Папки-передвижки

Применение здоровье-сберегающих технологий в развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения ФГОС до

Наталья Саидова
Применение здоровье-сберегающих технологий в развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Известно, что почти каждый ребенок, посещающий ДОУ, имеет те или иные проблемы со здоровьем. Количество здоровых детей в целом с каждым годом уменьшается. Также очевидно, что сам ребенок еще не имеет осознанного отношения к уровню здоровья, не думает о важности показателей своего здоровья.

Темочки:

В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательной деятельности воспитанников с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом “Об образовании в Российской Федерации” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровье-сберегающие технологии». Понятие «здоровье-сберегающие технологии» прочно вошло во все элементы образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор. По мнению В. Ф. Базарного, сегодня вся концептуальная основа школьной и дошкольной жизни ориентирована против природы ребёнка.

Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного. Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.

Методика В. Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровье-развивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе дошкольника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья ребенка в целом.

Фундамент школьных форм патологий закладывается в дошкольном периоде и главными источниками нездоровья

детей являются следующие причины:

1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не

приоритету здоровья;

2. Зачастую не учитываем моторно-динамический образ ребенка, с его

смыслом, мотивами и игровым началом;

3. Не формируем у дошкольников функциональную зрелось тех систем на

которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок;

4. Образовательная деятельность в ДОУ проходит в основном в режиме

ближнего и частично дальнего зрения;

5. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении в

ограниченном пространстве;

6. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию

чувства жизни, добра, переживаний.

7. Игра зачастую теряет основной смысл для развития детей, которая

опиралась на двигательный процесс, активность, с образным мышлением,

подлинно развивающим смыслом, она стала носить образовательные цели и

лишь частично воспитательные.

8. Дети в детском саду перегружены образовательной деятельностью и для

свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже

работая в гибком режиме.

Благодаря данной технологии достигается :

· Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья ребенка.

· Повышение уровня успеваемости и эффективности образовательной деятельности.

· Психологический комфорт в образовательном учреждении.

Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза;

Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.

Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей.

Что же это за технологии? Рассмотрим их.

Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация

позы – самая простая. В. Ф. Базарный предлагает два варианта. Первый –

использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять

позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в

первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.

В первом варианте –можно использовать столы с регулируемыми по высоте

ножками, часть занятия ребенок сидит, а другую - стоит за столом. Тем

самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник,

осанка - основа энергетики человеческого организма.

Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт

смены поз.

Под ноги кладем массажный коврик с раздражителями; на них дети

стоят без обуви.

Данный режим оказывает благоприятное влияние на следующие факторы:

- поддержание физической, психической, умственной сферы;

- имеет высокие показатели физического развития здоровья;

- повышается иммунная система;

- улучшаются ростовые процессы;

- развивается координация всех органов (зрительно - ручная, телесно -

координаторная, психоэмоциональная) ;

- снижается степень низкой склоняемости головы.

А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом,

т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние,

стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему,

мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от

плоскостопия. Деткам очень нравиться ходить в носочках по своим

массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную

пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют

упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто,

доступно, результативно.

Следующая технология – построение образовательной деятельности

в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной

особенностью методики является то, что дидактический материал

размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность

зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.

Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То

снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки; то птицы

перелётные прилетели весной и т. д.

Такие виды деятельности, как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомление с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. А творческий и вдумчивый воспитатель проявит искусство, изобретательность и применит данные технологии в любых режимных моментах.

Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки

поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает

работоспособность детей и снижает утомляемость, а также происходит формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных

функций. Для повышения активности детей можно использовать подвижные «сенсорно -дидактические подвески" ("сенсорные кресты", которые развешены под

потолком в группе. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объемные геометрические фигуры, карточки по теме данного вида деятельности ( птицы : зимующие - перелетные; овощи - фрукты; транспорт и т. д.). Кроме того, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов могут быть размещены в любой точке группы.

В ходе образовательной деятельности периодически обращаем внимание детей на

то или иное пособие, просим что - то найти, проанализировать, дать характеристику и

т. д.

Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность

детей. Этому способствуют дидактические игры с использованием всего

пространства в группе, например : "Найди лишнюю фигуру", "Найди предметы

определенной формы", "Найди предметы, в названии которых есть звук. ", "Найди

отгадку". Доказано, что дети запоминают образы. В сочетании с движением это -

стопроцентное усвоение материала. Все это - огромное количество заданий для

зрительного поиска. Дети, в свою очередь, встают, идут, ищут, находят и радуются

своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал.

Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса можно использовать сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-

сигнальных сюжетов. Методика выполняется следующим образом. В четырех

верхних углах размещаем образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок,

сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют

единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой

картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо

фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим

счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая

продолжительность тренажа 1,5 минуты. Дети с огромным удовольствием выполняют

повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный

всплеск.

Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-

моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на

экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая

активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся

зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции,

которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам

обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза. При отсутствии

врача – офтальмолога воспитатель, по утверждению доктора В. Ф. Базарного, может

сам провести обследование детей, используя упрощённый осмотр.

Все оформление в группе должно быть построено в режиме дальнего зрения, т. к. оно у детей до 11 лет находится в стадии интенсивного развития и главная особенность – наличие дальнозоркой рефракции.

Более того: "Природа-матушка рассчитала работу мышц наших глаз в режиме

дальнего зрения и лишь одна, цилиарная мышца работает в режиме ближнего

зрения" В. Ф. Базарный.

