Папки-передвижки

Педагогические принципы и возможности фольклора

Елена Николаевна Устина
Педагогические принципы и возможности фольклора
▼ Скачать + Заказать документы

Ребёнок усваивает родную речь, прежде всего подражая живому разговорному языку находящихся вокруг, который он прослушивает и пытается подражать. Сокровищница богатейшего русского языка раскрывается перед ребёнком-дошкольником в лучших произведениях устного этнического творчества. Безупречные эталоны его - пословицы, загадки, сказки - ребёнок не только лишь слышит, но повторяет и усваивает. Они входят в его язык, естественно, в нужном для ребёнка содержании. Оба эти источника – современный разговорный язык и произведения устного этнического творчества - плотно переплетаются меж собою во воздействии на ребёнка. Но имеется 1 закономерность: всего сильнее их воздействие там, где произведения этнического словесного творчества органически вплетены в материал живого разговорного языка.

Публикация «Педагогические принципы и возможности фольклора» размещена в разделах

Пословицы и поговорки – определенная картина устной поэзии, веками впитавшей в себя трудящийся навык бессчетных поколений. Через особенную композицию, интонационную расцветку, внедрение специфичных языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или же иному предмету или же явлению. Пословицы и поговорки, как и иной жанр устного фольклорного творчества, в художественных видах закрепили навык прожитой жизни во всем его обилии и противоречивости.

Применяя в собственной речи пословицы и поговорки, малыши обучаются понятно, лаконически, выразительно формулировать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая собственную речь, развивается умение творчески применить текст, умение образно обрисовать вещь, предать ему колоритную характеристику.

Отгадывание и придумывание загадок еще оказывает воздействие на многостороннее становление речи ребят. Использование для сотворения в загадке метафорического вида всевозможных средств выразительности (приема олицетворения, определений, эпитетов, особенной ритмической организации) содействуют формированию образности речи ребят дошкольного возраста.

Загадки обогащают речь ребят за счет многозначности текстов, могут помочь увидать вторичные смысла текстов, создают представления о переносном смысле текста. Они могут помочь освоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сконцентрироваться на языковой форме и разбирать ее.

Загадка – одна из небольших форм устного этнического творчества, в которой в максимально сжатой, образной форме предоставляются более колоритные, свойственные качества предметов или же явлений. Разгадывание загадок развивает дееспособность к анализу, обобщению, создает умение автономно делать выводы, выводы, умение четко отметить более свойственные, выразительные качества предмета или же явления, умение ярко и лаконично транслировать образы предметов, развивает у ребят "поэтический взгляд на действительность".

Колыбельные песни, по воззрению народа – спутник детства. Они в одном ряду с другими жанрами заключают в себя могучую мощь, позволяющую развивать речь ребят дошкольного возраста. Колыбельные песни обогащают лексикон ребят за счет того, что содержат размашистый круг сведений об находящемся вокруг мире, до этого всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают собственным внешним видом, к примеру, "заинька".

Незаменимый материал для дикционных упражнений - пословицы, поговорки, песенки, загадки, скороговорки. Малые формы фольклора лаконичны и четки по форме, глубоки и ритмичны. С их поддержкой малыши обучаются четкому и гулкому произношению, проходят школу художественной фонетики. По меткому определению К. Д. Ушинского, пословицы и поговорки могут помочь "выломать язык малыша на русский лад".

Пестушки – песенки и стишки, которыми сопровождают первые сознательные движения ребенка. Например:

«Ах, поет, поёт

Соловушка!

Ах, поёт, поёт

Молоденький;

Молоденький,

Хорошенький,

Пригоженькой».

Потешки – песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками, ножками. Например:

«Потягунючки, поростунюшки!

Роток – говорунюшки,

Руки – хватунюшки,

Ноги – ходунюшки».

Заклички – детские песенные обращения к солнцу, радуге, дождю, птицам:

- Весна красна! На чём пришла?

- На сошечке, на бороночке,

На овсяном снопочку,

На ржаном колосочку.

Приговорки – словесные обращения к кому-либо. Например, говорят в бане:

С гоголя – вода,

С младенца – худоба!

Укатись вся.

Фольклор считается самым большим достижением государственной культуры всякого народа. Он выражает вкусы, предрасположенности, интересы народа. Содержательная часть, значения фольклора имеют все шансы рассматриваться как оригинальные средства воспитания.

