Крохалева Елена Геннадьевна
Приобщение детей к истокам русской народной культуры (из опыта работы)
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей к истокам русской народной культуры (из опыта работы
Качество дошкольного образования сегодня напрямую зависит от качества реализации дошкольной образовательной организацией основной образовательной программы дошкольного образования далее (ООП). Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 12) позволяет сегодня дошкольным организациям, осуществляющим образовательную деятельность самостоятельно разрабатывать образовательные программы. Основная образовательная программа дошкольного образования – нормативный и управленческий документ, регламентирующий структуру, условия и результаты освоения содержания дошкольного образования. ФГОС дошкольного образования указывает на то, что она должна быть направлена на сохранение и укрепление здоровья детей, социальную адаптацию ребенка, это предполагает формирование общей культуры личности дошкольника, развитие физических, интеллектуальных, нравственных, эстетических и личностных качеств, формирование предпосылок к учебной деятельности.
Публикация «Приобщение детей к истокам русской народной культуры (из опыта работы)» размещена в разделах
В сложившейся ситуации на наш взгляд для создания вариативной части ООП необходим выбор таких парциальных и региональных авторских программ, технологий, форм организации детей, которые в наибольшей степени будут соответствовать потребностям и интересам воспитанников, их родителей и педагогов в организации культурно-просветительской деятельности посредством ознакомления детей с историей, традицией, экологией, культурой и особенности жизни своей страны своего города и региона.
При разработке авторских программ мы предлагаем внедрять образовательные практики новые образовательные технологии, выстроенные на основе истории, культуры и традиций региона, и историей и культурой русского народа. При построении нашей образовательной программы в части формируемой участниками образовательных отношений мы обратились к парциальной программе Приобщение детей к истокам русской народной культуры программе О. Л. Князева, М. Д. Маханева[3]. В детском саду № 2 «Родничок» г. Шадринска, ранее (МКДОУ «Детский сад № 26) успешно реализуется, предложенная нами технология по ознакомлению детей дошкольного возраста с истоками народной культуры, которая включает два основных раздела «Избушкины сказки», по ознакомлению детей младшего дошкольного возраста с русским народным фольклором [5].
На наш взгляд приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры особо важная задача в настоящее время.
Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию эмоционально положительного настроя у младших дошкольников, развитию их коммуникативной культуры и эффективной социализации на первом этапе дошкольного детства и в старшем дошкольном возрасте. Знакомство с русской народной культурой начинается в этом возрасте со знакомства с народной игрушкой, с разучивания песенок и потешек, вовлечения малышей в русские народные хороводные игры, рассказыванию сказок и первыми играми с использованием кукольных театров с героями русских народных сказок [2].
Второй раздел нашей технологии охватывает возрастную категорию для детей среднего старшего дошкольного возраста по приобщению их к истокам русской народной культуры.
Начиная со средней группы работа с дошкольниками в этом направлении стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Приобщение детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические, нравственные чувства, развивает духовность и нравственность.
Большое значение в работе со старшими дошкольниками мы уделяем народным играм, знакомству с народными праздниками, традициями.
Народные игры включены в образовательный процесс, начиная с младшего дошкольного возраста. Но в старшем возрасте народная игра для дошкольника приобретает особое значение. Процесс знакомства с народной игрой очень творческий и трудоемкой, так как игра – это такой вид деятельности, где реализуется возможность самовыражения каждого ребенка.
Использование различных жанров детского фольклора способствует поддержанию в дошкольном возрасте эмоционального настроя, стимулирует познавательную и творческую активность в самостоятельной деятельности. Чем раньше мы начинаем вводить детей в мир народной культуры, тем лучших результатов добиваемся. Предлагаемая нами технология приобщения детей к истокам народной культуры позволяет формировать у дошкольников патриотические, нравственные чувства, развивать духовность и ценностное отношение к Родине [3].
