МААМ-картинки

Воспитание нравственных основ через приобщение к национальной культуре в рамках закона РТ «О государственных языках РТ»

Айгуль Нугуманова
Воспитание нравственных основ через приобщение к национальной культуре в рамках закона РТ «О государственных языках РТ»
▼ Скачать + Заказать документы

Основной целью и задачей – это приобщение детей к национальной культуре. Изучение традиций, быта народов республики Татарстан позволяет естественно сочетать обучение и воспитание. Знакомство детей с национальными традициями начали со сбора и изучения краеведческого материала. Создали в детском саду мини музей. С помощью родителей музей постоянно пополняется. Дети с интересом рассматривают вышитые татарским орнаментом полотенца, сундук, чугунный утюг, коромысло, самовар. Во всех группах оформлены национальные уголки, подобран дидактический материал, художественная литература, из которой можно подчеркнуть знания об истории народов Татарстана, их обычаях и традициях. Разработали систему мероприятий по воспитанию любви к родному краю, а также педагогическую модель организации национального воспитания в детском саду.

Публикация «Воспитание нравственных основ через приобщение к национальной культуре в рамках закона РТ „О государственных языках РТ“» размещена в разделах

Закон РТ «О государственных языках РТ и других языках РТ» не ставит перед педагогами задачу сообщать детям младшей группы сведения о народах, живущих в нашей стране, о культуре, быте. Маленькому ребёнку наиболее понятно самое ближайшее окружение, поступки близких людей. Задача воспитателя заключается в том, чтобы доходчиво раскрыть, наглядно показать значение предметов, явлений, событий, поступков.

Уже во II младшей группе на занятиях, и особенно в повседневной жизни необходимо планомерность нравственного воспитания, уважения к родителям и близким людям, с привития интереса к родному краю и родной культуре.

Дошкольники младшего возраста лучше воспринимают потешки, песенки, прибаутки и народные игры. Поэтому в своей работе часто использую колыбельные песни, народные игры, такие как “Бэлли бэу”, “Ак калач”, “Песи – песи”, “Куянкай”. Перед детьми не ставила цель запоминания фольклорного материала, только упоминаю, что – это “татарская песенка” или “татарская народная игра “– дети более внимательно вслушиваются в звучание мелодии и слов.

На занятиях, в игровой деятельности часто использую татарские пословицы о дружбе, труде, честности, доброте. Стараюсь использовать пословицы и поговорки в подходящей ситуации, в таком случае лучше раскрывается их смысл, товарищество, доброты, трудолюбия, а образность и яркость народного языка способствует развитию речи детей.

Дети очень любят сказки. Татарские народные сказки раскрывают традиции народа, его устои, глубокую почтительность и уважение младших к старшему поколению, доброту и отзывчивость, сострадания к ближнему.

Малышей знакомлю с бытовыми сказками о животных ”Хвосты ”, “Лиса и медведь ”. Иногда рассказ, сказки сопровождаю показом кукольного театра. Знакомлю детей с произведениями современных татарских писателей и поэтов.

Эффективным является использование в тесной связи двух таких важных средств, как народная сказка и декоративно – прикладные искусство. Чаще всего интерес к последнему начинается с рассматривания иллюстраций к сказкам. В рисунках видна особенности черт национальности татарского народа : строение глаз, лица, одежда, элементов узора. В своей работе готовлю детей к пониманию особенностей национального орнамента. В игры включаю куклу в татарском национальном костюме, рассматриваем с детьми вышитое полотенце, фартук, тюбетейки для мальчиков, платки для девочек. В играх стараюсь использовать расписную татарским орнаментом посуду: тарелку, чашку, пиалу, кухонные доски.

Растительные орнамент состоят из простых узоров: листья, тюльпан, сердечко, сказочный цветок, завитки. При рассматривании тарелок, дощечки и других предметов обращаю внимание на форму завитка, сочетание цветов.

Когда у детей сформировался некоторое представление о национальном орнаменте, я рекомендовала бы провести в группе с воспитателем занятие по рисованию или аппликации, приготовить подарок своим любимым куклам.

Немаловажная роль в воспитание нравственных основ к национальной культуре отведена родителям.

Когда родители начинают осознавать необходимость приобщения детей к национальной культуре с раннего детства, то они становятся активными участниками всех начинаний детского сада с энтузиазмом, включаются в поиски предметов быта национальной одежды для оформления группы, обшить куклу в национальный костюм.

В средней группе по воспитанию любви к родному краю, уважение к своему и другим народам, культуре, быту, продолжается.

При планировании воспитательной – образовательной работы с детьми 5-го года жизни учла приобретённый опыт по II младшей группе. В отборе материала по темам предусмотрела углубление.

При планировании работы в каждой возрастной группе по воспитанию любви к родному краю, традициям своего народа, культуре необходимо учитывать приобретённый опыт, знания и впечатления на предшествующих ступенях. При составлении плана в старшей группе было учтено объём знаний детей полученные в младшей и средний группах.

