Евгения Шипилова
Принципы распределения детей на группы для занятий физическими упражнениями
▼ Скачать + Заказать документы
Принципы распределения детей на группы
для занятий физическими упражнениями
Подготовила: Шипилова Е. В. – учитель физической культуры первой категории ГБС (К)ОУ школа № 8 г. Лабинска (К)ОУ школы № 8 г. Лабинска
Задачи, решаемые физическим воспитанием в школе, направлены на укрепление здоровья, обучение новым для детей видам движений, развитию основных двигательных качеств. Эти задачи решаются с помощью различных видов физических упражнений на уроках физической культуры с помощью физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня. При этом особое внимание следует уделять детям, которые в силу перенесенных заболеваний, неблагополучного развития податливы к неблагоприятным внешним факторам, умственному переутомлению, отстают в развитии двигательной функции. Многие дети уже приходят в школу с нарушениями в состоянии здоровья, объем их двигательной активности резко сокращается. В классе, который приходит на урок физической культуры, далеко не одинаковый состав учащихся. Все они заметно отличаются по своему физическому развитию, состоянию здоровья и подготовленности.
Темочки:
Заключение о состоянии здоровья и все врачебные указания о допустимой нагрузке для каждого учащегося записывается во врачебно-контрольную карту и обязательно доводится до сведения учителя физической культуры. Учащиеся, не прошедшие медицинского осмотра, к урокам физической культуры не допускаются.
Медицинский осмотр проходит в школе не реже одного раза в течение учебного года. На основании данных медицинского осмотра дети распределяются для занятий физическими упражнениями на основную, подготовительную и специальную медицинские группы. Специальная медицинская группа (СМГ) комплектуется по заключению врача и оформляется приказом директора школы. Относительная малочисленность учащихся с однородными заболеваниями позволяет группировать их по форме заболевания. Осуществляется также внутригрупповое распределение на А (сильную) и Б (слабую) группы, что позволяет более эффективно добиваться решения оздоровительных задач. Определить группу «А» и «Б» должен врач для каждого ученика.
Группу «А» - составляют дети, по состоянию здоровья относящиеся к подготовительной группе, имеющие небольшие отклонения в здоровье, которые носят временный характер.
Группу «Б» - составляют дети с тяжелыми необратимыми изменениями: поражение сердечно-сосудистой системы (порок, после операции на сердце, заболевания мочевыделительной системы, сколиозы III-IV степени.
Комплектование учебных групп во многом также предопределяет и степень усвоения в обучении программного материала по физической культуре. К этому надо подойти очень серьезно и ни в коем случае нельзя допускать простого разделения детей на группы «по списку».
К основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.
К подготовительной медицинской группе относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.
К специальной медицинской группе относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, являющиеся противопоказаниям к усиленной физической нагрузке.
Важной проблемой является организация занятий с детьми, отнесенными по состоянию здоровья к специальной медицинской группе. Дело не только в охвате, но и в организации и в методике проведения занятий. На физическое развитие, двигательные способности, обучаемость и приспособляемость к физической нагрузке оказывает влияние тяжесть интеллектуального дефекта, сопутствующие заболевания, вторичные нарушения, особенности психической и эмоционально-волевой сферы детей. Движения у детей с отклонениями в развитии бедны, угловаты, недостаточно плавны. Особенно слабо развиты тонкие и точные движения рук, предметная манипуляция. Поэтому при комплектовании медицинских групп необходимо также учитывать степень умственной отсталости школьников, т. к. часто дети не справляются с заданиями не потому, что они физически слабо развиты или имеют какое – либо заболевание, но и потому, что их умственные возможности не позволяют усвоить двигательные навыки. Возможно также комплектование в одну группу детей по характеру заболеваний:
1. с заболеваниями опорно-двигательного аппарата, нарушениями осанки, плоскостопием,
2. с заболеванием сердечно-сосудистой и дыхательной системы, ожирением (исключаются дети с частыми приступами бронхиальной астмы,
3. с заболеванием желудочно-кишечного тракта: гастриты, колиты и др.
Учащихся, имеющих лучшие показатели, можно объединить в одну группу; тех, кто слабее – в другую и т. д.
Исходя из уровня развития двигательных качеств, состояния здоровья и физической подготовленности каждого школьника, учитель разрабатывает определенные задания, различные по продолжительности, интенсивности выполнения упражнений, количеству повторений и интервалам отдыха. Состав групп меняется в зависимости от содержания изучаемого материала программы. Кроме общего для всех задания, ученик получает и индивидуальное задание на дом.
Дети со значительными отклонениями в состоянии здоровья направляются в группы лечебной физической культуры (ЛФК). Ограничения физических нагрузок необходимы при обострении хронических болезней, с учетом тяжести и причин рецидивов.
При ряде заболеваний противопоказаны занятия, связанные с пребыванием в неблагоприятных метеорологических условиях. Детям с заболеваниями верхних дыхательных путей, циститом, ревматизмом и др. Следует избегать резких колебаний температуры и переохлаждения. В то же время учителю физической культуры следует разумно проводить работу, способствующую закаливанию организма и повышение иммунитета учащихся. Особого внимания требуют учащиеся, страдающие бронхиальной астмой. Нарушение у многих из них дыхания с затруднением фазы выдоха мешает им удовлетворительно справляться с упражнениями, быстрыми по темпу. В этих случаях целесообразно назначать занятия в группе ЛФК. При частичном отсутствии носового дыхания (искривление носовой перегородки и др.).
Может быть назначена подготовительная группа при заболеваниях гортани, протекающих с нарушением дыхания, голосообразования назначается специальная группа.
При стойких заболеваниях вестибулярной системы с нарушением функции вестибулярного анализатора – расстройство равновесия, появления головокружений, тошноты и др. Следует назначать преимущественно занятия лечебной физической культурой. Временные освобождения от занятий или ограничения в них бывают необходимы лицам, которые перенесли острые заболевания или обострения хронических заболеваний.
Сроки возобновления занятий физическими упражнениями в этих случаях должны определяться строго индивидуально, с учетом состояния здоровья и функционального состояния главнейших систем организма.