Алексей Алексеевич Токарев
Примерная образовательная программа педагога-психолога в соответствии с ФГОС. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
2. Содержательный раздел
Психологический блок работы включает следующие задачи:
Развитие эмоционально-волевой сферы у детей:
- различие, осознание, дифференциация своих чувств, адекватное реагирование на различные жизненные ситуации;
- различие, осознание эмоций других людей;
- развитие произвольного поведения;
Обучение взаимодействия детей друг с другом и со взрослым:
- развитие навыков сотрудничества ребенка с взрослыми и сверстниками;
Темочки:
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Психология. Работа психолога
- Работа психолога. Программы
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- воспитание навыков продуктивного взаимодействия в процессе совместной деятельности;
- приобретал положительный опыт сотрудничества, взаимопонимания;
усвоение детьми общественного опыта и социальное развитие.
Развитие психических процессов:
- развитие логического, наглядно-образного, словесно-логического, абстрактного, наглядно-действенного мышления;
- развитие зрительной и слуховой памяти;
- развитие устойчивости внимания;
- развитие перцептивной деятельности;
- развитие продуктивной деятельности;
- развитие мировоззренческих представлений.
Основное содержание коррекционно-развивающей работы осуществляется по направлениям: ФГОС ДОО
Задачи работы по направлениям на текущий год:
А) познавательное
1) создание атмосферы эмоционального комфорта, условий для самовыражения, саморазвития;
2) использование традиционных и нетрадиционных технологий, направ-ленных на воспитательно-образовательный процесс : умственное воспитание, развитие познавательных способностей детей, детского творчества, нравственно-патриотическое и трудовое воспитание, развитие коммуникативных и социальных навыков общения (речь, игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда);
3) развитие высших психических функций;
4) коррекция проблем поведения;
5) коррекция нарушений эмоционально личностной сферы;
7) повышение профессионального мастерства педагогов, через прохождение курсов повышения квалификации, мастер-классов, семинаров и научных конференций.
Основное содержание коррекционно-развивающей работы осуществляется по направлениям: по ФГОС ДОО
Задачи работы по направлениям на текущий год:
Направление социально-коммуникативное развитие: (По ФГОС)
-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками
-становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий
-развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.
-формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Календарно-тематическое планирование и этапы для средней группы (4-5 лет)
№ занятия Время Цель занятия Формы работы
1 20 минут Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками и Знакомство, игра «Жил-был кот», физкультминутка, пальчиковая гимнастика, картинки-половинки
2 20 минут Развитие произвольного устойчивого внимания Пальчиковая гимнастика, физкультминутка
Коняшка -направлена на развитие внимания, разрезанные картинки направлена на развитие зрительного восприятия, произвольного внимания
3 20 минут Развитие памяти Пальчиковая гимнастика, физкультминутка. Игры: беспорядок на кухне, странный букет, рассеянный крокодил, заблудившиеся грибы.
4 20 минут Сенсорная комната (на взаимодействие со сверстниками) Помощь друзей
5 20 минут Развитие произвольного устойчивого
внимания Пальчиковая гимнастика, физкультминутка
Аналогии - направлена на развитие логического мышления, зрительного восприятия и внимания, подбери правильно- направлена на развитие внимания, логического мышления
6 20 минут Коррекция агрессии Подушечные бои, выбиваем пыль, детский футбол.
7 20 минут Коррекция застенчивости Живая иллюстрация, фанты, Разыгрывание ситуации.
8 20 минут Песочная терапия (Эмоционально-волевая сфера) Упражнение «Песочный дождик», Упражнение «Песочный ветер» (Дыхательное упражнение).
9 20 минут Коррекция замкнутости Игры: гнездышко, передай мячик, разыгрываем ситуации
10 20 минут Развитие произвольного устойчивого
внимания Пальчиковая гимнастика, физкультминутка Занимательная палитра- направлена на изучение цветов радуги и окружающего мира.
