мария корчагина
Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста
Супермаркет
Цель: побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры.
Содержание: приход в супермаркет,
покупка необходимых товаров,
консультации менеджеров,
объявления о распродажах,
оплата покупок,
решение конфликтных ситуаций с директором супермаркета.
Строитель
Публикация «Примерная тематика сюжетно-ролевых игр для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
Цель: отображать в игре знания об окружающей жизни, использовать атрибуты в соответствии с сюжетом, конструкторы, строительные материалы, справедливо решать споры, действовать в соответствии с планом игры.
Содержание: выбор объекта строительства,
выбор строительного материала,
способ его доставки на строительную площадку,
строительство,
дизайн постройки,
сдача объекта.
Поликлиника (больница, скорая помощь).
Цель: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины. Воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
Содержание: приход в поликлинику, регистратура,
приём у врача,
выписка лекарства,
вызов "скорой помощи",
госпитализация, размещение в палате,
назначение лечения,
обследования,
посещения больных,
выписка.
Телевидение
Цель: закреплять представления детей о средствах массовой информации, о роли телевидения, в жизни людей, закреплять ролевые действия, работников телевидения, показать, что их труд - коллективный, от качества одного зависит результат всего коллектива.
Содержание: Выбор программы,
составление программы редакторами,
составление текстов для новостей, различных телевизионных программ
подготовка ведущих, зрителей
оформление студии,
работа осветителей и звукооператоров,
показ программы.
Водители (гараж).
Цель: воспитание интереса и уважение к труду транспортников, пробуждение желания работать добросовестно, ответственно, заботиться о сохранности техники, закреплять знания дорожных знаков, отражать взаимоотношения между играющими.
Содержание: диспетчер выдаёт путевые листы водителям,
водитель отправляется в рейс,
проверяет готовность машины,
заправляет машину,
при необходимости производить ремонтные работы,
оказывает необходимую помощь товарищу,
доставляет груз по назначению,
приводит машину в порядок,
возвращается в гараж.
Ателье.
Цель: воспитывать уважение к труду швеи, модельера, закройщика, расширять представления о том, что их труд коллективный, что от добросовестной работы одного человека зависит качество труда другого. Развивать умения применять в игре знания о способах измерения.
Содержание: выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала, закройщики снимают мерки, делают выкройку,
приёмщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа,
швея выполняет заказ, проводит примерку изделия,
заведующая ателье следит за выполнением заказа, решает конфликтные ситуации при их возникновении,
кассир получает деньги за выполненный заказ,
может действовать служба доставки.
ГИБДД.
Цель: воспитание уважения ку труду работников инспекции безопасности движения, их значения для жизни города, условиях труда и взаимоотношений инспектор - водитель, инспектор - пешеход. Развивать дружеское отношение друг к другу, умение распределять роли.
Содержание: определение места работы инспекторов, работа с планами,
инспектор - водитель,
инспектор - пешеход,
оформление документов на машину,
отчёт инспекторов начальнику ГИБДД.
Моряки (водолазы, подводная лодка)
Цель: отображать в игре знания детей об окружающей жизни, учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ними, самостоятельно делать необходимые постройки, формировать навыки позитивного отношения детей и доброжелательного отношения в группе.
Содержание: постройка корабля, подводной лодки,
подготовка к плаванию, выбор маршрута,
плавание, выполнение ролевых действий,
ремонт судна,
работа водолазов,
подъём флага на корабле,
возвращение в порт.
Пираты.
Цель: отображать в игре впечатления от прочитанной литературы, просмотренных мультфильмов, фильмов. Формировать умение распределяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Учить создавать необходимые постройки, пользоваться предметами - заместителями, понимать игровую ситуацию и действовать в соответствии с ней.
Содержание: постройка корабля,
постройка пиратского корабля,
поиски сокровища,
встреча двух судов,
разрешение конфликта.
Модельное агентство.
Цель: отображать в игре явления общественной жизни, учить распределять роли и действовать в соответствии с ними, учить моделировать ролевой диалог, воспитывать дружеское отношение друг к другу, определять характеры героев, оценивать их поступки.
Содержание: поступление в модельное агентство,
обучение: сценическая речь, сценодвижение и др. ,
выбор моделей для показа,
работа с модельерами,
работа с фотографами,
составление "портфолио"
показ мод.
Школа.
Цель: расширять сферу социальной активности ребёнка и его представления о жизни школы, предоставив ему возможность занимать различные позиции взрослых и детей (учитель - ученик - директор школы).
