Ольга Гровер
Примерный конспект интегрированной НОД «Животные Севера» для детей старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: создание условий для формирования у детей представлений о животных Севера, климатических особенностей среды их обитания.
Задачи:
Углублять представления детей о диких животных холодных стран;
Публикация «Примерный конспект интегрированной НОД „Животные Севера“ для детей старшей группы» размещена в разделах
- Животные севера. Конспекты занятий
- Животные холодных стран. Арктика и Антарктида
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
Систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду;
Развивать связную речи, любознательность, навыки образовательной деятельности;
Способствовать развитию умения участвовать в беседе, отвечать на поставленные вопросы;
Приучать детей к самостоятельности суждений;
Воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
Воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества.
Предварительная работа.
Чтение художественной литературы:
В. Катаев «Цветик–семицветик»; Н. Сладков «Во льдах»; Г. Снегирев «Пингвиний пляж», «К морю», «Отважный пингвиненок»; А. Членов «Как Алешка жил на Севере»;
Просмотр мультфильма «Умка».
Беседы о животных Северного полюса.
Заучивание стихотворений о животных Арктики.
Рассматривание иллюстраций.
Просмотр документальных фильмов о животных.
Подготовка педагогом заготовок «Фотографии медведя» (На белых листочках рисунок медведя свечой).
Методы и приемы:
Игровые;
Словесные: рассказ, беседа, спор, вопросы;
Наглядные: просмотр видеозаписи о животных Арктики, прослушивание аудиозаписи, рассматривание наглядно-предметных картинок;
Практические: практическое выполнение заданий, поощрение;
Проблемные: проблемные ситуации, экспериментирование, проблемные вопросы.
Виды детской деятельности:
Познавательная, коммуникативная, двигательная, игровая, продуктивная, исследовательская.
Материалы и оборудование.
Мультимедийная установка, компьютер, стенд для иллюстраций, презентация «Животные Севера», серии картин «Животные Севера», глобус, белая гуашь, ватные палочки, спонжи, кисточки, бумага для рисования, молоток, тряпочки, теплая вода, миска, клеенка, дощечка, разнос.
Интеграция образовательных областей:
Социально – коммуникативное развитие;
Познавательное развитие;
Речевое развитие;
Художественно – эстетическое развитие;
Физическое развитие.
Ход непрерывной образовательной деятельности.
1. Введение игрового момента.
Форма организации: дети стоят около воспитателя.
Воспитатель: Ребята, почтальон Печкин принес нам музыкальное письмо. Но вот незадача! Для кого это письмо известно, для нас, а от кого – нет! А письмо музыкальное. Что будем с ним делать? Ответы детей. Я предлагаю вам его прослушать, может тогда это нам станет понятно. Звучит музыка:
Где-то на белом свете
Там, где всегда мороз,
Трутся спиной медведи
О земную ось.
Мимо плывут столетья,
Спят подо льдом моря.
Трутся об ось медведи -
Вертится Земля.
Воспитатель: Ребята, вы догадались, из какого края Земли к нам прилетело это письмо? Откуда? (Ответы детей)
Воспитатель: А хотите отправиться в путешествие туда, где царство холода, снега и льда, в Арктику? (Ответы детей) Но прежде, чем пустится в путь, мы должны узнать, в какой точке земного шара находится это необыкновенное место. Где мы это можем посмотреть? (предположения детей, после которых педагог показывает глобус) (показ на глобусе Арктики) Арктика находится на севере земного шара в центральной части Северного Ледовитого океана с островами и прилегающими побережьями материков. Почему эта местность окрашена в бело –голубой цвет? (предположения детей). Да, это цвет снега и льда. Лёд в Арктике никогда не тает. Там Северный Ледовитый океан закован льдами. А почему? (предположения детей). В Арктике зимой солнце не показывается на небе, и целую зиму длится полярная ночь. Как вы думаете, что такое полярная ночь? (предположения детей) За-то в ночном небе бывает северное полярное сияние. Небо часами переливается разноцветными огнями. Очень красиво. Кругом большие льдины, плавают айсберги.
