Алексей Алексеевич Токарев
Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ часть 1
▼ Скачать + Заказать документы
1. Целевой раздел.
1.1. Пояснительная записка.
В настоящее время система социальных институтов, связанная с поддержкой и помощью детям с ограниченными возможностями здоровья претерпевают кардинальную перестройку. Изменения коснулись всех сторон жизни ребенка. Происходит пересмотр концептуальных основ финансово-экономических, социально-культурных отношений между обществом и дошкольными учреждениями, между обществом и семьей в направлении создания условий, обеспечивающих повышение качества жизни воспитанника, их социальную включенность в жизнь сообщества, принятие обществом детей с ограниченными возможностями здоровья как равноправных партнеров жизни.
Публикация «Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с ОВЗ часть 1» размещена в разделах
- Основная образовательная программа ДОУ
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Содержание образования и условия обучения воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяется адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также в соответствии с индивидуальной программой реабилитации инвалида.
Программа включает в себя разработки по следующим образовательным областям в соответствии с ФГОС ДОО: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Группа детей с задержкой психического развития состоит из дошкольников, направленных центральной медико-психолого-педагогической комиссией. Задержка психического развития представляет собой общую психическую незрелость, низкую познавательную активность, которая проявляется, хотя и не равномерно, но во всех видах психической деятельности. Этим обусловлены особенности восприятия, памяти, внимания, мышления и эмоционально-волевой сферы детей ЗПР. Отмечается недостаточность процесса переработки сенсорной информации. Зачастую дети не могут целостно воспринимать наблюдаемые объекты, они воспринимают их фрагментарно, выделяя лишь отдельные признаки. У них беден и узок круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Представления нередко не только схематичны, не расчленены, но даже и ошибочны, что самым отрицательным образом сказывается на содержании и результативной стороне всех видов их деятельности. Своеобразна речь детей. Негрубое недоразвитие речи может проявляться в нарушениях звукопроизношения, бедности и недостаточной дифференцированности словаря, трудностях усвоения логико-грамматических конструкций. У значительной части детей наблюдается недостаточность фонетико-фонематического восприятия, снижения слухоречевой памяти. Значительно отстают в развитии лексическая, семантическая, фонетическая стороны речи.
Группа детей с интеллектуальной недостаточностью состоит из дошкольников, направленных центральной психолого-медико-педагогической комиссией. Умственно отсталые - это дети, у которых в результате органических поражений головного мозга наблюдается нарушение нормального развития психических, особенно высших познавательных, процессов (активного восприятия, произвольной памяти словесно-логического мышления, речи и др.). Для умственно отсталых характерно наличие патологических черт в эмоциональной сфере: повышенной возбудимости или, наоборот, инертности трудностей формирования интересов и социальной мотивации деятельности. У многих умственно отсталых детей наблюдаются нарушения в физическом развитии: дисплазии, деформации формы черепа и размеров конечностей, нарушение общей, мелкой и артикуляционной моторики, трудности формирования двигательных автоматизмов (см. Приложение 2). Речь детей с интеллектуальной недостаточностью варьируется от полного отсутствия речи до фразовой речи.
За последнее время в нашем образовательном комплексе увеличилось количество детей со сложной структурой дефекта (интеллектуальная недостаточность в сочетании с РАС, ЗПР в сочетании с РАС, интеллектуальная недостаточность в сочетании с ДЦП). Для детей этой группы характерны ограниченность когнитивных возможностей, инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой и интеллектуальной сферах, трудности переключения, «застреваемость», поглощенность собственными стереотипными интересами и неспособность выстраивать диалогическое взаимодейтсвие. Такие дети способны к развернутому монологу, но их речь «фонографическая». Имеют ограниченные и фрагментарные представления об окружающем мире.
Группа детей с расстройствами аутистического спектра состоит из дошкольников, направленных центральной психолого-медико-педагогической комиссией. Детский аутизм рассматривается как особый тип нарушения психического развития. У всех детей с РАС нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Общими для них являются аффективные проблемы и трудности становления активных взаимоотношений с динамично меняющейся средой, которые определяют их установки на сохранение постоянства в окружающем и стереотипность собственного поведения. Данная категория детей может совсем не пользоваться речью, пользоваться простыми речевыми штампами или развернутой фразой.