Содержание: поступление в школу,
подготовка к школе, приобретение необходимых школьных принадлежностей,
1 сентября, торжественная линейка,
урок,
перемена,
уход домой.
Цирк.
Цель: закреплять представления детей об учреждениях культуры, правилах поведения в общественных местах. Закреплять знания о цирке и его работниках, учить распределять роли и действовать в соответствии с принятой на себя ролью, воспитывать дружеское отношение друг к другу.
Содержание: изготовление билетов, программок циркового представления, подготовка костюмов,
покупка билетов, приход в цирк,
покупка атрибутов,
подготовка артистов к представлению,
составление программы,
цирковое представление с антрактом,
фотографирование.
Театр.
Цель: закреплять представления детей об учреждениях культуры, их социальной значимости. Закреплять знания детей о театре, о труппе театра, работниках театра, показать коллективный характер работы в театре, учить детей действовать в соответствии с принятой на себя ролью, формировать доброжелательное отношение между детьми.
Содержание: выбор театра,
изготовление афиши, билетов,
приход в театр зрителей,
подготовка к спектаклю артистов,
подготовка сцены к представлению работниками театра,
спектакль с антрактом.
Исследователь.
Цель: закреплять знания детей о научных работниках, об их интересном и нелёгком труде, специфических условиях труда. Учить моделировать игровой диалог.
Содержание: выбор объекта исследований,
создание лаборатории,
проведение опытной работы,
фотографирование,
съёмки промежуточных результатов,
занесение результатов исследований в журнал.
Почта.
Цель:углублённое ознакомление с трудом работников связи, формирование уважительного отношения к работникам почты, учить отражать в игре труд взрослых, передавать отношения между людьми, практическое применение знаний о количестве и счёте, развитие умения действовать с предметами и без предметов, рассказывать о выполняемых действиях.
Содержание: Оформление почтового отделения с различными отделами,
работа отдела доставки,
работа отдела связи,
работа отдела почтовых переводов и посылок, бандеролей, телеграф.
Редакция газеты, журнала.
Цель: закреплять знания детей о средствах массовой информации, о роли газет и журналов в нашей жизни, закреплять ролевые действия работников редакции, показать, что их труд - коллективный, от качества работы одного зависит результат всего коллектива.
Содержание: редакционная коллегия,
изготовление макета газеты, журнала,
распределение заданий и их выполнение, фотографирование, написание статей, использование рисунков, придумывание заголовков,
составление газеты (журнала).
Корпорация "Билайн".
Цель: отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, корпоративную этику, формирование навыков речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные для себя моменты, учить оценивать качество выполнения задания, формировать навыки сотрудничества.
Содержание: работа операторов связи,
работа менеджеров по продажам телефонов и других средств связи,
ремонтная мастерская,
оплата услуг,
справочная служба.
Зоопарк.
Цель: расширять представления детей о гуманной направленности труда работников зоопарка, об основных профессиях: директор зоопарка, рабочие, врачи, проводник, работник кухни, экскурсовод и др., об основных трудовых процессах по обслуживанию животных.
Содержание: приобретение билетов в зоопарк,
изучение плана зоопарка, выбор маршрута,
площадка молодняка, работа проводников с молодняком,
экскурсия по зоопарку,
наблюдение за кормлением животных, уборки вольеров,
площадка отдыха.
Служба спасения.
Цель: расширять представления детей о гуманной направленности работы службы спасения, её необходимости, мобильности в чрезвычайных ситуациях. Создавать условия и поощрять социальное творчество, формировать умение разделяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив.
Содержание: вызов по тревоге,
осмотр места происшествия,
ориентировка на местности,
распределение районов для спасательных работ между разными группами,
использование техники специального назначения,
спасение пострадавших,
оказание первой медицинской помощи,
доставка необходимых предметов в район происшествия,
возвращение на базу.
Библиотека.
Цель: отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость библиотек. Расширять представления о работниках библиотеки, закреплять правила поведения в общественном месте. Согласовывать собственный игровой замысел с замыслом сверстников, менять роли по ходу игры.
Содержание: оформление формуляров читателей,
приём заявок библиотекарем,
работа с картотекой (использование компьютера,
выдача книг,
поиск необходимых книг в архиве,
читальный зал.
Кафе (пиццерия, Макдональдс).
Цель: побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни, учить самостоятельно распределять роли и действовать в соответствии с ролью, учить самостоятельно создавать необходимые постройки, формировать навыки доброжелательного отношения детей.
Содержание: выбор столика,
знакомство с меню,
приём заказа,
приготовление заказа,
приём пищи,
работа с менеджером при возникновении необходимости (жалоба, благодарность,
оплата заказа,
уборка столика, мойка посуды.
Агентство недвижимости.
Цель: расширять сферу социальной активности детей и его представления об окружающем, закреплять знания о работе агентств по продаже недвижимости, предоставлять ребёнку возможность занимать различные позиции взрослых (директор агентства - менеджер по продажам - работник рекламной службы - покупатель).
Содержание: знакомство с рекламными проспектами,
выбор недвижимости,
знакомство с особенностями планировки, оформления, местонахождения недвижимости,
оформление сделки,
оплата покупки,
оформление документов.
Исследователи космоса.
Цель: закреплять знания детей об исследованиях в области космоса, о специфических условиях труда исследователей, учить моделировать игровой диалог, использовать различные конструкторы, строительные материалы, предметы - заместители.
Содержание: выбор объекта исследования (планета, звезда, грунт с другой планеты и т. д. ,
создание лаборатории,
работа в обсерватории,
проведение опытной работы,
изучение фотографий, видеосъемки из космоса,
использование космических научных станций,
учёный совет,
подведение итогов исследований.
Банк.
Цель: отражать в игре явления социальной действительности, закреплять правила поведения в общественных местах, формировать навыки речевого этикета, выбирать роль и действовать в соответствии с ней, формировать навыки сотрудничества.
Содержание: посещение банка,
выбор необходимых услуг,
работа кассы,
пункта обмена валюты,
оформление документов,
приём коммунальных платежей,
работа с пластиковыми картами,
консультации с директором банка.
Химчистка.
Цель: отражать в игре знания о сфере обслуживания, закреплять знания детей о служащих химчистки. Формировать совместную деятельность, направленную на качество исполнения ролей. Использовать при необходимости предметы - заместители.
Содержание: приём заказа,
оформление заказа,
оплата заказа,
чистка одежды,
использование лаборатории для поиска новых средств,
выполнение заказа,
доставка заказа.
Экологи.
Цель: расширять представления детей о гуманной направленности работы экологов, её необходимости для сохранения природы, социальной значимости. создавать условия и поощрять социальное творчество, умение разделяться на подгруппы в соответствии с игровым сюжетом, формировать навыки речевого этикета.
Содержание: выбор объекта, работа с картами, планами местности,
изучение экологических паспортов,
изучение экологической обстановки (пробы воды, воздуха, почвы и т. д.)
предъявление штрафных санкций,
работы по исправлению экологической ситуации,
фотографирование, съёмка нарушений.
Олимпиада (соревнование).
Цель: отобразить события общественной жизни, интересующие детей, объединить детей вокруг одной цели, способствовать преодолению эгоцентризма, формированию совместной деятельности, направлять внимание детей на качество исполняемых ролей, их социальную значимость.
Содержание: зажжение олимпийского огня,
представление и шествие команд,
приветствие спортсменов руководителем страны или министром спорта,
открытие Олимпиады и концерт,
спортивные выступления,
закрытие Олимпиады.
Первобытные люди.
Цель: отобразить в игре события прошлого. Выполнять различные роли в соответствии с развитием сюжета, использовать различные строительные, бросовые материалы для изготовления необходимой атрибутики, формировать умение планировать действия всех играющих.
Содержание: строительство шалашей, пещер, обустройство их,
изготовление орудий труда, посуды, оружия, украшений и т. д.
охота, приготовление пищи,
воспитание детей и обучение их письму, счёту,
рисование наскальной живописи, написание пиктограмм,
праздники древних людей.
Музей.
Цель: отображать в иге события общественной жизни, нормы общественной жизни, поведения в культурных местах, учить внимательно, доброжелательно относиться друг к другу.
Содержание: подготовка к посещению музея,
рассматривание путеводителей,
выбор музея,
оформление экспозиции,
экскурсия,
реставрационная мастерская.
Дизайнерская студия.
Цель: закреплять знания детей об окружающей жизни, продолжать знакомить с работниками дизайнерской студии, учить самостоятельно распределять роли и действовать согласно роли, формировать навык речевого этикета, учить включаться в групповую работу и самостоятельно находить в ней привлекательные моменты, учить оценивать качество выполнения задания (своей работы и партнёров по игре, учить выражать своё мнение публично.
Содержание: выбор объекта,
приём заказа,
конкурс макетов,
подбор материалов, измерение площади работ,
согласование с заказчиком,
оформление интерьера,
сдача заказа,
дополнения декоративными деталями,
решение, при возникновении конфликтных или спорных ситуаций,
оплата заказа.