Папки-передвижки

Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры на примере деревянного кружева

Ольга Страхова
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры на примере деревянного кружева
▼ Скачать + Заказать документы

Страхова О. С., воспитатель высшей категории,

Детский сад №207 «Эдельвейс» АНО ДО «Планета детства «Лада», Россия, г. Тольятти

В статье рассматривается опыт использования декоративно-прикладного искусства на примере деревянного кружева с использованием местного регионального компонента для решения проблемы ознакомления детей дошкольного возраста с историческим и культурным наследием России на занятиях по изобразительной деятельности в условиях дошкольной образовательной организации. Представлен разработанный перспективный план для ознакомления дошкольников с данным видом народного творчества, успешная реализация которого позволяет решить основные задачи по нравственно-патриотическому воспитанию подрастающего поколения, приобщению к истокам народной культуры своей Родины, развитию их творческих способностей, формированию практических изобразительных умений и навыков, воспитанию интереса к изобразительной и творческой деятельности в целом.

Публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры на примере деревянного кружева» размещена в разделах

Ключевые слова: деревянное кружево, народное творчество, изобразительная деятельность, дети дошкольного возраста.

Основной задачей дошкольного образования в современных условиях на сегодняшний день является пробуждение интереса детей к историческому и культурному наследию России, гражданское и патриотическое воспитание. Согласно Федеральному государственному образовательному стандарту дошкольного образования, одна из образовательных областей «Познавательное развитие» предполагает формирование у детей первичных представлений о малой Родине и Отечестве, социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и творчестве, и особое внимание уделяется развитию индивидуальных особенностей и возможностей детей в процессе художественно-творческой деятельности. {1} Именно в дошкольном возрасте закладываются основы личности ребенка, основные знания об окружающем мире. Таким образом, знакомство дошкольников с русским народным творчеством способствует развитию патриотических чувств, воспитанию основ нравственности, чувства любви и привязанности к своему народу и своей культуре.

В творческом процессе лучше расширяется опыт ребенка, обогащаются знания, формируются практические умения и навыки, вследствие чего повышается самооценка дошкольника. Это, несомненно, способствует наиболее успешной позитивной социализации, развитию его творческих способностей.

Известные психологи и педагоги, такие как Д. Б. Эльконин, Л. А. Парамонова, Э. К. Суслова, Л. И. Божович, А. Ф. Лосев, Т. М. Таранова, С. А. Козлова, В. И. Логинова, и др. отмечают важность формирования у детей дошкольного возраста «базиса культуры» на основе ознакомления с бытом и жизнью и культурой родного народа, присущими ему нравственными ценностями, традициями, особенностями культуры и творчества. {2,с. 191}

Занятия по изобразительной деятельности (рисование, аппликация, лепка, по ознакомлению с народным творчеством очень актуальны на сегодня, когда в современных условиях технического прогресса и увлеченностью компьютерными играми снижается интерес к культурному наследию своей страны, к познавательной и художественно-творческой деятельности, и к изобразительной деятельности в частности, вследствие этого снижается и личностная самооценка ребенка, его гражданская позиция, любовь и привязанность к своему народу, Родине.

Поэтому для решения данной проблематики и приобщения детей к истокам народной культуры, развития творческих способностей, формирования изобразительных умений и навыков, с учетом основных принципов реализации ФГОС ДО, мною была разработан перспективный план по ознакомлению детей дошкольного возраста с деревянным кружевом с использованием местного регионального компонента.

Целью данной работы стало знакомство с одним из видов декоративно-прикладного искусства русского народа – деревянным кружевом в процессе занятий по изобразительной деятельности.

В ходе данных занятий с детьми решались такие задачи, как расширение представлений о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях и быте русского народа, формирование и закрепление интереса к русскому народному и художественному творчеству, развитию изобразительных умений и навыков, творческих способностей и интереса к изобразительной деятельности как таковой.

Представляю перспективное планирование занятий в группе старшего дошкольного возраста ДОО :

Сентябрь

1. Экскурсия по г. Тольятти (Центральный район) на тему: «Русские дома в моем родном городе», посещение экспозиции местного краеведческого музея: «Ставрополь-Тольятти – его история».

2. Беседа о прошедшей экскурсии, обсуждение, рассматривание фотографии, макета деревянного дома и его резных украшений – деревянного кружева.

3. «Орнамент – что это такое?» - декоративное рисование (цветные карандаши, рисование основных элементов орнамента резного декора русского дома – деревянных кружев.

Октябрь

4. «Резное кружево» - рисование орнаментов и составление из них кружевного полотна (тушь, гушь, перо, кисть №1,2).

