Надежда Алексеевна
Принципы взаимодействия педагогов и семьи
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы взаимодействие педагогов и семьи
Надежда Алексеевна
Кузнецова
учитель-дефектолог
Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребёнка. Чем выше уровень этого взаимодействия, тем успешнее решаются и проблемы воспитания и обучения детей.
Формирование сотруднических отношений между педагогами и семьёй — длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы :
Публикация «Принципы взаимодействия педагогов и семьи» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического процесса. Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу, ребенку предоставлены право и возможность удовлетворять, реализовывать свои интересы, высказывать мнение, проявлять активность.
Важнейшими условиями формирования субъектной позиции в любом виде деятельности являются:
• осознание важности и значимости предстоящей деятельности для себя и других, личного вклада в общий результат, смотивированность на предстоящую работу;
• включение детей и родителей в процесс целеполагания и планирования учебной и воспитательной деятельности;
• овладение способами проектирования собственной деятельности;
• предоставление возможности принимать самостоятельные решения;
• ориентация на интересы и потребности семьи, родителей и детей, обеспечение им возможности добиться положительных результатов, успеха в работе;
• привлечение родителей и детей к анализу собственной и коллективной деятельности, организация рефлексии.
2. Организация совместного творчества педагогов, детей и их родителей, что предполагает:
• формирование положительной установки у взаимодействующих сторон на совместную работу;
• осуществление совместного целеполагания, планирования, организации и подведения итогов деятельности;
• определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;
• использование методики организации коллективной творческой деятельности.
3. Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьёй, которая предполагает:
— выявление и учет интересов, потребностей участников взаимодействия при организации совместной деятельности и общения;
— опору на положительные стороны родителей и детей;
— раскрытие индивидуальности каждого, предоставление возможности проявить свою индивидуальность и достичь успеха и одобрения окружающих в совместной деятельности;
— доверие ребенку и родителям;
— принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании ребенка;
— подход с оптимистической гипотезой к семье, к решению возникающих проблем;
— принятие, учет традиции семьи, толерантность, уважительное отношение к каждому участнику взаимодействия, его мнению;
— восприятие, оценку поступков ребенка как представителя, носителя интересов семьи;
— заинтересованное отношение к судьбе ребёнка, проблемам семьи, защита интересов ребёнка и семьи, помощь в решении проблем;
— обеспечение свободы совести, вероисповедания ребенка и родителей;
— содействие формированию доброжелательных, уважительных отношений между родителями и детьми;
— забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи;
— создание ситуаций проявления взаимного внимания, заботы о детях и родителях.
4. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей. Этот принцип требует :
— обеспечения взаимной информированности педагогов и родителей об особенностях ребёнка, его достижениях и трудностях, выявление общих проблем для решения;
— определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые объединят усилия педагогов и родителей, а с другой стороны, конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон;
— с одной стороны, объединения усилий в достижении общих целей, в решении главных проблем ребенка, а с другой, распределения
ролей, функций, ответственности, обязанностей между педагогами, родителями, детьми;
— совместного принятия решений, согласованности действий при выполнении решений, затрагивающих интересы взаимодействующих сторон;
— соблюдения обязательств, договоренностей, соглашений каждым участником педагогического процесса;
— согласованности требований к ребенку, обеспечения единства педагогических влияний на него, в том числе детского коллектива и родителей;
— проведения всей воспитательной работы с привлечением родителей, ориентации не только на воспитательную работу с детьми, но и организацию взаимодействия с семьей, развитие отношений между родителями и детьми;
— согласованности педагогических действий воспитателей группы, педагогов по физическому воспитанию, психологов, администрации в работе с семьей.
Успешность развития взаимодействия образовательного учреждения и семьи в значительной мере определяется профессионализмом педагогов, их подготовленностью к решению проблем, возникающих в работе с семьей.