Программа составлена в соответствии с Законом РФ «Об образовании» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ, Федеральным государственным стандартом дошкольного образования (приказ МОиН РФ от 17.10.2013 № 1155, Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации работы дошкольных образовательных организаций (утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 15.05.2013 г. № 26).
Цель - обеспечение стандарта дошкольного образования как системы требований к содержанию и уровню развития детей каждого психологического возраста с учетом соблюдения преемственности при переходе к следующему возрастному периоду.
Для достижения поставленной необходимо решить следующие задачи:
1) создать атмосферу эмоционального комфорта, условия для самовыражения, саморазвития;
2) использовать традиционные и нетрадиционных технологий, направленные на воспитательно-образовательный процесс : умственное воспитание, развитие познавательных способностей детей, детского творчества, нравственно-патриотическое и трудовое воспитание, развитие коммуникативных и социальных навыков общения (речь, игра, самообслуживание, нормы социального поведения, доступные виды труда);
3) осуществлять необходимую коррекцию в речевом развитии дошкольника;
4) развивать высшие психические функции;
5) корректировать проблемы поведения;
6) корректировать нарушения эмоционально-личностной сферы.
Методологическая основа программы.
Программа является современной интегративной программой, реализующей деятельностный подход к развитию ребенка и коррекционно-развивающий подход к отбору содержания образования.
Системно – деятельностный подход – методологическая основа ФГОС.
Приоритетным направлением начального общего образования определено формирование общеучебных умений и навыков, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность дальнейшего обучения. Основной результат образования рассматривается на основе деятельностного подхода как достижение учащимися новых уровней развития на основе освоения ими как универсальных способов действий, так и способов, специфических для изучаемых предметов. В настоящее время образовательный процесс требует его новой организации на основе планирования совместной деятельности обучающихся и педагогов.
Деятельностный подход к обучению предполагает:
• формирование у обучающихся умения контролировать свои действия – как после их завершения, так и по ходу;
• формирование у детей познавательного мотива (желания узнать, открыть, научиться) и конкретной учебной цели (понимания того, что именно нужно выяснить, освоить);
• выполнение обучающимися определённых действий для приобретения недостающих знаний;
• освоение воспитанниками способа действия, позволяющего осознанно применять приобретённые знания;
• включение содержания обучения в контекст решения значимых жизненных задач.
Программа разработана для работы с детьми дошкольного возраста с ОВЗ (дети с интеллектуальной недостаточностью разной степени, дети с задержкой психического развития, дети с тяжелыми нарушениями речи, дети со сложной структурой дефекта, дети с расстройствами аутистического спектра).
Данная программа разработана на основе основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Для того, чтобы оказать комплексную поддержку данной категории детей, кроме основной образовательной программы дошкольного образования используются следующие парциальные программы :
1. Л. А. Баряева, О. П. Гаврилушкина и др. «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»;
2. Е. А. Екжанова, Е. А, Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»;
3. «Программа коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития», под. ред. С. Г. Шевченко;
4. Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» и др. под. ред. проф. Л. В. Лопатиной;
5. «Система коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи», под. ред. Н. В. Нищевой;
6. «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под. ред. Л. В. Лопатиной;
7. Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи».
Программа рассчитана на один учебный год (2016 -2017). В течение учебного года содержание программы может меняться в зависимости от потребностей детей в зависимости от их психофизиологических особенностей.
Программа разработана на основе общедидактических принципов: системности, развития, комплексности, доступности, последовательности и концентричности усвоения знаний.
Основной задачей реализации данной программы является всесторонняя педагогическая поддержка ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Этот гуманный принцип определяет структуру и содержание данной программы, а также организацию самого коррекционно-воспитательного процесса.
В работе широко используются технологии, направленные на сохранение, поддержание и обогащение здоровья как обучающихся, так педагогов и родителей, т. е. здоровьесберегающие технологии.
Применительно к ребенку – обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, представления о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его; валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения.
Применительно к взрослым – содействие становлению культуры здоровья, в том числе культуры профессионального здоровья воспитателей ДОО и валеологическому просвещению родителей.
1.2. Целевые ориентиры.
Для того, чтобы успешно достичь намеченных ориентиров, мы адаптировали программу «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы с помощью следующих программ :
А) для детей с интеллектуальной недостаточностью - Л. А. Баряева, О. П. Гаврилушкина «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью»; Е. А. Екжанова Е. А, Стребелева «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание»; И. М. Бгажнокова «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида: 0-4 классы».