Термин «фольклор» в буквальном смысле переводится, как мудрость. Фольклор - это создаваемая народом и распространенная в этнических массах поэзия, в которой он отображает собственную трудовую деятельность, публичный и домашней уклад, познание жизни, природы, культы и верования. В фольклоре воплощены взгляды, эталоны и влечения народа, его поэтическое воображение, богатейший мир мыслей, чувств, переживаний, протест против эксплуатации и гнета, мечты о верности и блаженстве. Это устное, словесное художественное творчество, которое появилось в процессе формирования человеческой речи.

Фольклор как ключ и средство этнической педагогики был подвергнут многолетнему испытанию на эффективность, гуманизм в воспитании подрастающего поколения. В нем предусмотрены ключевые педагогические основы : доступность, учет возрастных особенностей.

«Детский фольклор — это произведения самих ребят, усвоенные традицией; произведения обычного фольклора взрослых, перешедшие в детский репертуар.

Фольклор помогает познакомить ребят с роскошным креативным наследием народов, любая фольклорная форма, будь то загадка, пословица, прибаутка, считалка, закличка – замечательный образец творчества, благодатный материал для подражания. Этнические эталоны развивают образную детскую речь, расширяют кругозор ребят.

К детскому фольклору как средству языковой характеристики народа обращались В. И. Даль, Д. К. Зеленин, П. Тиханов, А. Молотов и почти все специалисты языка.

Детский фольклор складывается под действием большого количества моментов. Между них – воздействие всевозможных общественных и возрастных групп, их фольклора; глобальной культуры; распространенных представлений и др. Детский фольклор включает в себя жанровые разновидности, песни, потешки, прибаутки, сказки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, жеребьевки, считалки, игры и т. д. Термин «детский фольклор» был введен в нашей стране учеными в начале XX века. Как сообщает Г. М. Науменко, этим термином обозначали «произведения устной этнической словесности, предназначенные для ребят и исполняемые взрослыми и детьми».

«Детский фольклор стал «арсеналом и почвой» российской детской литературе, до сих времен питает и обогащает её. Не было не 1-го литератора, писавших для ребят, творчество которого не несло бы видимых отпечатков, теснейших связей с детским фольклором, не предлагало бы образцов его креативного освоения».

По сравнению фольклор с литературой, надобно принять во внимание, что искусство текста в фольклоре связано с другими обликами художественного творчества (исполнительским искусством артиста, профессионализмом рассказывания, искусством пения, музыкой и прочими, но при сравнении данный момент не принимается во внимание. Искусство текста, сближая меж собой фольклор и литературу. Правомерность такого рассмотрения обосновывается самим прецедентом, что текст в фольклоре выполняет изобразительно-выразительную функцию, а информационно-коммуникативные функции, как и слияние искусства текста с другими искусствами, — не больше чем сопутствующее обстоятельство. Подобное исследование не встречает возражений, когда дело касается литературного произведения.

В детском фольклоре находится ключ к пониманию детских художественных вкусов, детских творческих возможностей. Поэтические произведения, почти все века, передававшиеся от 1-го поколения к другому, помаленьку принимали содержание и форму.

К. И. Чуковский собрал богатейший материал для исследования детского словотворчества и поэтического творчества ребят. Его изучения и исследования, публикации, соединенные позже в книжке «От 2-ух до пяти», содержат материал имеющий научное значение. Он придумал концепцию жанра перевертышей, зарекомендовал, когда, как и в каких критериях, малыши завладевают этническими поэтическими богатствами.

Таким образом, детский фольклор представляет собой своеобразную группу этнического творчества, связывающую мир детей и взрослых, включающих цельную систему поэтических жанров фольклора.

Публикации по теме:

Консультация на тему «Воспитание культуры речи у дошкольников средствами народной педагогики» «ВОСПИТАНИЕ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ» Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного.

Роль сказки в развитии образной речи у детей 5–7 лет с общим недоразвитием речи Большую роль в развитии образной речи играет сказка. Сказка – это — один из видов фольклорной прозы, встречающийся у различных народов и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Педагогические принципы и возможности фольклора
Опубликовано: 26 апреля 2015 в 13:43
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Педагогические принципы и возможности фольклора» (включая файлы) размещена пользователем Елена Николаевна Устина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД