Волошина Валерия Вадимовна
Принципы ознакомления детей дошкольного возраста с миром природы
▼ Скачать + Заказать документы
УДК 373.24
ПРИНЦИПЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С МИРОМ ПРИРОДЫ
Волошина Валерия Вадимовна
Научный руководитель: Сипачева Елена Владимировна
старший преподаватель
кафедры дошкольного и начального педагогического образования
Института педагогики
ГОУ ВПО «ДОННУ»,
г. Донецк, Российская Федерация
Публикация «Принципы ознакомления детей дошкольного возраста с миром природы» размещена в разделах
Аннотация. В данной статье раскрывается сущность и принципы ознакомления детей с миром природы. Приводятся конкретные примеры использования данных принципов в воспитательно-образовательном процессе дошкольных образовательных организаций.
Ключевые слова: мир природы, дети дошкольного возраста, принципы.
Ознакомление детей с миром природы предполагает знакомство с различными явлениями природы, которые можно непосредственно наблюдать. Согласно Государственному образовательному стандарту дошкольного образования Донецкой Народной Республики [1], на этапе завершения дошкольного учреждения ребенок должен проявлять любознательность, интересоваться причинно-следственными связями, пытаться самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей, а также обладать начальными знаниями о себе, о природном и социальном мире, в котором он живет.
А. Н. Русаков подчеркивает, что основой экологического воспитания являются адаптированные в соответствии с возрастом ведущие идеи экологии, то есть организм и среда, сообщество организмов и среда, человек и среда [3].
Целью экологического воспитания детей дошкольного возраста А. Н. Русаков [3] считает формирование начал экологической культуры, то есть привития базисных компонентов личности, которые позволят в дальнейшем успешно присвоить в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человечества с природой, обеспечивающий его жизнь и развитие.
С. Н. Николаева [2] так описывает задачи экологического воспитания:
создать в педагогическом коллективе атмосферу значимости экологических проблем и приоритетности экологического воспитания;
создать в дошкольном образовательном учреждении условия, обеспечивающие педагогический процесс экологического воспитания;
систематически повышать квалификацию педагогического персонала: обеспечить овладение ими методами экологического воспитания;
проводить экологическую пропаганду среди родителей;
осуществлять систематическую работу с дошкольниками в рамках определённой технологии, постоянное её совершенствование;
выявлять уровень экологической культуры посредством анализа реальных достижений в интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферах личности ребёнка при её взаимодействии с природой, предметами, людьми и оценках себя.
передача экологических знаний и их трансформация в отношение.
А. Н. Русаков уточняет, что ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы важно осуществлять согласно ряду определенных принципов. Приведём примеры внедрения этих принципов в воспитательно-образовательную деятельность дошкольных образовательных организаций.
1. Принцип интеграции знаний в процессе деятельности – через ознакомление детей с природой, окружающим миром, развитие речи, художественно-речевая деятельность, формирование элементарных математических представлений.
2. Принцип целостности и системности – вооружение дошкольников системой знаний об среде окружения в их целостности, что способствует формированию у детей дошкольного возраста целостной личности, целостного сознания, целостной картины мира.
3. Принцип деятельностного опосредствования – погружение дошкольников в разнообразные виды познавательной деятельности (языковую, художественно-речевую, трудовую, продуктивную, игровую, конструктивную, коммуникативную и др).
4. Ознакомление через взаимодействия – развитие и формирование целостной личности дошкольника возможно только в системах: «организм – среда», «личность – окружающая среда», «ребенок – социум», «педагог – ребенок», «дети – окружающая среда». Ребенок живет и воспитывается в социальном окружении, следовательно, в процессе организации его жизнедеятельности в окружающей действительности необходимо учитывать субъективные и объективные условия, систему взаимоотношений, в которые включен дошкольник.
5. Принцип обеспечения позитивного эмоционального фона жизнедеятельности ребенка в мире реализуется воспитателем такой организацией деятельности (познавательной, коммуникативной и др.) детей, в которой каждый дошкольник получает эмоциональное удовольствие от деятельности, общения, собственных и коллективных достижений.
6. Принцип учета культурно-этнографических особенностей региона – максимальное использование культуры, обычаев, традиций той местности, в которой расположено конкретное дошкольное образовательное учреждение; культуры нации, общества, государства; формирование целостной сознательной личности ребенка в рамках национальной культуры.
7. Принцип наглядности и объективности – любое обучение строится по «золотому правилу дидактики» А. Я. Каменского: все, с чем встречается ребенок, нужно, чтобы оно прошло через его органы ощущения и восприятия. Наглядность обеспечивает объективность знаний, добытых фактов, умозаключений.
8. Принципы экологизации и валеологизации – формирование при ознакомлении детей с природой вокруг, экологического отношения к окружающей среде и к самому себе, воспитания у детей экологического мышления, вооружение их экологическими взаимоотношениями организма с окружающей средой.
9. Принцип сочетания познавательных и воспитательных задач при ознакомлении дошкольников с природой – это ведущий принцип воспитательно-образовательной работы с детьми в ДОУ. Во время планирования познавательной деятельности реализуются и воспитательные задачи: воспитание любви к родному краю, Родине, родным и близким людям, патриотическое и гражданское воспитание; трудовое воспитание; воспитание любознательности, настойчивости и т. д.
Реализация перечисленных принципов направлена на формирование целостной сознательной личности ребенка дошкольного возраста, повышения их знаний, развитие умений и привитие навыков поведения в окружающей среде.
Таким образом, экологическое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование положительного отношения ребёнка к окружающему миру, земле, воде, флоре, фауне. Ознакомление детей дошкольного возраста с миром природы важно осуществлять согласно выделенных принципов.
Список использованной литературы
1. Государственный стандарт дошкольного образования : приказ МОН ДНР № 128-НП от 19.10.2021 г. : действующ. ред. // Официальный сайт Народного Совета Донецкой Народной Республики. – Донецк, 2021. – 77 с. ССЫЛКА
2. Николаева, С. Н. Теория и методика экологического образования детей : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. / С. Н. Николаева. – Москва: Академия, 2017 – 336 с.
3. Русаков, А. Н. Экологическое окно в детском саду / А. Н. Русаков. — Москва: Образовательные проекты, 2017. – 73 с.