Ценность русского устного народного творчества именно в том, что в нем как нигде отражены черты русского характера, присущие ему нравственные ценности – представления о добре, красоте, правде, верности и т. п. Особое отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Сила народных традиций, прежде всего, заключается в человечном, добром, гуманном подходе к личности ребёнка, и требовании с его стороны взаимообратного человеколюбивого отношения к окружающим [3].
Из опыта практической деятельности мы отмечаем, что, что большинство молодых родителей, к сожалению, очень поверхностно знакомо с народной культурой, прошлым нашего народа. Как жили русские люди? Как они работали и как отдыхали? Что их радовало, а что тревожило? Какие они соблюдали обычаи? Чем украшали свой быт? Необходимо донести до сознания дошкольников, что они являются носителями русской народной культуры, воспитывать их в национальных традициях.
Воспитание детей народной культуре, нужно строить на основных принципах:
Широкое использование фольклора (сказок, песен, частушек, пословиц, поговорок и т. д.).
В устном народном творчестве, как нигде, отразились черты русского характера, присущие ему нравственные ценности - представления о доброте, красоте, правде, верности. Особое место в таких произведениях занимает уважительное отношение к труду, восхищение мастерством человеческих рук.
Знакомство с русскими народными играми, считалками.
Русские народные игры - один из жанров русского народного творчества. В них заключена информация, дающая представления о повседневной жизни наших предков, их быте, труде. Игры у нашего народа были непременным элементом народных обрядовых праздников. Игра представляет обильную пищу для работы ума и воображения.
Для того чтобы работа по приобщению старших дошкольников к истокам народной культуры была более эффективной мы начинаем ее с этапа знакомства с традициями, народными приметами и обрядами, обрядовыми праздниками [6].
Этому способствуют первая театрализованная деятельность и игры-драматизации по мотивам произведений устного народного творчества.
Дети учатся обыгрывать знакомые песенки, потешки, небылицы, сказки. В процессе театрализованной деятельности, дети глубже чувствуют атмосферу прошлого, знакомят с предметами быта.
На этом же этапе начинается знакомство с музыкальным фольклором. Дети учатся слушать народные песенки, а начиная со средней группы петь русские народные песни, водить хороводы, выполнять движения русских народных танцев и играть на народных инструментах.
Знакомство с декоративно-прикладным искусством. Дети узнают историю зарождения народных промыслов.
Одной из самых эффективных форм воздействия на личность были и есть народная сказка. В большинстве русских народных сказок главный герой – богатырь, заботясь о своих близких, своём народе, сражается с различными чудовищами и уничтожая зло, устанавливает справедливость и согласие в мире [4].
В сказках о животных дается образец жизни русского человека, прежде всего отзывчивого отношения к миру, к окружающему миру, осуждаются зло и насилие.
В играх используются «считалки» – одна из древнейших традиций. С их помощью определяют кто «водит», и тех, кто попадает в благоприятное для себя положение.
В скороговорках предлагались стихи с нарочитым скоплением труднопроизносимых слогов. При повторении этих стихов возникает уподобляющее воздействие одних слогов на другие, и в результате происходят ошибки, смещение звукового ряда, искажение смысла.
Но не только сказки, пословицы, поговорки, скороговорки, заклички положительно влияют на развитие и воспитание ребёнка, но и многочисленные обычаи и традиции в народных праздниках.
Народные праздники были и есть настоящим кодексом неписанных норм и обязанностей. Обряды отображают нравственные устои русского народа, закрепляют чувство верности к друзьям, развивают эстетические чувства. Это ярко представлено в таких праздниках как Троица, масленица, Крещение, Святочные вечера.
Основные атрибуты празднования Святок – ряжение и колядование. Смысл всех святочных действий – попытка заглянуть в будущее, определить, что принесет наступающий год. Люди обращались к природе с молениями о хорошем урожае, здоровья для членов семьи, а девушки еще о замужестве. Как сбудется судьба, пытались узнать через гадание.
Приобщение детей к народным традициям в основном происходит в детских садах в форме игр и детских праздников.
