Надежда Крицкая
Формирование представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре средствами народного творчества.
▼ Скачать + Заказать документы
Я считаю, что для формирования представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре необходимо, что бы окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, были национальными. Это помогает детям с самого раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Для этого в группе имеется уголок сделанный в русском народном стиле. Уголок оборудован в виде комнаты в русской избе, где размещены предметы, упоминающиеся в русских сказках: самовар, горшки, деревянные ложки и т. д. Уголок был оформлен воспитателями и родителями совместно. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали и в городских квартирах, и на дачах, и в деревенских домах у родственников. Были принесены скатерть, салфетки связанные вручную бабушками, прабабушками, которые хранились дома. Родителями были обшиты куклы в русские национальные костюмы. В уголке по экспериментальной площадке всегда имеется информация, где родители могут узнать, что разучивалось с детьми по народному творчеству, для того, чтобы знать самим и повторять с детьми дома. Родители с большим удовольствием разучивают данные нами потешки, пословицы, поговорки, прибаутки.
Публикация «Формирование представлений детей дошкольного возраста о национальной культуре средствами народного творчества,» размещена в разделах
В нашей группе мы широко используем все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, хороводы и т. д.) В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Когда мы знакомим детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками, я тем самым приобщаю их к нравственным общечеловеческим ценностям. Так же я показываю детям, что в русском фольклоре каким то образом сочетаются слово, музыкальный ритм, напевность.
Читая детям потешки, прибаутки, заклички я стараюсь, что бы голос звучал ласково, как бы выражая заботу, нежность. В пословицах и поговорках дети оценивают жизненные различные позиции, высмеивают недостатки, восхваляются положительными качествами людей. Особое отвожу уважительному отношению к труду, восхищаемся мастерством человеческих рук. Благодаря этому я считаю, что фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают музыкальные занятия. На них наши дети разучивают хороводы, потешки, прибаутки, русские народные песни. Проводится народный праздник «Масленица». На познавательных занятиях и развитием речи, на прогулках говорим о накопленных веками тончайшими наблюдениями за характерными особенностями времён года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых. На занятиях по изобразительной народной росписью. Для всего этого в группе имеется изо -
голок. Так же имеется оборудование для занятий: кисти, альбомы, краски, карандаши. Я стараюсь, чтобы дети, усвоив некоторые навыки, могли составить узор, расписать вылепленную игрушку, почувствовать радость творчества. Для этого мы имеем шаблоны, трафареты. Трафареты размножаются и даются детям для росписи. Организация всех занятий предполагает активное участие всех детей, а использование различных фольклорных форм (переклички, частушки и пр.) позволяет привлекать к участию и обычно пассивных, застенчивых. Я считаю, что всё это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному творчеству.