Ольга Родионова
Приобщение детей дошкольного возраста к литературе
▼ Скачать + Заказать документы
В дошкольной педагогике одним из основных средств воспитания подрастающего поколения являются произведения художественной литературы. Вопросы о том, что читать и как читать детям, актуальными были всегда. Так как, круг детского чтения меняется с каждой эпохой, с изменением исторических условий, общественных, религиозных и семейных традиций, идеологических установок, художественных вкусов, программ воспитания и образования.
Художественная литература представляет собой не только развлекательное и увлекательное времяпрепровождение, но и решает задачи познавательного и воспитательного характера.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к литературе» размещена в разделах
Чтение художественного произведения для детей дошкольного возраста помогает педагогу обогащать их знаниями, учит глубже всматриваться в окружающий мир, искать ответы на многие вопросы.
На необходимость приобщения детей к художественной литературе указывали такие педагоги и психологи как К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Л. С. Выготский, А. В. Запорожец и другие. Цель ознакомления дошкольников с художественной литературой, по определению С. Я. Маршака, — это формирование будущего большого «талантливого читателя», культурно образованного человека [1]. Поэтому приоритет книги в человеческой жизни, уважение к ней, к человеку читающему, и, как следствие, много знающему, необходимо воспитывать в ребенке, начиная с дошкольного возраста [3].
Основные цели и задачи работы по ознакомлению дошкольников с произведениями художественной литературы рассматривается в Федеральном
Государственном образовательном стандарте дошкольного образования, как часть двух направлений развития: «Речевое развитие» и «Художественно – эстетическое развитие».
Знакомство дошкольников с книжной культурой, детской литературой в детском саду, согласно ФГОС дошкольного образования, является средством речевого развития детей и способствует обогащению активного словаря дошкольников, связной диалогической и монологической речи, развития речевого творчества.
Однако, в век компьютерных технологий люди стали все больше терять интерес к книге: меньше читают сами, реже читают книг и детям, предпочитая им мультфильмы.
Хорошая книга – лучший друг. В наши дни особенно актуален вопрос, что читать и как читать ребенку. Задача педагога дошкольного учреждения возродить интерес ребенка к книге, приобщать детей к детской литературе и детскому чтению.
Нами был проведен опрос родителей дошкольников о том, хорошо ли они знакомы с современной детской природоведческой литературой и творчеством томских писателей. Так же мы изучали какие произведения томских авторов читали родители дошкольников.
В результате опроса было обнаружено, что из 20 родителей лишь один смог перечислить несколько томских авторов и названия книг которые прочитал. Остальные родители затруднились ответить на данные вопросы. Также 5% родителей удивились, что в нашем городе печатается детская литература местных авторов.
Так, в результате опроса нами была организована работа по ознакомлению детей дошкольного возраста с томскими писателями и их произведениями для детей.
На первом этапе нами было осуществлено посещение Томской областной детско-юношеской библиотеки с целью ознакомления с новинками детской художественной литературой томских писателей. Среди них мы отметили несколько авторов и их произведения.
Татьяна Ефремовна Мейко, написавшая множество стихов и сказок для детей. Произведения писательницы включены в школьную образовательную программу «Литературное наследие Сибири».
Вениамин Анисимович Колыхалов, один из знаменитых писателей Томска, считается по праву гордостью Томской земли.
Любовь Николаевна Лаврова, подарившая очень теплые и трогательные стихи и рассказы для малышей.
Николай Петрович Закотнов, автор исторических сказаний и легенд о Томске, положивший в основу своих произведений достоверные исторические факты.
Ирина Викторовна Киселева, автор сказок и стихов для детей, заставляющая задуматься о вечном и непреходящем.
Денис Эдвардович Емельянов, написавший сказки для детей о любви и доброте в сердце каждого человека.
И другие не менее талантливые томские писатели. Более подробно с произведениями этих авторов можно познакомиться на сайте Томской областной детско-юношеской библиотеки, где работает виртуальная выставка «Томская детская книга». В ней представлены книги, выпущенными томскими издательствами и типографиями для детей и подростков. Это литературно-художественные и научно-познавательные издания, авторами которых стали томские писатели, педагоги, ученые.
На втором этапе нашей работы происходило ознакомление детей старшего дошкольного возраста с произведениями томских писателей. Детская художественная литература воздействует как на сознание ребенка, так и на его чувства. Яркий, образный язык произведений создает у детей определенное настроение, повышает познавательный интерес к родному Томскому краю.
Нами было отмечено, что наши поэты, писатели очень интересно, живо, нежно описывали природу Томской земли, передавали ее красоту, побуждая желание с ранних лет беречь ее.
Ознакомление с детской краеведческой литературой происходило с использованием разнообразных методов и приемов.
Работа над художественным произведением включает в себя несколько этапов.
I. Организационный.
Цель: вызвать желание прочитать книгу.
Предугадывание (называем автора, показываем портрет, узнаем, знаком ли автор, есть его книги дома, называем заглавие, рассматриваем титульный лист, задаем вопросы: «Как вы думаете, о чем пойдет речь в этом рассказе» и т. п.).
II. Чтение текста.
Читать произведение необходимо с остановками, комментируя непонятные слова. Можно предложить домыслить («Предположите, а что может быть дальше»); показать иллюстрацию. При остановке начинать читать с того же предложения.
III. Обсуждение.
Цель: выяснить, как дети усвоили текст.
Обсуждение прочитанного способствует закреплению содержания художественного произведения, помогает понять лучше понять написанное.
Одним из главных методов, на наш взгляд, это — сочетание чтения с непосредственным наблюдением в природе, если рассказ или сказка повествует об этом.
На третьем, заключительном этапе нашей работы мы предлагали детям совместно с родителями посетить библиотеку, изучить книги томских писателей самостоятельно, а наиболее понравившееся произведение представить нам посредством детского рассказывания с иллюстрациями созданными ребенком совместно с родителями.
С 2016 года наш детский сад является базовой площадкой по реализации Соглашения о создании Сетевого партнерства в интересах образования для устойчивого развития. На базе детского сада идет активная работа по теме «Сохранение природного и культурного наследия Томской области как основание для устойчивого развития». В связи с инновационной деятельностью нашего сада особое предпочтение отдается краеведческой литературе в работе с дошкольниками.
Детская краеведческая литература является важным звеном в системе образования и воспитания дошкольников, так как она:
• воспитывает у детей интерес и любовь к родному краю;
• расширяет знания детей о литературе, писателях;
• учит детей видеть и чувствовать красоту природы именно родного края.
Успех проведения работы по литературному краеведению в дошкольной организации во многом зависит от подготовленности и заинтересованности педагогов, родителей и социальных партнеров (детских библиотек, Домов детского творчества, развивающих центров и кружков, а также наличия соответствующей детской и методической литературы.
Так же не стоит забывать, что благодаря чтению развивается память, внимание, мышление, воображение, смысловое восприятие. С помощью чтения повышается грамотность, развивается речь и увеличивается словарный запас. Но самое главное, на основе чтения формируется внутренний мир ребенка, так как художественная литература влияет на нравственное развитие ребенка. Чтение было и остается основным средством приобщения ребенка к культуре, поэтому для нас важно развивать в нем любовь и интересы к чтению.