С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых

помещений и ограниченных пространств можно использовать зрительно-

координаторные тренажи.

На потолке нарисован офтальмологический тренажер: схема универсальных

символов ("СУС", при этом цвета соответствуют следующим требованиям:

наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый,

восьмерка - ярко-голубым цветом.

Есть несколько режимов выполнения данного тренажа.

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под

музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с

одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Данный

тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения

усилий, т. к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую

утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует

доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-

ручную координацию. А так же можно использовать лазерный лучик,

бабочку на конце указки

Спираль В. Ф. Базарного с цветком в центре и летящей бабочкой по спирали

является прекрасным зрительным тренажером для снятия напряжения.

В данной методике важен эмоциональный фон и применяют ее тогда, когда надо

растормошить детей. Повышается не только физическая, но и психическая

активность детей. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а

так же зрительно-ручная координация.

"Диаграмма" для разгрузки зрения можно разместить и на стене, где дети

прослеживают путь кота Леопольда, Смешариков и т. д.

Это прекрасно снимает напряжение с глаз, расслабляет, снимает психологическую

утомляемость. Эту диаграмму можно использовать для закрепления пространственных

представлений : вверх - вниз, вправо - влево.

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов

зрения. Поэтому для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования

нужно использовать в своей работе гимнастику для глаз, разработанную В. Ф. Базарным.

По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у

человека восстанавливается полностью и он может отказаться от очков.

Вот некоторые элементы этой гимнастики.

1. расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево;

повторить 3 раза;

2. медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;

3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на

нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону,

потом в другую; повторить 3 раза;

4. положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть

этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности,

какая описана выше; глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони. не

плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Все эти упражнения способствуют тренировке мышц глаз.

Еще один тренажер для глаз - геометрические фигуры разных цветов на белом

круге. Дети "оббегают" фигуры глазами по кругу слева - направо, сверху - вниз. Созерцание разных цветов повышает функциональную способность мозга,

помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне. Кроме

того, каждый цвет выполняет определенную функцию.

Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно,

вырабатывает интерферон.

Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все

функциональные процессы.

Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко

снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Во время непосредственно образовательной деятельности проводим

упражнения по методике Аветисова для увеличения зрения, расслабления

глазных мышц, расширения и полноты зрения, укрепления глазных мышц. Все

упражнения способствуют улучшению зрения.

Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей

используем экологическое панно 2 * 2. Использование " экологического панно"

вносит огромную экспрессивность в развивающую среду. Экологическая стена

меняется с приходом нового времени года. На нем изображены пейзажи. У детей на глазах зимой кот ловит рыбу в пруду, а детки ее пересчитывают.

Осенью в реке плывут рыбки, а в небе летят птицы и каждый может принести

загадку или предмет. Дети сами подходят к панно и прикрепляют заданный

персонаж.

Образовательная деятельность проходит в игровой форме.

Дополнительно к панно можно изготовить атрибуты (картинки с

изображением животных, птиц, сказочных героев и т. д.). Крепеж осуществляется

за счет наклеенных на панно и картинки "липучек".

Панно будет многофункциональным, мобильным и очень легким в

использовании пособием. Его можно задействовать в различных видах деятельности

детей: экологическом воспитании, речевом, математическом развитии и т. д.

Панно используется для обыгрывания различных сюжетов, создания проблемных

ситуаций в ходе образовательной деятельности.

Образовательная деятельность по валеологии и беседы о здоровье дают

огромную результативность и дети осознанно заботятся о своем здоровье,

выполняя все приемы по оздоровлению организма.

Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий

позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое,

психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех

тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок.

Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить

работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние

на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый

интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными,

заботливыми.

Литература

1. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

3. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010.

4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Лэпбук в развивающей предметно-пространственной среде детского сада «Лэпбук» в развивающей предметно-пространственной среде детского сада Петрова Варвара Ильинична воспитатель МБДОУ ЦРР-Детский сад №26.

Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС ДО Дата проведения анализа: сентября 2016г Характеристика.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде Подготовила Е. К. Пономарёва - воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №8 «Звёздочка» города Няндома. «Требования к развивающей.

Пособия в предметно-пространственной развивающей среде для формирования и развития познавательного интереса у дошкольниковПособия в предметно-пространственной развивающей среде для формирования и развития познавательного интереса у дошкольников .

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в старшей группе в условиях введения ФГОС» Подготовила воспитатель: Рындина Марина Митрофановна; МАОУ «ОК «Лицей №3» отделение дошкольного образования «Детский сад «Теремок» г. Старый.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС). Консультация для педагогов Консультация "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Старший воспитатель: Гавриленко Н. В. Консультация для педагогов Требования.

Макет как один из элементов развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС доМакет как один из элементов развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС до Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытать и использовать.

Применение здоровье сберегающих педагогических технологий в режиме детского сада КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей Применение здоровье сберегающих педагогических технологий в режиме детского сада. Время проведения в режиме.

Проект создания предметно-развивающей среде в старшей группе в соответствии с ФГОС Актуальность проблемы. В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного.

Требование к развивающей предметно-пространственной среде Требования к развивающей предметно-пространственной среды (ФГОС) Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение здоровье-сберегающих технологий в развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения ФГОС до
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 07:05
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение здоровье-сберегающих технологий в развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Саидова (УИ 648239) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД