Наталия Якимова
Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы идея воспитания патриотизма приобретает все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Воспитание любви к своей Родине, к своему краю – задача чрезвычайно важная и сложная. Особенно, когда она ставится применительно к детям дошкольного возраста. Дошкольный возраст имеет потенциальные возможности для формирования высших социальных чувств, к которым относится и чувство патриотизма.
Публикация «Формирование основ национального самосознания у детей дошкольного возраста через приобщение к культуре родного края» размещена в разделах
Чувство патриотизма так многогранно по своему содержанию. Но сначала следует представить, на базе каких чувств эта любовь к Родине может сформироваться или без какой познавательно-эмоциональной основы она не может появиться. Если патриотизм рассматривать как привязанность, преданность, ответственность по отношению к своей Родине, то ребенка в дошкольном возрасте нужно «научить» быть привязанным к чему-то, к кому-то, быть ответственным уже в любом своем, пусть маленьком, деле. Прежде чем человек будет сопереживать бедам и проблемам Родины, он должен приобрести опыт сопереживания как человеческого чувства. Восхищение просторами, красотой её и богатством возникает, если научить ребенка видеть красоту вокруг себя.
Значит базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.
Внимательные наблюдения за детьми, изучения их возрастных особенностей, интересов позволяют сделать вывод, что старшие дошкольники обладают большим количеством знаний, а его интересы связаны с настоящим, а то и с будущим.
«Уважение к прошлому, вот черта отличающая образованность от дикости» (А. С. Пушкин).
Эмоционально - нравственной «почвой», на которой в дошкольном возрасте должны осуществляться «посев» и возделывание познавательных способностей ребёнка, должно быть воспитание гуманного отношения к окружающему миру, стремления познавать, чтобы не нарушить, не причинить вреда, а напротив помочь, сохранить улучшить.
«Программа воспитание ребёнка - дошкольника» (г. Чебоксары 1995г.) под руководством О. В. Драгуновой, в которой раскрывается национальный аспект, указывается, что в дошкольном возрасте ребенок усваивает первые представления о своей этнической принадлежности. У него формируется основы национального самосознания. Это осуществляется в процессе вхождения ребенка в культуру родного края. Приобщение ребенка к миру культуры - это формирование мотивационно - ценностного отношения к традиционной культуре родного народа, кросс - культурной грамотности, этносообразное деятельно - практическое освоение художественной культуры в разных видах деятельности.
«Ядром» знаний ребенка об окружающем его мире является знания о родном крае, его природе и культуре народов республики. Они являются основой формирования у ребенка любви к родному краю.
Сегодня мы на многое начинам смотреть по - иному. Многое для себя заново открываем и переоцениваем. Это относиться и к прошлому нашего города.
С уверенностью можно сказать, что большинство из нас, к сожалению, очень поверхностно знаком с родным городом.
Воспитание у детей дошкольного возраста любви к родному городу, гордости за него необходимо всегда. И если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показать их с привлекательной стороны. Тем более что нам есть, чем гордиться.
Так родилась идея проекта «МОЙ ГОРОД» : посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному городу. Ведь наследование нравственных и эстетических ценностей в самом нежном возрасте - это и есть естественный и верный способ патриотического и духовного воспитания.
Для реализации проекта «МОЙ ГОРОД» изучила программу под руководством О. В. Драгуновой «Программа воспитание ребенка - дошкольника». Данная программа эффективна для реализации проекта, что даёт возможность изучению родного края с первой младшей группы. И с каждым годом ребенок узнает все больше нового о своем городе.
Была разработана система ознакомления дошкольников с родным городом :
1. История города (его прошлое и настоящее)
2. Культура чувашского народа. Знаменитые люди Чувашии.
3. Памятные места и достопримечательности города.
Задача, которую я поставила перед собой, предполагает отбор впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступных ему:
- природа, мир животных;
- труд людей;
- традиции;
- общественные события.
Знания о городе, полученные детьми в различных видах деятельности, в том числе и в познавательно-практической, увлекают детей, побуждают к дальнейшему познанию своего города и способствуют возникновению чувств гордости за свой город и народ, живущий в нем, становлению у детей собственно-активной жизненной позиции в стремлении дальнейшего благоустройства и развития родного города.
Для реализации проекта была разработана модель деятельности, которая включает в себя различные пути:
1. Создание макета микрорайона
2. разработка «Маршрута выходного дня»
3. сбор фотографий достопримечательностей города
4. анкетирование родителей
5. чтение художественной литературы
6. организация и проведение тематического праздника с посещением библиотеки
7. создание информационных стендов для родителей «Мы и наш город».
Таким образом, из всей проделанной работы можно сделать вывод: ребята свободно ориентируются на территории вокруг детского сада, знают названия улиц и в честь кого они названы. Вместе с родителями дети посетили достопримечательности родного города и запечатлели это на фото, получили имеющиеся знания родителей о памятниках. Мы посетили мероприятие в библиотеке, где детей познакомили с народными праздниками, традициями чувашского народа. А также прочитали много художественной литературы про знаменитых людей, кому установлены монументы и памятники в нашем городе, узнали историю города Чебоксары.