Шейкина Инна
Примерная справка по итогам тематического контроля
▼ Скачать + Заказать документы
Справка по итогам тематического контроля
«Создание предметно-развивающей среды для игровой деятельности в соответствии с ФГОС»
Сроки проведения: 13.10 – 17.10. 2014
Цель контроля :
1. Соответствие предметно-развивающей среды в группах Федеральному государственному образовательному стандарту.
2. Стимулирование воспитателей в инновационной организации предметно-развивающей среды.
В ходе контроля была просмотрена развивающая среда во всех возрастных группах
В результате проверки было выявлено следующее:
Публикация «Примерная справка по итогам тематического контроля» размещена в разделах
1. Все зоны развивающей среды в группах раннего возраста взаимосвязаны и объединены задачами, реализуемыми в обновленной программе под редакцией М. А. Васильевой:
- Удовлетворять потребность малыша в движении;
- Формировать положительный эмоциональный настрой;
- Побуждать детей к активной речи.
В приемной оформлен уголок для родителей, информационные стенды, куда помещается необходимая информация, папки с консультациями, советами, папки-передвижки. Здесь же находится уголок-выставка детских работ по ИЗО и уголок по лепке, где так же выставляются детские работы.
Зона двигательной активности.
В «Зоне двигательной активности» есть «дорожки здоровья», массажные коврики, мячи, гимнастические палки, обручи, мешочки с песком и мячи для метания, кольца, воротики, атрибуты для проведения подвижных игр, а также пособия, необходимые для проведения утренней гимнастики – флажки, погремушки.
В зоне игровых двигательных модулей собраны технические игрушки: машины – самосвалы, грузовики (в них дети легко могут катать кукол, мягкие игрушки, перевозить детали конструктора); легковые автомобили, каталки, коляски. Здесь же находится игровой строительный материал разного размера и основных цветов для сооружения построек и игрушки для обыгрывания.
Уголок ИЗО.
В уголке изобразительной деятельности есть фломастеры, мелки, наборы карандашей, пластилин, восковые мелки, штампики, трафареты, раскраски, бумага для рисования, гуашь и кисти. Это позволяет развивать у детей интерес к творчеству, формирует эстетическое восприятие, воображение, самостоятельность.
Книжный уголок.
В уголке книги подобраны наборы предметных картинок, наборы сюжетных картин, игры по познавательному и речевому развитию книги по программе в соответствии с возрастом. Репертуар постоянно меняется. Выставляются иллюстрации к сказкам.
Для развития мелкой моторики создана зона сенсорно-моторного развития, которая направлена на развитие речи, сенсорного восприятия, мелкой моторики, воображения. Комплектация: матрешки с вкладышами, вкладыши разной формы, игрушки-шнуровки разного вида, сюжетно-дидактическое панно с пуговицами «Неваляшки», разные виды мозаик, пирамидки, настольно-печатные игры.
Музыкально-театральный центр.
Здесь есть музыкальные инструменты, которые доставляют детям много радостных минут. А, кроме того, развивают фонематический слух и чувство ритма у малыша. Своими руками изготовлены шумовые инструменты. Различные виды театра: пальчиковый, кукольный, настольный театр, бумажный театр, варежка, разнообразные фланелеграфы, маски для игр-драматизаций. Это стимулирует индивидуальные творческие замыслы детей. Дети с удовольствием пользуются всеми атрибутами.
Большой интерес у детей вызывает уголок ряженья: разноцветные юбочки, штанишки, ободочки, фартучки. Из киндер-сюрпризов сделаны бусы, много разнообразных сумочек. Дети с интересом и удовольствием наряжаются и играют.
Игровая зона «Жилая комната».
Основной вид деятельности наших малышей – игровой. Игровая зона создает условия для творческой деятельности детей, развивает фантазию, формирует игровые навыки и умения, воспитывает дружеское взаимоотношение между детьми. Малыши не только знакомятся с новыми для них предметами, но и учатся действовать с ними, переносят полученные знания и навыки в повседневную жизнь. Здесь находятся атрибуты для сюжетно-ролевых игр: для мальчиков – «Мы шоферы» (рули, машины, для девочек – «Дочки-матери» (куклы, кроватки, коляски, одежда для кукол). Все игрушки и атрибуты размещены так, чтобы дети смогли свободно ими играть, а потом убирать на место.
Уголок природы расположен у окна, где созданы условия для наблюдения за комнатными растениями согласно возрасту детей и требованию программы, в уголке находится мини-огород, где высаживается лук и проводятся наблюдение за его ростом. В уголке помещены наборы открыток: цветы, животные, насекомые, муляжи фруктов и овощей, природный материал (шишки, желуди, ракушки и т. д.).
Отсутствует материал для знакомства детей со свойствами воды и песка в 1 мл. группе, нет уголков уединения.
ВЫВОДЫ: Созданная развивающая среда вызывает у детей чувство радости, эмоционально положительное отношение к детскому саду, желание посещать его, обогащает новыми впечатлениями и знаниями, побуждает к активной творческой деятельности, способствует интеллектуальному развитию детей дошкольного возраста, учитывает все направления развития ребенка, направлена на реализацию познавательных областей в совместной партнерской деятельности взрослых и детей и в свободной самостоятельной деятельности самих детей, отвечает всем нормам СанПИН и нормам безопасности, частично соответствует ФГОС ДО.
2. Анализ предметно-развивающей среды в группах дошкольного возраста показал, что все пространство игровых помещений активно используется педагогами для всестороннего гармоничного развития детей.
В каждой возрастной группе создана благоприятная предметно – развивающая среда, которая осуществляет следующие функции: организующую, воспитывающую и развивающую. Учитывая условия ДОУ, при создании предметно – развивающей среды педагоги ориентировались на следующие принципы:
• принцип целесообразности и рациональности,
• принцип доступности и открытости,
• принцип соответствия возрасту.
• принцип активности, самостоятельности и творчества;
• принцип стабильности – динамичности развивающей среды;
• принцип комплексирования и гибкого зонирования;
• принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого;
• принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;
• принцип открытости природе, культуре, своего «Я»;
• принцип учета половых и возрастных различий детей.
Все групповое пространство распределено на зоны: учебную и игровую. В каждой зоне расположены игровые, исследовательские, познавательные центры, которые доступны детям. Развивающая среда во всех группах современна, интересна, эстетична.
В группах дошкольного возраста запланированы центры детского развития, которые приближены к разграничению пространства по ФГОС.
- «здравствуй, книжка!»;
- дидактические игры по развитию речи;
- центр исследовательской деятельности «Мини-лаборатория»;
- центр математического развития;
- центр сенсорного развития;
- центр экологического развития;
- центр сюжетно-ролевой игры;
- центр театрализации;
- центр изодеятельности;
- центр физической активности;
- центр музыкальной деятельности;
- зона мальчиков;
- зона девочек;
- центр конструктивной деятельности;
Выводы:
• Отсутствуют уголки уединения (Место, отгороженное от всех ширмой или занавеской) во всех возрастных группах.
• В группах «Солнышко» и «Семицветик» книги в книжном уголке не соответствуют возрасту детей, несистематически проходят тематические выставки во всех возрастных группах.
• Недостаточно игр по развитию речи, по математическому развитию, в группе «Семицветик» требуется ремонт коробок для игр.
• Имеется материал для экспериментирования, для ручного труда.
• Для выполнения индивидуальных и подгрупповых упражнений используется фланелеграф, магнитные доски.
• Музыкально-театральный центр представлен набором детских музыкальных инструментов в недостаточном количестве, различными видами театра: би-ба-бо, пальчиковым, настольным, теневым. Во всех группах имеются магнитофоны, отсутствуют ширмы для театрализации.