5. «Узорчатое окошко» - украшение наличника орнаментом (акварель, кисть №1,2).

6. «Русский домик» - лепка (пластилин/солёное тесто).

Ноябрь

7. «Укрась свой домик» - декоративная аппликация, вырезание бумажных кружев (бумага, ножницы, клей).

8. «Русские дома в кружевах» - декоративное рисование (цветные карандаши, гуашь, бумага, кисть №1,2).

9. Творческое занятие «Роспись пряничного домика» - роспись яичным белком имбирного печенья – силуэта домика.

10. «Как у нас в Ставрополе-на Волге – городе русском.» - праздник народного творчества, русское чаепитие, выставка детских работ.

В результате данной деятельности дети приобрели представление о таком русском народном творчестве, как деревянное кружево, о русском деревянном зодчестве, о быте и традициях своего народа, данные занятия способствовали развитию изобразительных умений и навыков, повышению своего уровня индивидуальных творческих возможностей и, соответственно, самооценки. Научились самостоятельно составлять несложную композицию из орнаментов в своих творческих работах, сформировался такой навык, как умение представить свою работу окружающим, рассказывать о процессе создания своего узора и его элементах, что, несомненно, способствовало развитию речи, пополнению активного словарного запаса, в том числе и развитию положительного опыта общения. {2,с. 90}

Художественное и нравственное значение создаваемых ими творческих работ в различных техниках, несомненно, повысили и уровень патриотизма и социализации воспитанников, они научились любить и ценить творчество своего народа, уважать его труд, учиться находить творческие решения в своих работах.

Для полноценных занятий по данной теме, с учетом всех необходимых требований, были подобраны необходимые художественные материалы и оборудование: краски гуашевые и акварельные, ручка с пером, бумага, пластилин\соленое тесто, кисти, художественные и музыкальные произведения русской культуры, технические средства оснащения (магнитофон, фотоаппарат, ноутбук, подборка фото- и видеоматериалов, книг и альбомов с необходимыми иллюстрациями.

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования : письма и приказы Минобрнауки. -М. :ТЦ Сфера,2015.-96с.

2. «Дошкольное образование : опыт и перспективы развития: материалы II Международной научно-практической конференции. ( Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2017.-212с.

3. Пронина В. И. Развитие представлений о русском народном быте у детей 4-5 лет {Электронный ресурс} – Режим доступа: https://mdou-oduvanchek.cadik.ru/DswMedia/opyitpronina.docx ( дата обращения: 05.10.2017).

Публикации по теме:

Приобщение детей к истокам русской народной культурыПриобщение детей к истокам русской народной культуры Цель: воспитывать интерес к истории и культуре народного творчества. Задачи: Формировать у детей интерес к искусству народа России и народов.

Интегрированная НОД «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры с использованием ИКТ» Интегрированная непосредственно образовательная деятельность на тему: «Приобщение детей к истокам народной культуры через подвижные игры».

Опыт работы «Приобщение детей к истокам русской народной культуры с помощью сказок» ". как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в разум и в сердце из окружающего мира - от этого в решающей.

Перспективный план работы с детьми по проекту «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам русской народной культуры» Перспективный план работы с детьми по проекту Месяц/неделя Тема Форма работы ОО Цель Октябрь 2 неделя «Мои добрые поступки» Беседа Социально.

План по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» в средней группе Тема: Приобщение детей к истокам русской народной культуры Дата начала работы над темой_1 сентября 2017г Предполагаемая дата окончания.

План работы по самообразованию «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПЕДАГОГА НАД ТЕМОЙ САМООБРАЗОВАНИЯ Тема: "Приобщение детей к истокам русской народной культуры". Дата начала.

Консультация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 3 «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Приобщение детей к истокам народной культуры. Конспект занятия «Русская матрешка» Народная культура и традиции. «Русская матрешка» Программные задачи: познакомить детей с народной игрушкой - матрешкой; формировать понятие,.

Программа профессионального развития. Тема самообразования «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» МБОУ «Георгиевская СОШ» Группы дошкольного образования Программа профессионального развития Тема самообразования: «Приобщение детей.

Родительское собрание. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Россия, Русь! Куда я ни взгляну… За все твои страдания и битв Люблю твою, Россия, старину, Твои леса, погосты и молитвы. Люблю твои избушки.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры на примере деревянного кружева
Опубликовано: 13 января 2018 в 13:44
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приобщение детей дошкольного возраста к истокам народной культуры на примере деревянного кружева» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Страхова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД