Анна Романенко
Примеры использования малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Примеры использования малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников с целью ознакомления и закрепления математических представлений, развития познавательного интереса к математике.
Используя малые фольклорные жанры на занятиях и в повседневной жизни, воспитатель сможет успешно решать вопросы активизации познавательной деятельности детей, формировать интерес к математике, развивать умственные способности, углублять математические представления, закреплять знания и умения в подготовке к успешному обучению в школе.
Публикация «Примеры использования малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Народная культура, фольклор
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Сюжетно-дидактическая игра «Цирк»
Цель. Проверка знаний о счете, закрепить счет в пределах 10. Закрепить знания детьми пословиц и поговорок с числом 7. Закрепить умение повторять наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается в прогрессии.
Игровые действия. Выполнение роли зрителя, правильное решение задач, четкие ответы на вопросы ведущего.
Правила игры. По сигналу ведущего подбирать соответствующую числовую
карточку, выполнять задания четко и быстро. За каждое правильно выполненное задание участник получает фишку. По количеству фишек определяется победитель.
Материал. У каждого ребенка-конверт, в котором находятся числовые карточки.
Ход игры. Все дети выполняют роль зрителей, воспитатель-ведущий.
Ведущий. Дети, у нас сегодня открылся цирк. Вы хотите пойти в цирк? Получив согласие, ведущий обращает общее внимание на кассу, в которой кассиром работает Катя, и предлагает всем купить билеты. Дети быстро выстраиваются друг за другом, покупают билеты и с интересом их рассматривают (на билетах красным карандашом написан номер ряда, синим -номер места). Все зрители проходят в красиво оформленный зал - это цирк. Оживленно разговаривают о предстоящем представлении и высказывают предложения об участии в цирковой программе клоунов, дрессированных зверей и т. д. Звенит звонок, и зрители начинают определять по билету свое место в зале.
Задание 1 - порядковый счет.
Ведущий. Все вы купили билеты, на которых красным карандашом указан номер ряда, а синим - номер места. Каждый из вас должен найти свой ряд и место в зале. Когда все рассаживаются, контролер (воспитатель) проходит между рядами и проверяет билеты, т. е. выясняет правильно ли дети нашли свои места. Спрашивает: «На котором месте ты сидишь, Коля? Как ты считал? Почему ты думаешь, что сел на седьмое место?» Тем, кто правильно нашел ряд и место, вручает фишки.
Появляется Петрушка.
Петрушка. Здравствуйте, дорогие друзья: и маленькие и большие! Не один я к вам пришел, а гостей с собой привел. Не простых гостей - дрессированных зверей. Кого - я не скажу, а загадку расскажу:
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Спит под крылечком,
Хвост колечком.
Кто это?.. Правильно. Это собака. Ее зовут Жучка. Вы видели разных собачек, которые умеют танцевать, кувыркаться. А сегодня вы познакомитесь с собачкой Жучкой, которая умеет считать. Только вы будьте внимательны. Собачка может ошибиться. Когда Жучке зададут вопрос, вы слушайте и вместе с ней считайте. Затем возьмите в конверте нужную карточку и покажите ответ.
Приготовились!
Из - за ширмы появляется собачка. Жучка здоровается с детьми, дети дружно и громко ей отвечают. Жучка решает задачи, дети проверяют ее.
Задание 2 - количественный счет до 10.
Петрушка. Жучка, дети хотят узнать, умеешь ли ты считать. Ну - ка Жучка,
сосчитай, сколько здесь кубиков. (На лесенке стоят 7 кубиков. Жучка лает 6
раз.)
Петрушка. Правильно Жучка сосчитала?
Дети. Нет! 1 кубик Жучка не сосчитала.
Петрушка. Жучка, посчитай еще раз. (Жучка лает опять 6 раз.)
Петрушка. Покажите, дети, Жучке сколько здесь кубиков? (Дети показывают
карточку, на которой нарисовано 7 кружков.)
Петрушка. А сколько Жучка насчитала кубиков? Покажите карточку. (Дети
показывают.)
Петрушка. Молодцы! Хорошо умеете считать:
Раз, два, три, четыре, пять!
Можно все пересчитать,
Сосчитать, измерить, взвесить.
Сколько в комнате углов? (Ответ детей)
Сколько ног у воробьев? (Ответ детей)
Сколько пальцев на руках? (Ответ детей)
Сколько пальцев на ногах? (Ответ детей)
Сколько в садике скамеек? (Лает Жучка)
Сколько в пятачке копеек? (Ответ детей)
Молодцы! (Раздает всем фишки.)
Задание 3 - сравнение рядом стоящих чисел в пределах 10.
Петрушка. Сейчас я буду называть числа, а вы вместе с Жучкой определите, какое число больше: 7 или 6? Покажите карточку. Какое число меньше: 7 или 6? Покажите карточку. (Дети показывают вначале карточку, где 7 кружков, а затем - где 6. Жучка ошибается, показывает наоборот.) Жучка, все дети правильно показали карточки, а ты ошиблась. Постарайся правильно считать, я тебе другое задание дам. (Петрушка расставляет 4 елочки. Жучка лает 4 раза. Дети хлопают в ладоши.) Дети, скажите Жучке, какое число меньше числа 4 на 1? (Дети называют число 3 и показывают карточку.)