• Центр краеведения и патриотизма содержит литературу и пособия в соответствии с возрастом детей. Каждый ребенок может самостоятельно выбрать книгу, альбом с фотографиями, картинками, иллюстрациями по своему желанию. Педагоги знакомят детей с символикой государства, с историей родного края, района.
• Физкультурно-оздоровительный центр размещен в каждой группе. Данный центр способствует развитию двигательной активности, моторики детей, и задач их гармоничного развития. Использование разнообразных физкультурных и спортивно-игровых пособий повышает интерес детей к выполнению различных движений, ведет к увеличению интенсивности двигательной активности, что благотворно влияет на физическое, умственное развитие и на состояние здоровья ребенка. Некоторый инвентарь изготовлен руками воспитателей и родителей: коврики для массажа стоп, рукавицы.
• Учет неповторимости и уникальности личности каждого ребенка, поддержка его индивидуальных интересов и потребностей дает педагогам возможность осуществлять индивидуальный подход в обучении и воспитании. Предметно развивающая среда ДОУ частично подготовлена для введения ФГОС.
Рекомендации:
1. Воспитателям 1 мл. группы подготовить материал для знакомства детей со свойствами воды и песка в группах дошкольного возраста оформить центр воды и песка: «Занимательный уголок»
• Емкости для воды и песка, пластиковый коврик, халатики, нарукавники.
• Природный материал: песок, вода, глина, камешки, ракушки, деревяшки, различные плоды.
• Емкости разной вместимости, ложки, лопатки, палочки, воронки, сито, игрушки резиновые и пластмассовые для игр с водой.
• Зеркальце для игр с солнечным зайчиком.
• Предметы для игр с тенью.
• Лупы, «волшебные» очки – цветные «стеклышки» (из пластмассы).
2. Пополнить музыкальный уголок карточками с картинками, музыкальными и шумовыми инструментами ( Пластиковые прозрачные емкости с разными наполнителями: горохом, желудями, камешками и т. п., привлечь к изготовлению шумовых инструментов родителей.
3. Изготовить ширмы для театрализации.
4. Воспитателям группы «Солнышко» оформить стенд для выставки детских работ.
5. Регулярно пополнять уголки ручного труда природным материалом, с привлечением родителей.
6. Для конструктивной деятельности в группах для построек изготовить образцы моделей, схем, фотографии, рисунки, модели транспорта, пополнить уголки крупными и средними строительными конструкторами, нетрадиционным материалом.
7. Оформить уголки уединения.
8. Привести уголки природы в соответствие с требованиями:
• Комнатные растения: 3-4 видов с крупными кожистыми листьями, типичным прямостоячим стеблем, крупными яркими цветами. Одно из растений должно быть в двух экземплярах, для того чтобы дети могли учиться находить одинаковые растения. Рекомендуемые растения: фикус – хороший очиститель воздуха, бегония вечноцветущая – борется с заболеваниями верхних дыхательных путей, бальзамин, колеус, фуксия гибридная.
• Растения, характерные для различных времен года:
- осенью: выставки ярких, крупных или необычной формы овощей и фруктов;
- зимний огород: посадки лука, овса, проращивание гороха, бобов – для проведения наблюдений;
- весной: садик для Дюймовочки: макет с комнатными цветами – для игры с маленькими куклами;
- летом: букеты из декоративных растений: астры, хризантемы, тюльпаны, гвоздики и др. ;
• Леечки, палочки для рыхления почвы, опрыскиватель, тряпочки, фартуки.
• Календарь природы
Состоит из 2-4 страниц: картина с изображением времени года; лист наблюдений за погодой – используют сюжетные картинки или фотографии с изображением деятельности детей в разное время года; лист наблюдения за птицами – карточки с птицами, которых видели, ставят в кормушку. Перед выходом на прогулку одевают дидактическую куклу по сезону и ставят ее в календарь природы.