2. Беседа о климате Крайнего севера
-Как вы представляете себе Арктику?
-Как вы думаете, какая температура преобладает в Арктике?
-Как вы думаете, почему в Арктике всегда холодно?
Опасно ли пребывание человека в Арктике? Почему вы так думаете?
В Арктике холодные суровые зимы с полярными ночами, короткое холодное лето с полярными днями без ночей. Океан покрыт могучими льдами и снегами, не тающими в период короткого лета.
- А хотите побывать в Арктике?
-А как можно туда добраться? (доехать, доплыть) Может туда пешком прийти?
- Ребята, а может нам надо что-нибудь взять с собой или так и отправимся? (Ответы детей)
Помните, там очень холодно.
- И так, одеваем на себя что? (дети отвечают): да, тёплые комбинезоны, сапоги, шапки, варежки и отправляемся (Имитация одевания).
Физкультурная минутка
Мы садимся в самолёт.
Отправляемся в полёт (дети имитируют полёт на самолёте)
Тут – стоп, поворот:
Сядем мы на теплоход.
Теплоход плывёт -
Нас в Антарктику везёт. (имитируют передвижение на пароходе)
Форма организации: дети стоят полукругом около воспитателя, затем присаживаются на стулья.
Ну вот, ребята, мы с вами и на месте. Кругом большие льдины, плавают айсберги. Кого же мы можем встретить здесь в таких суровых, условиях? (Ответы детей) Кто хочет пройти к этому большому экрану? Мне кажется, он нам поможет ответить на вопрос. Давайте сядем на стулья, чтобы нам было удобно смотреть.
(включается презентация, и имитируется невозможность её просмотреть) Воспитатель предлагает отгадать загадки.
1 слайд презентации
«Ищите во льдах» (воспитатель читает на слайде)
-Ребята, может кто-нибудь знает, что это значит? (Ответы детей)
-А где у нас по близости может быть лед? (Лед может быть на подоконнике, на балконе)
Дети ищут лед. Нашли.
- Ребята, вы видите, в ледышках что-то есть. Что там? Смотрите? (Ледышки с секретом)
-Как же нам достать этот секрет? (Ответы детей)
Воспитатель заранее подготовит на подносе молоток, теплую воду, миски, клеёнка, дощечка, тряпочки… чтобы разбить или растаять ледышки…. Находят загадки в ледышках.
Форма организации : дети присаживаются на стулья, воспитатель читает загадку, добытую в ледышке).
В бурном море, поохотясь,
С белой пеной на боках
Из холодных вод выходим
Мы на ластах и ножах. (Моржи)
Включается картинка с изображением моржа.
Морж – это большое животное, которое живет в Арктике. Посмотрите, что есть у моржа. Расскажите мне о нем (дети рассказываю на основе увиденного на слайде, воспитатель обогащает рассказ ребенка уточнениями)
Дети: У моржа есть туловище, голова, толстая шея, длинные клыки, широкие ласты, усы.
Кожа моржа покрыта редкими жесткими волосками, ласты помогают плавать и нырять. В ледяной воде не замерзает, так как спасает толстый слой подкожного жира. Моржи могут спать не только на берегу, но и в море. Во время сна они не тонут в воде. Моржи плохо видят, но у них хорошее обоняние. Они узнают по запаху о приближении опасности. Как вы думаете, чем моржи питаются?
Дети: Моржи питаются рыбками, червяками, рачками.
Воспитатель. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. Наполнив воздухом внутренние воздушные мешки, животное принимает, как бы положение стоя, и покачиваясь на волнах, как поплавок, и спит. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы-вибриссы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь.
Воспитатель читает следующую загадку из ледышки.
В океане тёмно – синем,
Лапой выудив моржа
На полярной скользкой льдине
Я дрейфую не дрожа. (Белый медведь).
