Матушкина Алина
Принципы исследования детей с общим недоразвитием речи III уровня дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Направление и содержание педагогических исследований речевой патологии у детей определяются принципами их анализа, данные принципы были представлены Р. Е. Левиной:
1) Принцип развития.
Необходимо выделять в процессе обследования те трудности и коррекционные задачи, которые находятся в зоне ближайшего развития ребенка. Это позволит оценить дальнейшие возможности ребенка и осуществить профилактику вторичных речевых нарушений.
Публикация «Принципы исследования детей с общим недоразвитием речи III уровня дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Выяснить причину речевого нарушения ( сбор анамнеза: изучение мед. документации, анкетирование или беседа с родителями)
Выяснить в каком возрасте речевое нарушение стало проявляться (это необходимо для выявления периода сбоя речевой деятельности, в результате – возможность определить механизм речевого нарушения и грамотно спланировать коррекционную работу). Оценить и проанализировать непосредственные результаты нарушений речевого развития ребенка (уже появившиеся вторичные нарушения).
Оценивать и предупреждать последствия имеющихся симптомов нарушения речи. Для осуществления этого принципа необходимо :
Знать предпосылки и условия вызывающие проявление речевого нарушения. Знать, как развивается речь в норме. Иметь заключения ряда специалистов ( обследование должно быть комплексным: невролог, окулист, отоларинголог, терапевт; при наличии показаний и другие узкие специалисты: например психиатр; заключение: педагога, при необходимости дефектолога и психолога).
Таким образом, применение принципа развития позволяет определить первичные и вторичные нарушения развития, определить клинический вид речевого нарушения по клинико-педагогической классификации; определить направления и содержание комплексного коррекционного воздействия; спланировать программу логопедической работы и определить ее предварительные сроки.
2) Принцип системного подхода.
При нарушениях речи могут пострадать все или некоторые компоненты речи : звукопроизношение, фонематические процессы, лексико-грамматический строй. Применение принципа позволяет своевременно выявить осложнения в формировании тех или иных сторон речи и грамотно определять направления логопедического воздействия.
Основывается на теории о системном строении речи. Нарушение любого из речевых компонентов (звуковая – произносительная сторона речи, фонематические процессы, лексика, грамматический строй) приводит к нарушению речевой системы. Так, одни недостатки касаются только произносительных процессов и выражаются в нарушении внятности речи без каких-либо сопутствующих проявлений. Другие затрагивают фонематическую систему языка и проявляются не только в дефектах произношения, но и в недостаточном овладении звуковым составом слова, что влечет за собой нарушения чтения и письма. Также существуют нарушения, которые охватывают как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую систему и выражаются в ОНР. Поэтому при оценке состояния речи ребенка необходимо знать состояние всех речевых компонентов.
Таким образом, принцип системного подхода позволяет своевременно выявлять осложнения в формировании тех или иных сторон речи. Также лежит в основе педагогической классификации речевых нарушений.
3) Принцип рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.
Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти пути воздействия на психические процессы, участвующие в образовании речевого дефекта и в его устранении. Логопеду необходимо воздействовать на те отклонения психического развития, которые прямо или косвенно мешают нормальному функционированию речевой деятельности.
4) Принцип комплексного подхода.
По мнению Л. С. Выготского реализация этого принципа состоит в том, что целостное изучение личности ребенка в ее взаимодействии с окружающей средой «должно основываться на длительном наблюдении его в процессе воспитания, педагогического эксперимента, на изучении продуктов творчества, игры и всех сторон поведения ребенка», с целью получения о нем емкой и разносторонней информации. Данный принцип обеспечивает не только сбор и фиксирование фактов, но и анализ, причин их поражающих. Диагноз должен основываться на внимательном анализе данных, полученных из разных источников. Он придавал большое значение жалобам родителей, самого ребенка, воспитательного учреждения.
5) Принцип ранней диагностики ребенка, Л. С. Выготский считал, что данный принцип имеет особую значимость, в связи с тем, что картина аномального развития ребенка представляет в высшей степени сложное строение: наряду с первичными особенностями, вытекающими из его дефекта, существуют вторичные и т. д. осложнения, возникают как бы добавочные синдромы ненормального ребенка. Поэтому раннее выявление отклонений в психическом развитии ребенка в определенной мере позволяет предупредить появление все большего количества наслоений социального характера на первичный дефект. Так же Л. С. Выготский считал важным моментом, тщательное обследование ребенка должно осуществляться специалистом, осведомленным в вопросах психопатологии, дефектологии и лечебной педагогики. Исходя из предложенных принципов, необходимо организовать процесс исследования в целях правильной оценки отклонений речевого развития у детей экспериментальной группы и определения наиболее рациональных и дифференцированных путей коррекционной работы с ними.