Лямытских Ксения
Принципы образовательного процесса
▼ Скачать
Принципы образовательного процесса
«В своей работе с детьми раннего возраста от 1 года до 3 лет я уделяю особое внимание задаче реализации следующих принципов педагогического процесса : такие как развитие речи в раннем возрасте, социально-коммуникативное развитие. Значение этих принципов в решении задач развития и образования детей раннего возраста я вижу в том, что речевое развитие, которое в раннем возрасте реализуется в общении со взрослыми, социально-коммуникативное развитие, которое применительно к раннему возрасту предполагает развитие общения со взрослыми и сверстниками, освоение культурных норм поведения.
Публикация «Принципы образовательного процесса» размещена в разделах
Развитие речи
Для реализации принципа развития речи в образовательном процессе овладения речью зависит от развития деятельности ребенка, от его восприятия и мышления. Основные задачи развития речи сформулированы в ФГОС ДО.
Имеется несколько образовательных задач :
1). Развитие понимания речи (пассивной речи)
2). Развитие активной речи
3). Формирование фонематического слуха
4). Развитие речи как средство управления своим поведением (т. е. планирующей и регулятивной функций речи)
Формой организации детей могут быть как специально организованные занятия, так и повседневная жизнь детей. В речевом развитии ребёнка раннего возраста главным является стимулирование его активной речи. Это достигается за счёт комплексного использования разнообразных методов и приемов.
Имеется три группы методов:
1). Словесные
Чтение потешек, прибауток, стихов, сказок с использованием наглядного пособия,
Чтение и рассказывание рассказов, заучивание стихотворений с использованием наглядного пособия.
2). Наглядные
наблюдение за живыми объектами: кошкой, собакой, птицей
наблюдения в природе;
экскурсии на участок, спортивную площадку дошкольного учреждения
рассматривание игрушек, предметов и картин;
3). Практические
дидактические игры;
дидактические упражнения;
игры с правилами.
Речевая деятельность ребенка зависит от того, как устроена игровая, предметно-развивающая среда его жизни, из каких игрушек, иллюстративного материала, оборудования и пособий она состоит, каков их развивающий потенциал, как они расположены, доступны ли для самостоятельной деятельности. Дети раннего возраста познают мир, исследуя его с помощью органов чувств. Поэтому для малышей и создается пространство для речевого, игрового и сенсорного развития, которое включает в себя: наборы картинок с реалистичными изображениями.
Таким образом, активизация речи детей раннего возраста и дошкольников осуществляется в разных видах деятельности. Важно помнить, что для этого необходимо направлять процесс обогащения и активизации словаря детей, используя разные методы и приемы словарной работы с учетом психологических особенностей каждого ребенка и особенностей каждого вида деятельности; поощряйте двигательную и познавательную активность малыша, больше разговаривайте с ним в процессе игры.
Например: Во время свободной игры, я как воспитатель могу подсесть к играющему ребенку и завязать беседу: Какая у тебя красивая кукла! Это девочка или мальчик? Как её зовут? А так же могу собрать возле себя несколько деток, взять игрушку, обратится к деткам : Как зовут эту куколку? Ляля? Какое красивое платье у Ляли, какие туфельки. В данной ситуации воспитатель привлекает внимание детей к отдельным деталям внешности куклы, называя их. Воспитатель постоянно должен сопровождать все дела в группе речью. Помогая воспитателю и наблюдая за ним, детки узнают названия новых предметов и действий, учатся слушать речь, действовать по инструкции взрослого. Воспитатель должен беседовать с детьми, «советоваться» с ними, спрашивать их мнение. Результатом вашей работы станет в скором будущем правильная, стилистически и эмоционально богатая, красивая речь ребёнка.
Социально-коммуникативное развитие
Для реализации принципа социально-коммуникативного развития дошкольников происходит через игру как ведущую детскую деятельность. Игра - это школа социальных отношений, в которых моделируются формы поведения ребенка. И задача воспитателя – правильно и умело помочь детям приобрести в игре необходимые социальные навыки.
Задачи социально-коммуникативного развития:
1). Создать теплую эмоциональную атмосферу;
2). Развивать представления о себе;
3). Способствовать созданию положительного образа «Я»;
4). Развивать интерес к сверстникам;
5). Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу.
Детство без игры и вне игры ненормально. Лишение ребенка игровой практики - это лишение его главного источника развития. Игра — это единственная центральная деятельность ребенка, имеющая место во все времена и у всех народов. Сначала коммуникативные игры проводятся в тот момент, когда дети не заняты игрой. Надо отметить, что почти все малыши с большим желанием участвуют в играх. После такой совместной деятельности у детей повышалось настроение, что стимулирует их на самостоятельную организацию последующих действий «вместе». Использование коммуникативных игр с детьми раннего возраста способствует развитию навыков общения, коммуникативных способностей детей и положительно влияет на формирование доброжелательных отношений со взрослыми. Коммуникативная сфера, во многом зависят от того, в какой форме происходит общение и определяется характером общения и деловым сотрудничеством. Наилучшие возможности для возникновения эмоциональных контактов создает игровая деятельность. Именно в игре ребенок отражает внутреннюю потребность к активной деятельности, в процессе которой происходит освоение средств общения.
Почем у так происходит? Потому, что больше всего на свете дети любят играть. Не зря ученые говорят, что игра - это не пустая забава, а очень важный вид деятельности для маленького человека. Именно в игре ребенок проживает различные ситуации, связанные с событиями окружающего мира, усваивает навыки общения. Создавая специальные игровые ситуации, не только вызываю эмоциональный отклик, но и активизирую речевое общение. Например, «в гости к детям пришел Зайчик, у него в корзинке подарки, давайте их рассмотрим». Сколько бурной реакции выражают дети, рассматривая содержимое в корзинке, сопровождая речью!
В своей работе широко использую образцы правильной речи, с помощью которых дети учатся овладевать способами поведения, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение строю таким образом, чтобы оно помогало ребенку усваивать словарь, обеспечивало развитие диалоговых форм общения.
Список литературы
1). «Первые Шаги» - комплексная образовательная программа для детей раннего возраста; Е. О. Смирнова, Л. Н. Галигузова, С. Ю. мещерякова. Соствлена с требованиями ФГОС ДО.