11 20 минут Развитие произвольного устойчивого
внимания Пальчиковая гимнастика, физкультминутка
Мама,папа и я- направлена на ассоциацию развития у детей мышление, внимание, память, учит ориентироваться в пространстве, совершенствует мелкую моторику рук.
Кто чья мама и где чей листочек?- Направлена на изучение деревьев и какие листья к ним относятся, животные разных пород и какие к ним детеныши относятся.
12 20 минут Сенсорная комната (взаимодействие со сверстниками) Волшебный мостик
13 20 минут Коррекция гиперактивности Игры – запретное число, внимательный разведчик, черепашки
14 20 минут Развитие слуховой
и зрительной памяти
Пальчиковая гимнастика, физкультминутка
Картинки 24 штуки на развитие зрительной памяти и окружающего мира
15 20 минут На доверие и расположение детей в коллективе Игры- солнышко и дождик, ножки.
16 20 минут Развитие слуховой
и зрительной памяти
Пальчиковая гимнастика, физкультминутка
Чтение и рассказ сказки по книги : Теремок сказок С. А. Корчагина
17 20 минут Коррекция тревожности Игры – мышь и мышеловка, неваляшка, рыбаки и рыбки.
18 20 минут Песочная терапия (эмоционально-волевая сфера) Упражнение «Победитель злости», Песочная фея.
19 20 минут Развитие слуховой
и зрительной памяти
Пальчиковая гимнастика, физкультминутка
100 скороговорок для развития речи и слуховой памяти,24карточки на развитие зрительной памяти и окружающего мира
20 20 минут Коррекция конфликтного общения Игры- встреча сказочных героев, ролевая гимнастика.
21 20 минут Коррекция агрессивности Игры – по кочкам, ругаемся овощами, кулачок.
22 20 минут Развитие мышления Пальчиковая гимнастика, физкультминутка
Горькое,сладкое,кислое,cсоленоенаучить и изучить, что относится к сладкому, горькому, кислому и соленому.
23 20 минут Развитие мышления Пальчиковая гимнастика, физкультминутка
Палитра изучение цветов радуги и окружающего мира.
24 20 минут Коррекция застенчивости Игры – магазин игрушек, колдун, веселая зарядка.
25 20 минут Развитие памяти Пальчиковая гимнастика, физкультминутка, игры- игра в слова; Винни Пух, пятачок и заяц; осенние листья.
26 20 минут Доверие и расположение детей в коллективе Игры- радуйся пузырь; карусели;
лови-лови.
27 20 минут Сенсорная комната (на взаимодействие в группе) Удивительный знакомый мир
28 20 минут Развитие мышления Пальчиковая гимнастика, физкультминутка
Какие бывают деревья, кто чья мама? - изучение деревьев и какие листья к ним относятся, животные разных пород и какие к ним детеныши относятся
29 20 минут Развитие мышления Пальчиковая гимнастика, физкультминутка
подбери правильно направлена на развитие внимания, логического мышления
30 20 минут Песочная терапия (эмоцонально-волевая сфера) Игры – учимся считать, «до свидания, песочек»!
Календарно-тематическое планирование и этапы для старшей группы (5-6 лет)
№ занятия Время Цель занятия Формы работы
1 25 минут Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками и овладение способами усвоения общественного опыта Знакомство
2 25 минут Развитие внимания Пальчиковая гимнастика, физкультминутка
Методика Когана удержать внимание, возможности распределения внимания по одному, двум или трем признакам, мое не мое: развивать устойчивость внимания и наблюдаемость.
3 25 минут Пальчиковая гимнастика,упражнения, физкультминутка
Рукавички развитие внимания, тренировка восприятие, сообразительность.
Учимся считать научиться считать до 10-ти, различать основные цвета и формы.
4 25 минут Пальчиковая гимнастика, упражнения, физкультминутка
Никитины Кубики развитие устойчивости внимания и логического мышления.
Магнитный лабиринт- развитие логического мышления,внимания, мелкой моторики пальцев рук.
5 25 минут Пальчиковая гимнастика, физкультминутка
Математический планшет и резиночки (алфавит) развитие логического мышления,внимания, мелкой моторики пальцев рук.
6 25 минут Пальчиковая гимнастика, упражнения, физкультминутка
Никитины Кубикиразвитие устойчивости внимания и логического мышления. ,daskugelразвитие логического мышления,внимания, мелкой моторики пальцев рук.
7 25 минут Пальчиковая гимнастика, физкультминутка
Математический планшет и резиночки (цифры)развитие логического мышления,внимания, мелкой моторики пальцев рук.
8 25 минут Развитие памяти (слуховая и зрительная) и
воображения Пальчиковая гимнастика, упражнения и физкультминутка
Набор специально подобранных реалистичных изображений на развитие зрительной памяти., музыкальные инструменты на развить воображение.
9 25 минут Пальчиковая гимнастика, упражнения и физкультминутка
Чтение рассказа и пересказ Чайковского. Круги разных цветов, полоски разной длины и мяч на развитие воображения.
10 25 минут Пальчиковая гимнастика, упражнения и физкультминутка
100 скороговорок для развития речи и слуховой памяти,24 картинки на развитие зрительной памяти и окружающего мира
11 25 минут Пальчиковая гимнастика, упражнения и физкультминутка
Чтение сказки и пересказ Чайковского.
12 25 минут Развитие наглядно-образного и словесно
логического мышления и воображения
(планирующее и произвольное)
Пальчиковая гимнастика, упражнения и физкультминутка
10 карточек и набор геометрических фигур. Наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур. Несколько кругов,квадратов,треугольников,прямоугольников разной величины.
13 25 минут Пальчиковая гимнастика, упражнения и физкультминутка
4 лишний на развитие логического мышления. Картон с изображением геометрических фигур и разноцветные разрезанные геометрические фигуры.
14 25 минут Пальчиковая гимнастика, упражнения и физкультминутка
Сюжетные картинки. Большая картинка, изображающая морской берег. Нарисовано несколько камушков (5-7) разной формы.
15 25 минут Пальчиковая гимнастика, упражнения и физкультминутка
Логические цепочки – набор из карточек на развитие логического мышления. Круги разных цветов, полоски разной длины и мяч на развитие воображения.
16 25 минут Коррекция агрессивного поведения Игры – кукла бобо; снежки; бумажный дождик.
17 25 минут Игры – мешочек крика; маленькое приведение; серебряное копытце.
18 25 минут Коррекция застенчивости Игры – сказка; соломинка на ветру; найди друга.
19 25 минут Игры- зеркало; различная походка; на кого дует ветер.
20 25 минут Коррекция замкнутости Игры - чудесный мешочек; клеевой дождик.
21 25 минут Игры – совместный рисунок; сиамские близнецы.
22 25 минут Коррекция гиперактивности Игры – послушай тишину; настоящие солдаты.
23 25 минут Игры – шаловливые мычи; ласковые лапки.
24 25 минут Коррекция тревожности Игры – медвежонок; гармоничный танец.
25 25 минут Игры – нарисуй и победи свой страх; кляксы; вам кого?.
26 25 минут Коррекция конфликтного общения Игры – цветик – семицетик; разыгрывание ситуации.
27 25 минут Игры – строители; согласованные действия.
28 25 минут Песочная терапия (эмоционально-волевая сфера) Игры - .«Карта сокровищ», «Отгадай загадку», «Веселая ферма».
29 25 минут Песочная терапия (эмоционально-волевая сфера) Игра «Необыкновенные следы». Игра «Найди отличие». Упражнение "Песочный дождик"
30 25 минут Песочная терапия (эмоционально-волевая сфера) Упражнение "Необыкновенные следы" Упражнение "Змейки" Игра "Строители"
Календарно-тематическое планирование и этапы для подготовительной группы (6-7 лет)
№ занятия Время Цель занятия Формы работы
1 30 минут Формирование сотрудничества ребенка со взрослым и сверстниками и овладение
способами усвоения общественного опыта Знакомство
2 30 минут Сенсорная комната (на взаимодействие в группе) Что интересного есть в сенсорной комнате?»
3 30 минут Удивительный знакомый мир
4 30 минут Давайте представим…
5 30 минут Будьте внимательны!
6 30 минут Разноцветное настроение
7 30 минут Под дождем
8 30 минут Поможем ежу собраться в гости
9 30 минут Море
10 30 минут Куклы
11 30 минут Знакомство с водой
12 30 минут Песочная терапия (эмоционально-волевая сфера) Игра "Волшебные превращения" Игра "Цветные острова"
13 30 минут “Разговор с руками” Игра "Угадайка".
14 30 минут Коррекция конфликтного общения Игры – морские волны, катание мяча.
15 30 минут Коррекция гиперактивности Игры – шаловливые мячи, ласковые лапки,.
16 30 минут Игры- колокольчик; скок-перескок; ловишки.
17 30 минут Коррекция замкнутости Игры – совместный рисунок; сиамские близнецы; колечко.
18 30 минут Коррекция застенчивости Игры – зеркало; различная походка; на кого дунет ветер.
19 30 минут Игры – рукавички; тимербай; угадай и догони.
20 30 минут Коррекция агрессивного поведения Игры – прогулка с компасом; толкалки; рубка дров.
21 30 минут Игры – головомяч; дракон; бумажные мячики.
22 30 минут Игры – кричалки-шепталки-молчалки; воздушный шарик; перехватчик.
23 30 минут Развитие наблюдательности Игры – найди предмет; найди дерево; что изменилось; нужно- не нужно; что вырастили люди.
24 30 минут Игры – игра-загадка «Лес»; живое-не живое; зоопарк; кто на кого похож?.
25 30 минут Игры – отвечай одним словом; какое время года; лишний предмет.
26 30 минут Игры – осень; зима; весна; лето.
27 30 минут Развитие мыслительной деятельности, памяти и внимания Игры – поможем кукле; кто скорее соберется?; назови что знаешь; назови одним словом.
28 30 минут Игры – четвертый лишний; задачи: сравнение, различие, совмещение, отрицание.
29 30 минут Игры - сколько чего?; найди букву; найди буквы; выполни уговор строго.
30 30 минут Игры – повтори быстро; муха; запомни слова; скороговорки разной длины.
31 30 минут Игры – увидел, услышал – запомни!; посчитай не ошибись; запомни фигуру; вспомни, не глядя.
32 30 минут Игры – на реке; на катке; в лесу зимой; в сентябре.
33 30 минут Игры – на рыбалке; грозы; добавь словечко; загадки о диких животных.
34 30 минут Игры – узнай, кто это?; что за птица; придумай предложение; подбери слово.
35 30 минут Назови слово, противоположное по значению; игры – измени слово; словесные цепочки; слова на «дежурную букву»; закончи слово.
36 30 минут Упражнения: кто лучший выдумщик; воображаемая ситуация; разноцветные кораблики; кто где зимует.
37 30 минут Игры – летом; удивительные капельки; почему деревья белые; первые цветы; что здесь случилось; зимние братья.
38 30 минут Игры – переполох; кто здесь прячется.
39 30 минут Игры – что тебе досталось; мамины помощники.
40 30 минут Развитие нравственно-волевых качеств Игры – лохматый лес; смелые мышки; пустое место; лиса и гуси (вариант народной игры).
41 30 минут Игры – ай гу-гу; салочки-выручалочки; кто раньше дойдет до флажка; я принес тебе подарок.