Дети отгадывают загадку и открывается следующий (2) слайд
Воспитатель. Ребята кто это? Правильно, это белый медведь - дикое хищное животное. Что вы можете рассказать про белого медведя? Посмотрите на него.
Воспитатель дополняет ответы детей.
Он больше, крупнее бурого медведя. Питается рыбой, моржами, нерпами. У него широкие могучие лапы, которые позволяют ему не только передвигаться по суше, но и в воде. Белый медведь – превосходный пловец и ныряльщик. Не смотря на то, что вода в северных морях очень холодная, медведь может находиться в ней очень долго и проплывать большие расстояния потому, что под кожей у него толстый слой жира, который не позволяет замёрзнуть.
Следующий слайд (3,4,5,6,7,8,9,10)
А вот ещё каких животных и птиц можно встретить на просторах Арктики. (показ слайдов, сопровождающиеся пояснениями воспитателя). Кит, нерпа, чайка, полярная сова, песец, гагара, альбатрос, белуха.
Воспитатель: В Арктике очень холодно, я замёрзла, а вы? Предлагаю погреться. (Проводится физкультурная минутка)
3. Физкультурная минутка «Кто на севере живет»
По ледяной пустыне (идут по кругу вперевалочку, медленно)
Медведица идет.
За нею медвежата (убыстряют шаг)
Торопятся вперед.
Трещит мороз жестокий (обнимают себя руками)
Повсюду снег и лед. (повороты с вытянутой рукой вправо-влево)
По полынье холодной
За нерпой морж плывет. (идут, делают гребки руками)
Бегут, спешат олени. (руки скрестно над головой – «рога», бегут
Им виден путь едва высоко поднимая колени)
Над ними тихо кружит (бегут маленькими шажками, руки в стороны)
Форма организации: дети присаживаются на стулья.
-Согрелись?
Показывает слайд с изображением северного сияния. (11)
Воспитатель: Ребята, такое явление неживой природы на территории нашей страны можно наблюдать только на крайнем севере, в Арктике. Скажите, правда, похоже на радугу? (ответы детей).
4. (Дидактическая игра «Медведи» - проводится 1-2 раза)
Воспитатель: Ребята, а хотите поиграть?
Игра называется «Медведи»
Встретились Бурый и белый медведи, поздоровались.
Затем белый спрашивает у бурого:
- Где ты живешь? – В лесу.
- А я на севере на льдине. У тебя шерсть какого цвета? – Коричневого.
- А у меня шерсть белая. Что ты ешь? – Листья, ягоды, рыбу.
- Я тоже ем рыбу, а еще тюленей. Что ты делаешь зимой? – Сплю в берлоге.
- А у меня берлоги нет, я сплю на льдине, в снегу.
Воспитатель. Давайте мы превратимся в медведей. Кто хочет быть белым медведем? Тот надевает маску белого медведя. Кто хочет быть бурым медведем? То надевает маску бурого медведя. (Диалог детей-медведей).
5. Продуктивная деятельность.
Форма организации: дети стоят у стола.
Воспитатель. Ну что, ребята, пора отправляться обратно в наш детский сад, а то мы здесь совсем замерзнем. Закройте глазки. Раз, два, три. Открывайте. И вот мы с вами уже в нашем саду.
Ребята, я совсем забыла, Белый медведь оставил вам в подарок свои фотографии, (Воспитатель раздает детям «листочки- фотографии» на которых заранее нанесен рисунок восковой свечой) Посмотрите, красивые! Ой, что же это, ничего не видно, может надо что-то сделать, чтобы появилась картинка (Портрет).
Кто догадался, что надо сделать? (ответы детей, пробуют различные способы «оживления» картинок) Воспитатель заранее подготавливает поднос с белой гуашью, кисточками, ватными палочками, спонжами.
Дети выполняют работу, получается фотография медведя.
6. Рефлексия.
- О чем вы расскажете сегодня родителям?
- Что бы вы хотели повторить в следующую нашу встречу?