Рузавина Наталья
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств
▼ Скачать + Заказать документы
Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств
Подготовил:
Воспитатель МБДОУ «Детский сад №1 Берёзка»
посёлка Мостовского
Рузавина Наталья Николаевна
Добрый день, уважаемые участники XI районных Кирилло-Мефодиевских чтений! Тема форума: «Традиции и новации : культура, общество, личность», объединяет столь обширные понятия, что о каждом из них можно и должно не только говорить, но и помнить в ходе своей профессиональной деятельности. Особенно это относится к нам, педагогам.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств» размещена в разделах
В ходе своего выступления мне хотелось бы рассмотреть вопрос :» Приобщение детей дошкольного возраста к традиционной культуре Кубани посредством синтеза искусств» через призму своей практической деятельности -воспитателя средней группы «Незабудки» МБДОУ «Детский сад №1 Березка» п. Мостовского.
Я убеждена, что в содержание образования обязательно должен быть отражен региональный компонент, включающий историю, культуру, традиции, искусство и выступающий средством формирования в детях чувства любви к малой родине. В детском саду воспитание духовной культуры малыша начинается с индивидуальной работы с каждым ребенком в отдельности. Моя работа нацелена на раскрытие творческого, интеллектуального, физического и эстетического потенциала каждого ребенка. Сегодня это особенно актуально.
Мир стал агрессивен по отношению к ребенку, а индустрия детства, оказывает разрушительное влияние на психику малышей, их нравственность и духовный мир куда-то исчезли наши добрые игрушки, книги, мультфильмы, дорогие сердцу образы из мира детства, литературные и мультипликационные герои, на которых выросло не одно поколение. Телевидение все больше и больше пропагандируют зло, жестокость, насилие, что наносит существенный вред психике ребенка.
По моему мнению, ребенка воспитывает то, что его окружает. Не секрет, что дома в детский мир малыша попадают, в основном, динозавры, Барби, трансформеры, «победители вампиров», «борцы с привидениями», монстры и другие современные игрушки. Это образы подспудно несущие в себе агрессию.
Психологи отмечают, что любимые куклы – это образы (модели поведения, которые дают о себе знать еще долго после выхода девочки из нежного возраста. Особенности характера, предпочтения в одежде и стиле жизни—все эти аспекты находят свои истоки в детских играх с куклами. Поэтому хорошая кукла должна нести добро и хорошие ценности выражением своего лица и атрибутами.
Как результат: такие понятия как доброта, великодушие, отзывчивость в условиях современной культуры могут оказаться, незнакомыми нашим детям.
А ведь у нас с вами есть великий и прекрасный мир наших традиций. Традиция сохраняет для поколений самые драгоценные жемчужины народных обычаев, народного искусства.
И этот прекрасный мир традиций нашего казачьего края я стремлюсь раскрыть перед своими воспитанниками. Необходимо «возвращать» национальную память и трепетное отношение к традициям, старинным праздникам, фольклору, декоративно-прикладному искусству, художественным промыслам, в которых предки передали нам свой жизненный и духовный опыт.
Современная педагогика считает возможным и необходимым начинать знакомство со своим народам, с его традициями и бытом с раннего детства. Главная задача в этом направлении – вызвать интерес у ребенка к народному творчеству, декоративно-прикладному искусству, некоторым историческим событиям, связанным с родным краем, и очень важно, чтобы интерес этот сохранялся с раннего детства и до школьных лет
Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить, любить свой поселок, край, где он родился и вырос, природу, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, необходимо привить любовь к декоративно-прикладному искусству и народному творчеству.
Народное творчество и искусство в целом – источник чистый и вечный. В чем бы ни высказывал себя народ: в танце, в песне, в искусной вышивке или забавной игрушке, ясно – это идет от души, а душа добра и красива народная.
Искусственное отторжение из образовательного процесса народной культуры привело к утрате связей поколений, к потере тех корней, которые были духовной, нравственной основой в становлении личности.
Я считаю, что развивать у детей понимание культурного наследия и воспитывать бережное отношение к нему необходимо с дошкольного возраста.
Очевидно, что без духовности, которую закладывали наши отцы и деды своим детям на протяжении столетий, и мы не сможем вырастить нравственно здоровое поколение, которое бы сохранило свои исторически сложившиеся национальные особенности.
Сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения и умению жить среди людей – все эти задачи нужно решать в стенах дошкольного учреждения.
В теме моего выступления говорится о синтезе искусств. И это действительно так. На музыкальном занятии дети знакомятся с прекрасными образцами народных кубанских песен, примеряя костюмы кубанских казачек и казаков они могут окунуться в мир прошлого. На игровых образовательных ситуациях по изодеятельности в группе мы вместе с детьми рисуем, лепим из пластилина героев фольклорных произведений, сопровождая наши действия кубанскими сказками, стихами, потешками. Это всё организованные виды деятельности. В свободной игровой деятельности во время прогулки моих малышей так же окружают образы России, и образы их малой родины п. Мостовского. Дети живут в их окружении. Разве может в душе маленького человека зародиться злоба, ненависть, страх, если он пребывает в окружении таких интересных, познавательных предметов и образов? Образов традиционных для культуры его народа. Свою работу по приобщению дошкольников к традициям Кубани в образовательном пространстве нашего детского сада я строю в единстве трех ключевых направлений: игра, работа с родителями, деятельность воспитателя. Схематически это можно представить так:
В деятельности воспитателя мне хотелось бы особо остановиться на оформлении группы, игровой площадки, создании наглядных дидактических пособий, игровых зон, направленных на ознакомление детей с традициями их малой родины.
Как театр начинается с вешалки, так и детский сад начинается с предметно-развивающей среды. Для решения задач духовно-нравственного воспитания с учетом регионального компонента мной были оформлены:
а) в нашей группе «Незабудки» :
-уголок родного края, где мои воспитанники могут познакомиться с бытом кубанских казаков, с их обычаями и традициями;
-уголок «Мир природы Кубани», где отражена вся прелесть и особенность нашей природы : заповедники, величие гор, разнообразие флоры и фауны;
- набор образцов декоративно-прикладного творчества
-выставка рисунков «Мамочка моя», «Русская береза», «Лоскутное одеяло»,
и др.
б) на участке группы, мною также были созданы условия, для духовно-нравственного развития воспитанников:
-Была расписана веранда в стили русских березок;
-оформлен Казачий уголок;
-стены веранд оформлены под кубанскую хату.
Играя, дети познают мир. Я стараюсь сделать так, чтобы играя, наши воспитанники познавали добрый мир кубанских традиций.
Важное место в воспитании основ нравственности играет семья. Невозможно воспитать человечность, если в сердце не утвердилась привязанность к близкому, дорогому человеку. Именно с воспитания любви к родителям, уважения к семейным традициям начинается любовь к людям, родине, отчизне, об этом говорится во всех системах воспитания детей, начиная с древности и по наши дни.
Но в большинстве современных семей уклад жизни в соответствии с традициями утрачен. Большинство родителей, весьма обеспокоены духовным развитием своих детей и стараются использовать многие возможности для их нравственного развития. В нашем детском саду взаимодействие воспитателей и родителей в деле нравственного воспитания детей, приобщение их к традициям Кубани проходит через : открытые просмотры игровых образовательных ситуаций, проведения совместных праздников, совместные мероприятия детей и мам, общие родительские собрания, на которых обсуждаются насущные вопросы воспитания детей, совместные творческие проекты, в которых присутствуют различные виды искусства.
Особый мир открывается ребенку, когда он знакомится с основами изобразительного искусства. К сожалению, сегодня наши дошкольники увереннее обращаются со смартфоном, чем с карандашом и красками.
Однако следует помнить, что, по мнению многих психологов, если ребенок не может поделиться с другими своими впечатлениями и переживаниями в форме творчества, рассказать в рисунке о событиях, происходящих с ним и его отношении к тем или иным явлениям, то в более позднем возрасте у него выявляются разнообразные эмоциональные и даже психические нарушения. Именно поэтому в нашем дошкольном образовательном учреждении работает изостудия «Разноцветные ладошки», которую с большим удовольствием посещают и мои воспитанники. На занятиях они окунаются в мир красоты и творчества. Ведь в процессе воспитания детей, искусство используется не только как эталон прекрасного, но и как нравственный ориентир и способ самовыражения.
На игровых образовательных ситуациях я стремлюсь в доступной форме, интересно и занимательно рассказать ребятам о живописи, стараюсь создать атмосферу успеха. С большим удовольствием и весьма творчески выполнили мои воспитанники рисунки ко Дню матери - «Мамин портрет».
Искусство включается в повседневную жизнь детей как неотъемлемая часть эстетической среды. Таким образом, в нашем дошкольном учреждении искусство используется в различных видах художественной деятельности, служит развитию детского творчества. Как жемчужины сияют в каждом виде искусства образцы изделий кубанских мастеров. Педагоги и воспитанники нашего детского сада являются неоднократными участниками и победителями муниципальных и краевых конкурсов детского творчества.
Я и мои коллеги стараемся так организовать жизнь детей в ДОУ так, чтобы дети чувствовали себя нужными в уютном мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Ведь всё лучшее из детства найдёт своё отражение в дальнейшей жизни и окажет влияние на духовно-нравственные достижения человека.
Свое выступление я хочу закончить словами В. А. Сухомлинского :
«Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина»