Марина Комарницкая
«Веселье лучше богатства». Приобщение детей к русской народной культуре (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:Продолжать приобщать детей к русской народной культуре. Воспитывать в детях гордость за достижения русского народа. Стремиться к тому, чтобы дети как можно больше знали оьычаев, обрядов, могли их использовать в играх.
Задачи:Познакомить с русскими народными инструментами, их звучанием, их внешним видом. Вызвать интерес к сказке: "Кот, петух, и лиса". развивать речь. Учить отвечать на вопросы, мыслить. Дать понятие шуток и розыгрышей.
Публикация «„Веселье лучше богатства“, Приобщение детей к русской народной культуре (средняя группа)» размещена в разделах
Звучит русская народная плясовая мелодия (любая). В группу, приплясывая входит Емеля (родитель в русском народном костюме). Пока звучит музыка, пляшет, кружится, пританцовывает (меньше минуты).
Емеля:-Если снег повсюду тает,
День становится длинней.
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит, к нам пришла.
Дети:-Весна!
Емеля:-Тает снежок,
Ожил лужок,
День прибывает,
Когда это бывает?
Дети:-Весной!
Емеля:-А ведь и правда, весной становится радостно, хочется веселиться, петь, плясать, шутить. А вам, дети, хочется?
Дети:-Да!
Емеля:-Отгадайте-ка загадки.
То толстеет, то худеет,
На весь дом голосит. (Гармонь)
Показывает картинку с изображением гармони. Если есть, то настоящий инструмент.
До чего же веселый инструмент эта гармонь, любую песню под нее можно спеть. Звучит музыка с участием гармошки, например-Барыня-, или любая другая мелодия, главное, знакомая детям, чтобы они смогли подпеть куплет.
Емеля:-И бренчит, и звенит,
Всех игрою веселит,
А всего-то три струны
Ей для этого нужны.
Что же это? Отгадай-ка!
Это наша. Дети (Балалайка)
Показать или сам инструмент, или картинку с изображением балалайки.
Звучит русская народная плясовая мелодия в исполнении балалайки.
Емеля:-Ноги-то мои, сами в пляс так и идут. А,ну-ка, дети, попляшите вместе со мной, кто как умеет! Емеля и дети пляшут под балалайку.
Емеля:-Ух, устал. Давайте посидим, а я вам загадаю еще одну загадку.
Деревянная подружка,
Без нее мы как без рук:
На досуге-веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает. (Деревянная ложка)
Если дети затрудняются с ответом, то надо быстро говорить:-Да это же деревянная ложка (показать). Это тоже музыкальный инструмент.
А, давайте поиграем в игру! Игра называется-Узнай по звучанию-
У Емели за ширмой бубен, ложки, трещотка, балалайка, дудка или птичка-свистулька, если есть-гармонь.
Емеля играет-дети узнают инструмент по звучанию.
Емеля:-Как у нашего соседа
Весела была беседа :
Гуси-в гусли,
Утки-в дудки,
Овцы-в донцы,
Тараканы-в барабаны.
Емеля:-Послушайте русскую народную песню, называется:-"Как у наших у ворот".
После прослушивания Емеля спрашивает, какая по характеру эта мелодия. Подсказывает детям. Веселая, плясовая, ритмичная и. т. д.
Емеля:-Давайте. как настоящие музыканты, подыграем этой мелодии!
Раздает детям инструменты:бубны, ложки, трещотки, свистульки.
Емеля:-Только, чур, играть будем по очереди. Сначала играют ложки (Емеля с ними)
Потом бубны (Емеля с ними). Потом трещотки (Емеля с ними). Потом свистульки (Емеля с ними).
Емеля:-Да,вы какие молодцы. У нас целый оркестр получился. дети кладут инструменты на красивый поднос.
Емеля приглашает детей сесть, и начинает рассказ о музыкальных инструментах.
-Как вы думаете, кто изготавливает музыкальные инструменты (Дети высказывают свои предположения). Если затрудняются, то рассказать самим о мастерах.
-А для чего делают музыкальные инструменты? (Дети высказываются; чтобы было веселее, для танцев, для песен и. т. д)
-Интересно было бы жить без музыкальных инструментов? Да, было бы гораздо скучнее.
-Ребята! Чем же отличаются инструменты друг от друга? Дети высказывают свое мнение (в одни надо дуть,Другие трещат, щелкают, у третьих есть струны.)
-А чем же все они похожи? Верно, они дарят людям радость, когда на них играют.
-Какие музыкальные инструменты называют струнными и почему (Гитара, балалайка, скрипка, арфа и. т. д)
-Как называют человека, который играет на гармошке (Если дети затрудняются, то надо сказать-гармонист.
А как называют человека, который играет на ложках? Правильно-ложкарь.
-В старые времена молодежь собиралась на посиделках. Девушки шили, вышивали, вязали; добры молодцы тоже не ленились-что-нибудь мастерили, чинили. а чтобы не было скучно-водили хороводы, пели песни, да частушки. И в праздники любил повеселиться русский народ. Не зря в народе говорят :-"Веселье лучше богатства".
-Где песня поется, там легче живется. смех,считалось, прогоняет зиму с человеческого лица. Как это можно понять? Дети высказывают свои соображения, если затрудняются, то помочь наводящими вопросами. Какая может быть зима? (суровая, холодная, морозная, злая, человек не улыбается от холода, а как песню запоет, сразу зима с лица ушла, улыбается человек, смеется).
Вот, например, Настя (Ева, София, Василиса) споет нам веселую частушку.
-Уж я так устроена-
-Петь плясать настроена.
-Один раз не попляшу-
-На другой с ума схожу.
Песенку поет уже другая девочка.
-Ой, ду-ду-ду-ду, ду-ду,
-Потерял пастух дуду.
-А я дудочку нашла,
-Пастушку я отдала:
-На-ка, милый пастушок,
-Ты спеши-ка на лужок.
Девочка дает дудочку любому мальчику-пастушку, он играет на дудочке, все танцуют под его мелодию как хотят.
Емеля:-Я вам сейчас сказку расскажу, а вы слушайте, запоминайте, да на мои вопросы отвечайте.
Рассказывает сказку "Кот, петух, и лиса". Рассказывать нужно быстро, но выразительно, чтобы не потерять внимание детей. Лучше в лицах, или показать кукольный театр на столе.
После сказки Емеля спрашивает:-Как называется эта сказка? Что делал петушок, когда котик уходил на охоту? Какую песенку пела лиса под окошком?
Дети должны вспомнит и спеть:-
-Петушок, петушок,
-Золотой гребешок,
-Масляна головушка,
-Шелкова бородушка,
-Выгляни в окошко-дам тебе горошка.
-Какой музыкальный инструмент купил Котик, чтобы выручить своего друга?
Рассмотреть вместе с детьми гусли, лучше настоящие, если нет, то игрушечные, или иллюстрацию. Пройти возле каждого ребенка, дать перебрать струны пальчиками.
-Что значит пословица:-"друзья познаются в беде?" Дети высказывают свое мнение, если затрудняются, то рассказать о важности взаимопомощи в трудных ситуациях.
Емеля:-
-Ребята, давайте вспомним, как Котик играл на гусельках и пел:
-Трень, брень, гусельки,
-Золотые струнушки,
-Трень, брень, гусельки,
-Золотые струнушки,
-Дома ли лиса?
-Выходи, лиса!
Емеля поет песенку вместе с детьми.
Емеля:-
-Ребята, а какой кот в сказке (смелый, добрый, хитрый, умный, надежный, верный, заботливый)
-Что победило в сказке, добро или зло? Почему?
Дети высказывают свое мнение, если затрудняются, то подсказать, что добро всегда сильнее зла, его все любят, у него много помощников, а зло не любит никто, поэтому оно проигрывает.
Емеля:-
-Э, да вы загрустили!
-У кого там скучный вид?
-Снова музыка звучит.
-Собирайся, детвора,
-Ждет вас русская игра!
Емеля берет любого ребенка за обе руки, поднимает в виде ворот, начинается игра:
-Золотые ворота
-Проходите, господа,
-Первой мать пройдет,
-Всех детей проведет,
-Первый раз прощается,
-Второй раз запрещается,
-А на третий раз, не пропустим вас. Руки опускаются.
Во время игры, чтобы дети быстрее попадались, слова можно не договаривать. Так они быстрее окажутся в кругу.
Емеля: -
-Молодцы, садитесь. Расскажите-ка мне, Емеле, о чем мы с вами сегодня говорили, с чем познакомились? (Дети отвечают)
-Мне пора идти, а вы, проводите меня игрой на музыкальных инструментах. дети выбирают инструменты сами (бубны, трещотки, свистульки, колокольчики, ложки)
Уходя, Емеля напевает песню:-"Как у наших у ворот. "
Дети играют на музыкальных инструментах.
Ну, что же. Емеля ушел, рассказал нам много интересного. инструменты тоже устали. давайте их аккуратно положим на места, да, и сами отдохнем.