Татьяна Кузьмиренко
Народная сказка — средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к национальной русской культуре
▼ Скачать + Заказать документы
Конечно, сказки есть в каждом доме. И дети их любят. Но мы считаем, что сказки равно как и многие художественные произведения не в полной мере используются для развития детей. А ведь из них дети черпают множество познаний: первые представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло. Сказка занимает в мире малыша очень важное, очень большое место. Но с развитием телевидения читать детям стали значительно меньше, ведь смотреть зрелище легче и интереснее. И многие родители и воспитатели чаще садят детей у экрана телевизора чем рядом с собой и книгой - сказкой. Поэтому, чтобы помочь ликвидировать этот пробел мы поставили перед собой цель - приобщать детей дошкольного возраста к культуре и обычаям русского народа посредством русской народной сказки.
Публикация «Народная сказка — средство приобщения детей младшего дошкольного возраста к национальной русской культуре» размещена в разделах
Сейчас мы только в начале пути, так как работаем с детьми младшего дошкольного возраста.
Для более успешного приобщения малышей к русской народной сказки мы разработали перспективный план на год, используя разные виды деятельности (познавательную, игровую, продуктивную, где были учтены сказки, рекомендуемые программой «Радуга» для детей 2 младшей группы.
Список сказок разнообразен, здесь и сказки простые по содержанию и форме («Репка») и сказки с острым захватывающим сюжетом («Кот, петух и лиса», «Гуси-лебеди»).
Начали учебный год с повторения того, с чем детей знакомили в предыдущей группе. Сказки детям мы не рассказываем, а читаем, поскольку многие из них достаточно велики по объему и содержат сложные по содержанию рифмованные строки и звукоподражания. Прежде чем читать сказку детям, мы обязательно читаем ее сами, чтобы впоследствии при чтении с детьми глубже проникнуться в текст, выразительнее донести образы персонажей, передать остроту сюжета. Чтобы дети лучше запомнили, и полюбили сказки, читаем их неоднократно. При первом прослушивании впечатления бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как дети все больше вникают в ход событий, больше вслушиваются в звучание самой речи, запоминают отдельные понравившиеся выражения. Особенно мы считаем, необходимы повторы для детей эмоционально менее развитых. Для таких детей повторение сказки помогает пройти путь от неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего. Объединяя детей для дополнительного чтения, мы учитываем их развитие, особенности восприятия, эмоциональность.
Для того чтобы, дети слушали внимательно, мы их подготавливаем. Заинтересовываем показом книжных картинок, видом игрушек, с помощью которых в дальнейшем будем показывать сказку (различные виды театров). Для того чтобы возбудить у детей интерес, создать предвкушение радости от скорой встречи со сказкой, используем присказки, которые подготавливают не только детей, но и нас настраивают на неторопливую, ритмичную речь, а так же рассказы воспитателя о предстоящем событии («старшие дети пригласили нас завтра на кукольный спектакль «Колобок», наверное, мы увидим.»). Все эти приемы позволяют нам не только заинтересовать детей, но и активизируют их речь.
Для обогащения словарного запаса и усвоения детьми слов, характеризующих народную речь мы показываем им красочные иллюстрации к сказкам, подчеркивая при этом национальный колорит предметов быта, одежды, обстановки в которой действуют герои (например, сказка «Маша и медведь» - «какие хорошенькие девчушки, но почему они в таких длинных нарядных сарафанах собрались в лес? А на ногах у них, что за обувь? и т. д.)
Для лучшего усвоения речевого богатства сказки, воспитания добрых чувств у детей, развития воображения, мышления широко используем в своей работе игровые и продуктивные виды деятельности детей - это словесные игры, игры перевоплощения, настольно-печатные, театральные игры и т. п., а также рисование, лепку, аппликацию, поделки игрушек. Здесь в процессе деятельности дети обдумывают детали, усваивают новые слова, закрепляют связи и последовательность событий.
Работая с детьми младшего дошкольного возраста мы убедились, что сказка прекрасное средство развития малышей. Дети уже знают много сказок. Их устная речь обогатилась. Они стали более активно участвовать в разговоре со взрослыми, другими детьми, вести ролевые диалоги, петь песенки сказочных персонажей, научились выразительно передавать интонации, пантомимику. У многих детей поднялся уровень развития мышления и воображения, они могут придумать новое название сказки или изменить концовку (например, «Я спасаю Колобка»).
Повысилась активность и в играх детей, они стали увереннее выполнять задания. Малыши с удовольствием пользуются атрибутами, свободно общаются со сказочными персонажами, которые приходят к ним в гости, пользуются предметами быта, о которых узнали через знакомство со сказкой. С большим удовольствием, желанием дети отзываются на просьбу помочь героям сказки, им нравится что-то для них сделать приятное, доброе (нарисовать, слепить, смастерить и т. д.).
Русская народная сказка в воспитании детей играет важную роль. Она позволяет в определенном возрасте ребенка обогащать его духовный мир, развивать патриотизм, уважение к прошлому своего народа, изучению его традиций, усвоения морально-нравственных норм поведения в обществе. И в дальнейшем мы будем продолжать начатую работу, чтобы дети и дальше учились видеть мир глазами народной мудрости, чтобы они хорошо знали и уважали свое прошлое и в этом нам поможет общение с русской народной сказкой.