Мы в своей работе используем разнообразные методы по ознакомлению дошкольников с народными играми. При этом важно не только дать детям новые знания, но и организовать непосредственное участие в исполнении обрядов, пении народных песен, инсценировках.
Самый распространенный – рассказ воспитателя о ходе игры, её сюжета, главных действующих лицах, их репликах в ходе игры.
Следующий метод – показ действий героя, может ярко дополнить образ маски и атрибуты.
Главное в передаче рассказчика – выразительно рассказывать и показать действия героя. Выразительность достигается разнообразием интонаций, мимикой, иногда жестом, намеком на движение. Все эти приемы направлены на то, чтобы дети представили себе живой образ героя игры.
В младшем дошкольном возрасте взрослый сам выбирает считалкой героев, а в среднем и старшем возрасте дети сами выбирают водящего считалкой, выученной дома с родителями или в детском саду.
Следующий прием – взрослый передаёт роль детям. Даже не большую игру, которая вызвала интерес детей, целесообразно повторить. Из большой сказки повторно можно зачитать отрывки, наиболее значимые и яркие.
Один из приемов, способствующих лучшему усвоению игры, повторение фрагментов её.
Участие детей в ходе русской народной игры, способствует воспитанию таких черт характера, как смелость, уверенность в своих силах, развитие физических качеств у детей.
Зачастую детям бывают непонятны некоторые слова или выражения из текста игры или считалки (особенно старинные). В таких случаях надо давать им возможность понять новое слово, строить фразы путем осмысления ситуации. Иллюстрации показывают детям в той последовательности, в которой они размещены в игре.
После игры важно акцентировать внимание детей на моральных качествах героев, на мотивах их тех или иных действий. После каждого повтора игры оценить действия героя игры и играющих, отметить наиболее отличившихся по тем или иным физическим качествам, по выполнению правил игры.
Этапы работы с игрой [5] :
• Знакомство детей с русской народной игрой – чтение, беседы по содержанию, рассматривание иллюстраций – с целью развития эмоционального отношения к действиям и героям.
• Эмоциональное восприятие игры: детьми – перессказ детьми содержания и хода игры. Данные формы работы над игрой позволяют узнать, как дети поняли суть её.
• Художественная деятельность – отношение к герою игры в лепке, рисовании, аппликации, конструировании – позволяют детям выразить свое отношение к тому или иному герою, воплотить свои переживания, развивают навыки сопереживания, сочувствия, к судьбе и поступкам действующих лиц.
• Подготовка к самостоятельной деятельности – это самостоятельные игры детей в понравившиеся и наиболее запомнившиеся игры.
Процесс ознакомления детей с народной культурой можно осуществлять :
1. В ходе непосредственно образовательной деятельности;
2. В ходе режимных моментов;
3. В процессе совместной деятельности педагога с детьми;
4. При организации самостоятельной детской деятельности.
Задачи:
1. Создать необходимые условия для знакомства детей с русскими народными играми.
2. Помогать усвоению детьми духовно-нравственных категорий: добро – зло, послушание – непослушание, согласие – вражда, трудолюбие – лень, бескорыстие – жадность, простота – хитрость; и правил доброй, совестливой жизни.
3. Содействовать развитию познавательной сферы детей, гармонизации их психоречевого развития. Содействовать развитию речи детей, обогащению словаря.
4. Развивать способность детей отличать хорошее от плохого в игре и в жизни, умение делать нравственный выбор.
5. Воспитывать умения уступать, помогать друг другу и с благодарностью принимать помощь.
6. Воспитывать трудолюбие, привычку заниматься делом, работать старательно и аккуратно, доводить начатое до конца, с уважением относиться к результатам чужого и своего труда.
Разнообразные средства, используемые в ходе знакомства с народной игрой, в процессе игры, создают естественную среду для ознакомления детей с народными традициями, укладом жизни, помогают обогащать духовный мир ребенка. Вот и получается, что дети умеют писать и читать, а с образным мышлением остается какая-то недоработка, и умение видеть мир ярко, образно, уходит вместе с детской непосредственностью.
