эмоциональным опытом, наполнить досуг новым содержанием и повысить уровень грамотности всех членов семьи по данной теме. На мероприятиях родители выступают в роли непосредственных участников. Они играют, поют, читают стихи, делятся своими предметами быта, выполняют творческие задания: «Готовим блюда чувашской кухни», «Чувашский костюм» и другие.
Третий – взаимодействие с профессиональным педагогическим сообществом. Тесное взаимодействие воспитателя, музыкального руководителя, учителя – логопеда, инструктора по физической культуре обеспечивает эффективность решаемых задач, индивидуально – дифференцированный подход к детям.
Четвертый – взаимодействие с социумом. Экскурсии в районный краеведческий музей на тематические выставки. Участие детей и родителей в конкурсах в центре детского творчества, посвященных национальным праздникам. Посещение районной библиотеки, с целью ознакомления с произведениями (сказки, стихи, рассказы) чувашских писателей и поэтов. Выступления детей и родителей в районном доме культуры на Межрегиональном фестивале славянской культуры «Дикий пион», показ мастер – класса на тему: «Изготовление погремушки (шаркунок)» в рамках проведения Дня поселка.
Эффективность процесса освоения детьми национальной культуры, становление национальной идентичности, как основы становления личности ребенка возможно только при работе всех четырех направлений векторов.