анастасия царева
Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа посредством фольклора
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа посредством фольклора.
Царева Анастасия Николаевна
музыкальный руководитель
МБДОУ детский сад №217 «Лесовичок»
Г. Ульяновск
Аннотация: В статье рассматривается духовно – нравственное воспитание детей дошкольных организаций через знакомство с одно из национальностей России –мордва (эрьзя). Программа направлена на знакомство с национальностью Мордва (эрьязя) посредством фольклора.
Публикация «Приобщение детей к традициям и культуре мордовского народа посредством фольклора» размещена в разделах
- Мордовия
- Народная культура, фольклор
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
Каждому человеку необходимо знать историю, культуру, традиции разных народов. Исторически так сложилось, что на территории нашей Родины проживает множество народов : татары, мордва, чуваши, чеченца, русские и тд. Относясь к представителям мордовского народа (эрьзя) мы решили приобщить наших воспитанников детского сада №217 “Лесовичок” города Ульяновска к традициям, песенному творчеству мордовского (эрзянского) народа. Так же выяснилось, что многие родители наших воспитанников относятся к мордовской национальности и они с удовольствием поддержали нас и принимали активное участие в нашей работе.
Главной целью нашей работы с детьми средней группы и родителями- знакомство с культурой мордовского народа, фольклора, игр, праздничных традиций, литературы.
Основное направление в работе с детьми нами было выбрано- фольклор. Создав вокальный коллектив “Чи пайнеть”, что в переводе означает “Солнечные лучики”, название этого коллектива пришло не случайно. Источник света и тепла – солнце- является у мордвы верховным божеством. Солнце в культуре мордвы обожествлялось и наделялось божественными силами. В костюмах, орнаменте мордовского народа также можно увидеть солнце. Мордовский фольклор- уникальная, самобытная культура наших предков. Начали мы знакомство с фольклором со среднего возраста, так как маленькие дети быстрее впитывают новый материал. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок. Большинство обрядов и песен связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками. Дети на занятиях знакомились с обрядами мордовского народа. Одни из таких, когда на канун Вербного воскресенья - первого христианского праздника весенне-летнего календаря девочки –вербочки ходили по селу из дома в дом и хлестали спящих ветками вербы, чтобы передать силу растения человеку, сделать его здоровым. Во время Пасхальных обрядов празднично одетые дети, олицетворявшие Пасху, обходили село. Хозяева каждого дома выходили им навстречу с угощением. Надо сказать, что в обрядах эрзян постепенно произошло переплетение языческих и христианских элементов. После ознакомления дети с удовольствием принимали участие в постановке обряда, ведь они очень веселые и красочные. Еще один обряд сбора урожая, при котором устраивались моления в честь богов — покровителей плодородия (Масторавы, Норовавы и др.). Ежегодно в с. Кивать Кузоватовского района Ульяновской области, проходит мордовский фестиваль “Масторовань морот” (“Песни матери Земли”, наши воспитанники вокальный коллектив “Чи пайнеть” приняли участие исполнив частушки и песню на эрзянском языке. Получив похвалу как самые юные участники и грамоту за сохранение культуры и традиций мордовского народа. Рис. 1
Побывав на фестивале, дети получили массу ярких впечатлений, народные праздники обогащают детей, формируют у них чувство гордости за свой народ. Так же ребята принимают участие в ежегодном конкурсе «Национальные елки» и конкурсе- фестивале мордовского творчества “Сиянь багаянеть” (“ Серебрянные колокольчики”).Рис 2
Наши родители принимают активное участие в поездках, в подготовке детей к конкурсам, оказывают моральную поддержку как нам - педагогам, так и детям.
Мордовский детский фольклор открывает ребенку мир прекрасного, формирует познавательный интерес к родной культуре и традициям.