Важно развивать у дошкольников внимательность, творческое воображение, познавательную активность, коммуникативные навыки, способность рассуждать, анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов. Приобретенные навыки в дальнейшем помогут ребенку успешно овладеть новыми знаниями. И формировать эти навыки надо незаметно для ребенка, в игре. Поэтому в детском саду широко нужно использовать игры на становление познавательных процессов [1].
В каждом возрастном периоде детства любимы те или иные русские народные игры. Так в младшем возрасте с детьми играем в «Зайка серый умывается», «Сова», «Лиса и курочки», «Зайка серенький сидит и ушами шевелит». В среднем возрасте дети с удовольствием играют в «Карусели», «Лохматый пёс», «Мыши водят хоровод». К старшему возрасту появляются такие игры, как «Гуси – лебеди», «Море волнуется», «Золотые ворота», «Баба Яга», «Вышибалы», «Жмурки», «Горелки».
Стараемся чередовать игры по следующим критериям: игры с бегом («Пустое место», «Гуси-лебеди», игры с мячом («Мячик к верху», «Перебрось мяч», игры с прыжками («Петушиный бой», «Классы», «Ворона и кот», игры малой подвижности («Краски», «Фанты», «Море волнуется», «Колечко», «Молчанка», игры в камушки («Из руки в руку», «Мены»).
Но встречаются и трудности, с которыми наш коллектив столкнулся в данной работе. Тяжело переключить детей с компьютерных игр на игры народные, но это удалось. И, конечно же, много времени и сил, как со стороны воспитателя, так и со стороны детей занимает подготовка к фольклорным праздникам, так как ребята при разучивании малых фольклорных форм сталкиваются с большим количеством незнакомых слов, которые ушли из нашего современного языка. Но, несмотря на это, и взрослым и детям очень интересно погрузиться в мир прошлого, быт наших предков, в их традиции и обычаи. Наш коллектив ещё раз убедился, что ведёт работу в правильном направлении. Глядя на детей, мы уверены, что как бы ни сложилась их жизнь, каждый станет настоящей личностью. Мы будем продолжать искать новые пути и решения в приобщении детей к истокам русской народной культуры.
Опыт практической деятельности показывает, что в народные игры дети играют с удовольствием и интересом, они становятся увереннее в себе, своих силах. Причем это сказывается как в общении со сверстниками, так и в поведении. У них развиваются навыки общения, формируются предпосылки дальнейшей успешной учебной деятельности.
Список использованной литературы:
1. Бондаренко, М. А. Роль народных подвижных игр как средства развития межличностных взаимоотношений старших дошкольников [Текст] / М. А. Бондаренко // Проблемы современного педагогического образования. 2015. № 46-1. С. 199-205.
2. Новосёлова, С. Л. О новой классификации детских игр [Текст] / С. Л. Новосёлова // Дошкольное воспитание. - 1997. - № 3. С. 84–87.
3. Князева, О. А. Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры : [Текст] : программа / Князева О. А., Маханева М. Д. – Санкт-Петербург: Изд-во: «Детство-Пресс», 2010 - 130 с
4. Степаненкова, Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребё нка: учеб. [Текст] : Пособие для студ. высш. учеб. заведений / Э. Я Степененкова. - 4-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2018. 368с.
4. Федотовская, О. А. Народная игра в развитии творческих способностей детей [Текст] / О. А. Федотовская // Современное музыкальное образование: опыт, проблемы, перспективы: Сборник научных трудов кафедры пения и музыкального образования. Вологда: ВГПУ, 2019. С. 63-67.
5. Яковлева, Н. И., Коурова С. И. К вопросу содержани вариативной части образовательной программы дошкольной образовательной организации в новых социально-экономических условиях деятельности ДОО [Текст] / Яковлева Н. И., Коурова С. И. // сборник материалов статей Всероссийской науч. -практич. конференции «Стратегические ориентиры соврменного образования», 2020. – С. 346-348