Физкультминутка
Поработали, ребятки, а сейчас – все на зарядку!
Тихо встаньте, улыбнитесь, все в зверюшек превратитесь.
Сколько к нам пришло зверей, не узнать моих детей!
Кто зайчишка? Кто лисичка? Кто медведь? Кто кот и птичка?
Веселее в пляс пускайтесь, все танцуйте, не стесняйтесь! (Звучит музыка, дети танцуют).
За работу нам пора. Сядьте тихо, детвора.
Задание 4 – игра «Кто вспомнит больше пословиц и поговорок с числом 7».
Петрушка. Дети, Жучка предлагает вам вспомнить пословицы и поговорки с числом 7. (Дети вспоминают).
- Семеро с ложкой – один с сошкой.
- Семеро одного не ждут.
- Семь пятниц на неделе.
- Семь бед – один ответ.
- Семь раз примерь – один отрежь.
- За семью печатями.
- На седьмом небе.
- У семи нянек дитя без глазу.
Раздает всем фишки.
Задание 5 – игра «Скороговорки разной длины».
Петрушка. Дети, Жучка предлагает вам поиграть в очень интересную игру. Вы должны повторить наизусть скороговорки, в которых количество слов увеличивается.
- В один клин, Клим, колоти. (5 слов).
- Два дровосека, два дроворуба, два дровокола. (6 слов).
- Три свиристели еле-еле свистели у ели. (7 слов).
- Возле грядки – две лопатки, возле кадки – два ведра. (8 слов).
- В семеро саней по семеро в сани уселись сами (9 слов).
- У Степана есть сметана, простокваша да творог, семь копеек – туесок.
(10 слов).
Раздает всем фишки.
Задание 6 – умение сравнивать по величине.
Жучка что-то шепчет Петрушке на ухо.
Петрушка. Дети, Жучка мне рассказала, какая история с ней недавно произошла. Вы хотите послушать?
«Купила Жучка телевизор, и пригласила всех зверей мультфильмы смотреть. Пришли гости к Жучке, а у нее только две скамейки: одна большая, другая маленькая. На большую скамейку сели Жучка и медведь. А на маленькую – белка, ежик, куница, заяц, суслик и мышь».
Вопросы:
- Сколько зверей смотрели телевизор? (8).
- На какой скамейке уместилось больше зверей? Почему?
- Сколько зверей уместилось на большой скамейке? (2).
- Сколько зверей уместилось на маленькой скамейке? (8).
Молодцы!
А сейчас посчитайте, сколько у каждого из вас фишек.
Рефлексия
В заключении можно сделать вывод о том, что проблема возможности использования малых фольклорных жанров в обучении математике осознается во всей ее значимости, но в то же время она не разрешена в достаточной мере; не создана методическая система обучения дошкольников с использованием малых форм фольклора.
Вопросами изучения фольклора занимались многие ученые: В. П. Аникин, С. Ф. Баранов, Г. С. Виноградов, Э. В. Померанцева, В. А. Василенко и другие. В математике этой проблеме уделяли внимание Т. И. Ерофеева, 3. А. Михайлова, А. В. Белошистая, Е. В. Колесникова и ряд других исследователей.
Мы разработали и апробировали методику, целью которой было повысить уровень сформированности математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством малых фольклорных жанров. Задачами программы являлись: расширение, обогащение и активизация словаря детей старшего дошкольного возраста математическими терминами и понятиями; ознакомление и закрепление математических представлений с использованием малых фольклорных жанров, развитие познавательного интереса к математике, посредством фольклорного материала, использование различных видов фольклора с учетом возрастных и индивидуальных особенностей старших дошкольников, создание положительного эмоционального фона на занятиях. Для достижения этой цели и поставленных в методике задач нами был разработан комплекс математических заданий, включающих малые фольклорные жанры, используемых на занятиях по формированию элементарных математических представлений. Также малые формы фольклора мы старались активно использовать и вне занятий, в свободное время, в других видах деятельности.
Анализируя реализованную нами методику, можно сказать, что:
1. Дети активно занимались на занятиях, включались в предложенные виды деятельности, что позволило им получить положительную оценку своей деятельности на занятиях.
2. На занятиях, во время проведения математических и сюжетно-дидактических игр, использования малых фольклорных жанров, дети расширяли и пополняли словарь математическими терминами и понятиями.
3. Систематическое включение в структуру занятия математических и сюжетно-дидактических игр, малых фольклорных жанров позволили повысить эффективность занятий по формированию элементарных математических представлений, о чем свидетельствовало умение детей оперировать математической терминологией, употреблять математические понятия в конкретной ситуации, логично и самостоятельно излагать ответы на задания педагога, а также повысить интерес к данному виду работы.
4. Малые фольклорные жанры способствовали развитию познавательного интереса дошкольников к математике, созданию положительного эмоционального фона на занятиях.
Таким образом, можно сделать вывод о целесообразности и эффективности реализованного содержания методики по использованию малых фольклорных жанров в обучении математике старших дошкольников и об эффективности ее применения.