С учетом национального состава воспитанников детского сада были выбраны знаменательные даты, относящиеся к истории того или иного народа. Составлен план проведения дней национальных культур. Благодаря элементам предметно развивающий среды, познавательным занятиям, сюжетно ролевым играм, меню национальной кухни, знакомлю детей с традициями русского и татарского народов. Чтобы воспитывать человека, знающего свой родной край малую родину, уважающего свой народ, его культуру, традиции, обычаи, ежегодно провожу национальные праздники’’ Науруз”, “Сабантуй”, “Карга боткасы’’ (встреча перелетных птиц). Готовятся к праздникам все: родители, дети, педагоги. Разучиваем песни, подбираю игры, татарские пляски, оформляю празднично участок где проводится мероприятие. В доступной форме рассказываю об истории каждого праздника. Праздник-это средство приобщения младших поколений к национальным традициям, обрядам, ритуалам и в то же время форма духовного обогащения ребенка, его становления как личности. У каждого праздника свои, особенные обрядовые тексты песни, стихов, сказаний, легенд, свои игры, словесные и несловесные ритуалы, в которых обычно воспроизводится уклад жизни, основные правила. Праздники дают возможность не только отдохнуть, ощутить “ Роскошь” человеческого общения, но и посостязаться в различных играх, показать свою силу, ловкость, смекалку, изобретательность, свои” Песенные или стиховые” таланты. Праздник”Сабантуй” славится соревнованиями, поэтому здесь показывают силу, выносливость, ловкость, смелость. Дети с удовольствием поют, танцуют, играют, особенно нравятся игры татарского народа “Перетяни канат”. “Не пролей воды”, “Скачки в мешках”.

Получения знания детей о традициях татарского народа закрепляю на занятиях, в беседе “ О культуре и о быте татарского народа”, в процессе которого дети рассказывают о трудолюбии татарского народа, о его обычаях, культуре, языке, народном творчестве. Своими ответами дети выражают гордость за то, что они живут в Татарстане.

Детская литература, фольклор, как составная часть национальной культуры как наиболее доступное детскому восприятию средство в наибольшей мере способствует приобщению детей к народному творчеству, ознакомлению с родным краем.

В процессе чтения сказок я знакомлю детей с моралью татарского народа, с красивыми традициями, глубокой почтительностью и отзывчивостью, состраданием к ближнему.

Детей подвожу к пониманию того, что разные народы в сказках одинаково оценивают поступки персонажей, одинаково выражают свое отношение к ним. Так, при сравнении татарской народной сказки “Падчерица” с русской народной сказкой “Крошечка-Хаврошечка” устанавливаю с детьми общее в этих сказках: падчерицы награждаются за добро, вежливость, трудолюбие, а мамины дочки наказываются за леность, грубость, жестокость. При сравнении татарской народной сказки “Саран и Юмарт” с русской народной сказкой “Как аукнется, так и откликнется” внимание акцентирую на то, как описывается жадность, недружелюбие, как эти качества наказываются, выявляю общее- отрицательное отношение русского и татарского народа к жадности. Сравнивая татарскую народную сказку “Хвастливый бай” с русской народной сказкой “Мужик и барин”, устанавливаю сходство черт в изображении барина и бая (жадные, глупые, неблагодарные, мужика и бедного джигита (сметливые, находчивые, умные, добрые, борющиеся за справедливость). Особое значение имеет приобщение к волшебным и героическим сказкам. Идейное содержание этих сказок- подвиги героев, во имя освобождения родной земли, своего народа от зла и насилия. Характерными особенностями сказок являются: народность, оптимизм, увлекательность сюжета, образность, забавность, дидактизм. Так, на примере известной и всеми любимой сказки “Колобок” можно познакомить детей не только с традиционной пищей русского народа и рецептом ее приготовления, но и расширить их представления о быте русского народа. Татарские народные сказки, как и сказки других народов, воспитывают победу, доброту, торжество правды и чести над ложью, воспитывают в детях положительные нравственные качества и чувства, умение держать своё слово, умение дружить, быть добрым, смелым, честным.

В своей работе на занятиях использую татарские народные игры. История татарских игр органически связана с историей народа, его трудовой деятельностью, бытом, обычаям. Татарские народные игры составляют важную неотъемлемую часть национальной культуры татарского народа, нравственного, трудового и эстетического воспитания подрастающего поколения.

В старшей группе использую такие игры как “Угадай и догони”, “Лисички и курочки”, “Серый волк”, “Кто первый” “Аю йори урманда! и т. д.

Национальная культура может быть сохранена и продолжена в веках только в случае приобщения и формирования интереса к ней у подрастающего поколения. Поэтому задача приобщения детей к национальной культуре татарского народа становится актуальной для педагогов дошкольного учреждения.

Публикации по теме:

Формирование у старших дошкольников интереса и уважения к русской культуре посредством знакомства с притчами Во все времена и у всех народов основной целью воспитания являлась забота о сохранении, укреплении и развитии добрых народных обычаев и.

МасленицаМасленица Одним из основных направлений работы детского сада является нравственно- патриотическое воспитание, приобщение детей к национальной культуре,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Воспитание нравственных основ через приобщение к национальной культуре в рамках закона РТ «О государственных языках РТ»
Опубликовано: 31 марта 2015 в 11:44
+4Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Воспитание нравственных основ через приобщение к национальной культуре в рамках закона РТ «О государственных языках РТ»» (включая файлы) размещена пользователем Айгуль Нугуманова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД