Ольга Страхова
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры на примере деревянного кружева
▼ Скачать + Заказать документы
Страхова О. С., воспитатель высшей категории,
Детский сад №207 «Эдельвейс» АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти
В статье рассматривается опыт использования декоративно-прикладного искусства на примере деревянного кружева с использованием местного регионального компонента для решения проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с историческим и культурным наследием России на занятиях по изобразительной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации. Представлен разработанный перспективный план для ознакомления дошкольников с данным видом народного творчества, успешная реализация которого позволяет решить основные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, приобщению к истокам народной культуры своей Родины, развитию их творческих способностей, формированию практических изобразительных умений и навыков, воспитанию интереса к изобразительной и творческой деятельности в целом.
Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры на примере деревянного кружева» размещена в разделах
Ключевые слова: деревянное кружево, народное творчество, изобразительная деятельность, дети дошкольного возраста.
Основной задачей дошкольного образования в современных условиях на сегодняшний день является пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одна из образовательных областей «Познавательное развитие» предполагает формирование у детей первичных представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и творчестве, и особое внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей и возможностей детей в процессе художественно-творческой деятельности. {1} Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, основные знания об окружающем мире. Таким образом, знакомство дошкольников с русским народным творчеством способствует развитию патриотических чувств, воспитанию основ нравственности, чувства любви и привязанности к своему народу и своей культуре.
В творческом процессе лучше расширяется опыт ребенка, обогащаются знания, формируются практические умения и навыки, вследствие чего повышается самооценка дошкольника. Это, несомненно, способствует наиболее успешной позитивной социализации, развитию его творческих способностей.
Известные психологи и педагоги, такие как Д. Б. Эльконин, Л. А. Парамонова, Э. К. Суслова, Л. И. Божович, А. Ф. Лосев, Т. М. Таранова, С. А. Козлова, В. И. Логинова, и др. отмечают важность формирования у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью и культурой родного народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры и творчества. {2,с. 191}
Занятия по изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка, по ознакомлению с народным творчеством очень актуальны на сегодня, когда в современных условиях технического прогресса и увлеченностью компьютерными играми снижается интерес к культурному наследию своей страны, к познавательной и художественно-творческой деятельности, и к изобразительной деятельности в частности, вследствие этого снижается и личностная самооценка ребенка, его гражданская позиция, любовь и привязанность к своему народу, Родине.
Поэтому для решения данной проблематики и приобщения детей к истокам народной культуры, развития творческих способностей, формирования изобразительных умений и навыков, с учетом основных принципов реализации ФГОС ДО, мною была разработан перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с деревянным кружевом с использованием местного регионального компонента.
Целью данной работы стало знакомство с одним из видов декоративно-прикладного искусства русского народа – деревянным кружевом в процессе занятий по изобразительной деятельности.
В ходе данных занятий с детьми решались такие задачи, как расширение представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях и быте русского народа, формирование и закрепление интереса к русскому народному и художественному творчеству, развитию изобразительных умений и навыков, творческих способностей и интереса к изобразительной деятельности как таковой.
Представляю перспективное планирование занятий в группе старшего дошкольного возраста ДОО :
Сентябрь
1. Экскурсия по г. Тольятти (Центральный район) на тему: «Русские дома в моем родном городе», посещение экспозиции местного краеведческого музея: «Ставрополь-Тольятти – его история».
2. Беседа о прошедшей экскурсии, обсуждение, рассматривание фотографии, макета деревянного дома и его резных украшений – деревянного кружева.
3. «Орнамент – что это такое?» - декоративное рисование (цветные карандаши, рисование основных элементов орнамента резного декора русского дома – деревянных кружев.
Октябрь
4. «Резное кружево» - рисование орнаментов и составление из них кружевного полотна (тушь, гушь, перо, кисть №1,2).
5. «Узорчатое окошко» - украшение наличника орнаментом (акварель, кисть №1,2).
6. «Русский домик» - лепка (пластилин/солёное тесто).
Ноябрь
7. «Укрась свой домик» - декоративная аппликация, вырезание бумажных кружев (бумага, ножницы, клей).
8. «Русские дома в кружевах» - декоративное рисование (цветные карандаши, гуашь, бумага, кисть №1,2).
9. Творческое занятие «Роспись пряничного домика» - роспись яичным белком имбирного печенья – силуэта домика.
10. «Как у нас в Ставрополе-на Волге – городе русском.» - праздник народного творчества, русское чаепитие, выставка детских работ.
В результате данной деятельности дети приобрели представление о таком русском народном творчестве, как деревянное кружево, о русском деревянном зодчестве, о быте и традициях своего народа, данные занятия способствовали развитию изобразительных умений и навыков, повышению своего уровня индивидуальных творческих возможностей и, соответственно, самооценки. Научились самостоятельно составлять несложную композицию из орнаментов в своих творческих работах, сформировался такой навык, как умение представить свою работу окружающим, рассказывать о процессе создания своего узора и его элементах, что, несомненно, способствовало развитию речи, пополнению активного словарного запаса, в том числе и развитию положительного опыта общения. {2,с. 90}
Художественное и нравственное значение создаваемых ими творческих работ в различных техниках, несомненно, повысили и уровень патриотизма и социализации воспитанников, они научились любить и ценить творчество своего народа, уважать его труд, учиться находить творческие решения в своих работах.
Для полноценных занятий по данной теме, с учетом всех необходимых требований, были подобраны необходимые художественные материалы и оборудование: краски гуашевые и акварельные, ручка с пером, бумага, пластилин\соленое тесто, кисти, художественные и музыкальные произведения русской культуры, технические средства оснащения (магнитофон, фотоаппарат, ноутбук, подборка фото- и видеоматериалов, книг и альбомов с необходимыми иллюстрациями.
Список литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки. -М. :ТЦ Сфера,2015.-96с.
2. «Дошкольное образование : опыт и перспективы развития: материалы II Международной научно-практической конференции. ( Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.-212с.
3. Пронина В. И. Развитие представлений о русском народном быте у детей 4-5 лет {Электронный ресурс} – Режим доступа: https://mdou-oduvanchek.cadik.ru/DswMedia/opyitpronina.docx ( дата обращения: 05.10.2017).