Б) для детей с ЗПР - «Программа коррекционно-развивающего обучения детей с задержкой психического развития» под. ред. С. Г. Шевченко
В) для детей с ТНР - «Система коррекционной работы для детей с общим недоразвитием речи», под. ред. Н. В. Нищевой, «Адаптированная примерная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под. ред. Л. В. Лопатиной, Филичева Т. Б., ТумановаТ. В., Чиркина Г. В, «Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи».
1.3. Планируемые результаты. Система оценки результатов.
В результате коррекционной работы ребенок 3-4 лет:
1. Проявляет интерес к различным видам игр, к совместным играм;
2. Интересуется собой и предметами ближайшего окружения, воспринимает себя в качестве самостоятельного субъекта;
3. Откликается на эмоции близких людей и сверстников, на доступные для восприятия художественные и музыкальные произведения;
4. Самостоятельно или с помощью взрослого выполняет доступные гигиенические процедуры;
5. Умеет использовать предметы в соответствии с их назначением;
6. Умеет переносить реальные бытовые действия на игры с образными игрушками;
7. Умеет выполнять последовательную цепочку игровых действий;
8. Использует речь как средство взаимодействия со взрослыми и сверстниками в быту и в игре;
9. Владеет диалогической речью;
10. Использует разные способы обследования предметов, включая простейшие опыты; устанавливает простейшие связи между предметами и явлениями.
Ребенок 4-5 лет:
1. Проявляет интерес к информации, которую получает в процессе общения;
2. Эмоционально откликается, понимает и употребляет в своей речи слова, обозначающие эмоциональные состояния, этические качества, эстетические характеристики;
3. Решает спорные вопросы с помощью речи;
4. Использует в общении со взрослым вежливые слова и умеет выражать свою просьбу словами;
5. Объединяется с детьми для совместных игр и распределяет роли в игре, планировать свое действие;
6. Считает до 5, сравнивает предметы по величине, количеству и форме, положению в пространстве;
7. Владеет элементарными навыками самообслуживания.
Ребенок 5-6 лет:
1. Использует различные источники информации;
2. Проявляет устойчивый интерес и владеет различным видам детской деятельности, в том числе исследовательской;
3. Проявляет эмоциональное отношение к близким взрослым и сверстникам, выражает свое отношение к героям литературных произведений;
4. Использует речь в качестве главного средства общения, умеет договариваться;
5. Использует все части речи, активно занимается словотворчеством;
6. Соблюдает общепринятые нормы поведения в детском саду, дома, на улице;
7. Владеет самоконтролем и самооценкой;
8. Ориентируется в окружающем пространстве, устанавливает последовательность событий и планирует свою деятельность, умеет считать до 10, сравнивать две группы множеств предметов;
9. Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности: запоминает короткие стихотворения, умеет связно рассказывать небольшой текст, удерживать в памяти инструкцию;
10. Владеет навыками самообслуживания, имеет представления о здоровом образе жизни.
Ребенок 6-7 лет:
1. Проявляет устойчивый интерес к новому, неизвестному, задает вопросы, экспериментирует;
2. Проявляет эмоциональное отношение к близким взрослым и сверстникам, выражает свое отношение к героям литературных произведений;
3. Владеет способами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками (вербальными и невербальными);
4. Применяют усвоенные знания и способы деятельности для решения новых задач под руководством взрослого и самостоятельно.
5. Имеет первичные представления о себе, о семье, обществе, государстве, мире и природе;
6. Владеет универсальными предпосылками учебной деятельности, умеет работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, удерживать и выполнять инструкцию;
7. Ориентируется в окружающем пространстве, устанавливает последовательность событий и планирует свою деятельность, умеет считать до 10 и дальше, сравнивать и уравнивать две группы множеств предметов, соотносит цифру и количество, составляет и решает простые задачи в одно действие;
8. Свободно общается со взрослыми и сверстниками, родителями;
9. Имеет представления о звуках, слогах, словах, представления, определяет место звука в слове (начало, середина, конец).
Система оценки результатов.
Для успешного достижения намеченных целевых ориентиров, необходимо проводить мониторинг компетенций с периодичностью два раза в учебный год: в начале учебного года (первые две недели сентября) и в конце учебного года (последние две недели мая).