42 30 минут Развитие целенаправленного слухового восприятия Игры – кто разбудил мишку, что выбрал петушок.
43 30 минут Игры- звуковые загадки; встречайте гостей.
44 30 минут Формирование целенаправленного внимания Игры – раз, два, три – говори!; пальчик; прятки с игрушками.
45 30 минут Игры- отзовись, не зевай; волшебный столик; мишкины проказы.
46 30 минут Развитие речи и мышления Игры – чудесный сундучок; мешочек, впусти!; зайчик и мишка.
47 30 минут Игры – где спрятался зайчик; день рождение куклы Аленушки; где мы побывали, что мы повидали.
48 30 минут Игры – что на картинке; угадай-ка; парные картинки.
Взаимодействие педагога-психолога с другими участниками образовательного процесса и с администрацией образовательного комплекса
С целью осуществления максимально всестороннего развития ребенка необходимо взаимодействие педагога-психолога, воспитателя, родителей (законных представителей) при необходимости учитель-логопед. Она направлена на установление педагогически целесообразных взаимоотношений в разных ситуациях: с конкретным ребенком, с группой детей в целом. Целенаправленная системная работа всего педагогического коллектива в тесном взаимодействии с родительской общественностью может создать условия для успешного освоения программы и сохранения и укрепления здоровья обучающихся.
Задачи соотнесение расписания психологических занятий с общим расписанием работы в группе и режимом дня;
- консультации по вопросам использования в работе методов и приёмов, позволяющих успешно закрепить учебные и метапредметные компетенции, полученные в процессе обучения.
- воспитание самоконтроля и пунктуальности при соблюдении расписания занятий;
в) учащиеся: - формирование положительной мотивации к занятиям;
- абсолютное соблюдение расписания занятий с целью формирования умения планировать свою жизнедеятельность, воспитания качеств самоконтроля и пунктуальности, уважения к чужому труду;
- использование в процессе психологической работы форм, методов и разноуровневых заданий, позволяющих учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка и формировать положительное отношение к псмихологическим занятиям и к обучению в целом с целью преодоления неуспешности в процессе обучения («не понимаю – не получается – не интересно – не учу – не понимаю») и воспитания уверенности в себе и, следовательно, лучшей адаптации в окружающем мире;
- направление на консультации к различным специалистам с целью выбора оптимальных видов, условий и методов обучения (психолог, невропатолог, психиатр) на ЦПМПК или ППк с целью определения условий и программы обучения.
д) мед. работник: - использование здоровьесберегающих технологий;
- учёт рекомендаций специалистов.
е) родители: цель – разъяснить ответственность за судьбу ребёнка, формировать положительную мотивацию к посещению психологических занятий и уважение к труду педагогов, показать уважение педагогов к родителям
- участие в общих родительских собраниях группы с целью разъяснения целей, задач, направлений, методов и организации психологической работы в детском саду (педагог-психолог не только рисует с детьми);
- проведение индивидуальных консультаций при зачислении на психологические занятия с целью разъяснения видов и характера психологических нарушений (отклонений от общепринятых в возрастной норме) детей, необходимости психологической помощи;
- согласование расписания занятий с учётом расписания жизнедеятельности каждой семьи и выбора приоритетных направлений развития ребёнка (график работы родителей, младшие/старшие дети, муз. школы, кружки и секции и многое друое);
- информирование родителей о различных событиях или изменениях в процессе проведения занятий;
- периодическое проведение бесед о помощи своим детям, которую родители могут и должны оказывать в процессе психологических занятий (обеспечение систематического присутствия ребёнка на психологических занятиях и наличия необходимого оборудования для занятий, систематическое знакомство с успехами своего ребёнка, посещение индивидуальных консультаций для родителей и родительских собраний, информация о которых передаётся как в индивидуальном порядке;
- привлечение родителей к психологической работе, ознакомление их с содержанием, ходом и результатами работы, проведение, по желанию родителей, открытых занятий.