Наталья Саидова
Применение здоровье-сберегающих технологий в развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Известно, что почти каждый ребенок, посещающий ДОУ, имеет те или иные проблемы со здоровьем. Количество здоровых детей в целом с каждым годом уменьшается. Также очевидно, что сам ребенок еще не имеет осознанного отношения к уровню здоровья, не думает о важности показателей своего здоровья.
Публикация «Применение здоровье-сберегающих технологий в развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения ФГОС ДО» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2018
В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательной деятельности воспитанников с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.
В соответствии с Законом “Об образовании в Российской Федерации” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.
Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровье-сберегающие технологии». Понятие «здоровье-сберегающие технологии» прочно вошло во все элементы образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.
Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор. По мнению В. Ф. Базарного, сегодня вся концептуальная основа школьной и дошкольной жизни ориентирована против природы ребёнка.
Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного. Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.
Методика В. Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровье-развивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе дошкольника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья ребенка в целом.
Фундамент школьных форм патологий закладывается в дошкольном периоде и главными источниками нездоровья
детей являются следующие причины:
1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не
приоритету здоровья;
2. Зачастую не учитываем моторно-динамический образ ребенка, с его
смыслом, мотивами и игровым началом;
3. Не формируем у дошкольников функциональную зрелось тех систем на
которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок;
4. Образовательная деятельность в ДОУ проходит в основном в режиме
ближнего и частично дальнего зрения;
5. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении в
ограниченном пространстве;
6. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию
чувства жизни, добра, переживаний.
7. Игра зачастую теряет основной смысл для развития детей, которая
опиралась на двигательный процесс, активность, с образным мышлением,
подлинно развивающим смыслом, она стала носить образовательные цели и
лишь частично воспитательные.
8. Дети в детском саду перегружены образовательной деятельностью и для
свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже
работая в гибком режиме.
Благодаря данной технологии достигается :
· Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья ребенка.
· Повышение уровня успеваемости и эффективности образовательной деятельности.
· Психологический комфорт в образовательном учреждении.
Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза;
Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.
Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей.
Что же это за технологии? Рассмотрим их.
Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация
позы – самая простая. В. Ф. Базарный предлагает два варианта. Первый –
использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять
позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в
первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.
В первом варианте –можно использовать столы с регулируемыми по высоте
ножками, часть занятия ребенок сидит, а другую - стоит за столом. Тем
самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник,
осанка - основа энергетики человеческого организма.
Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт
смены поз.
Под ноги кладем массажный коврик с раздражителями; на них дети
стоят без обуви.
Данный режим оказывает благоприятное влияние на следующие факторы:
- поддержание физической, психической, умственной сферы;
- имеет высокие показатели физического развития здоровья;
- повышается иммунная система;
- улучшаются ростовые процессы;
- развивается координация всех органов (зрительно - ручная, телесно -
координаторная, психоэмоциональная) ;
- снижается степень низкой склоняемости головы.
А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом,
т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние,
стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему,
мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от
плоскостопия. Деткам очень нравиться ходить в носочках по своим
массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную
пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют
упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто,
доступно, результативно.
Следующая технология – построение образовательной деятельности
в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной
особенностью методики является то, что дидактический материал
размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность
зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.
Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То
снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки; то птицы
перелётные прилетели весной и т. д.
Такие виды деятельности, как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомление с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. А творческий и вдумчивый воспитатель проявит искусство, изобретательность и применит данные технологии в любых режимных моментах.
Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки
поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает
работоспособность детей и снижает утомляемость, а также происходит формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных
функций. Для повышения активности детей можно использовать подвижные «сенсорно -дидактические подвески" ("сенсорные кресты", которые развешены под
потолком в группе. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объемные геометрические фигуры, карточки по теме данного вида деятельности ( птицы : зимующие - перелетные; овощи - фрукты; транспорт и т. д.). Кроме того, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов могут быть размещены в любой точке группы.
В ходе образовательной деятельности периодически обращаем внимание детей на
то или иное пособие, просим что - то найти, проанализировать, дать характеристику и
т. д.
Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность
детей. Этому способствуют дидактические игры с использованием всего
пространства в группе, например : "Найди лишнюю фигуру", "Найди предметы
определенной формы", "Найди предметы, в названии которых есть звук. ", "Найди
отгадку". Доказано, что дети запоминают образы. В сочетании с движением это -
стопроцентное усвоение материала. Все это - огромное количество заданий для
зрительного поиска. Дети, в свою очередь, встают, идут, ищут, находят и радуются
своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал.
Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса можно использовать сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-
сигнальных сюжетов. Методика выполняется следующим образом. В четырех
верхних углах размещаем образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок,
сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют
единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой
картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.
Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо
фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим
счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая
продолжительность тренажа 1,5 минуты. Дети с огромным удовольствием выполняют
повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный
всплеск.
Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-
моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на
экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая
активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся
зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции,
которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам
обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза. При отсутствии
врача – офтальмолога воспитатель, по утверждению доктора В. Ф. Базарного, может
сам провести обследование детей, используя упрощённый осмотр.
Все оформление в группе должно быть построено в режиме дальнего зрения, т. к. оно у детей до 11 лет находится в стадии интенсивного развития и главная особенность – наличие дальнозоркой рефракции.
Более того: "Природа-матушка рассчитала работу мышц наших глаз в режиме
дальнего зрения и лишь одна, цилиарная мышца работает в режиме ближнего
зрения" В. Ф. Базарный.
С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых
помещений и ограниченных пространств можно использовать зрительно-
координаторные тренажи.
На потолке нарисован офтальмологический тренажер: схема универсальных
символов ("СУС", при этом цвета соответствуют следующим требованиям:
наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый,
восьмерка - ярко-голубым цветом.
Есть несколько режимов выполнения данного тренажа.
Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под
музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с
одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Данный
тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения
усилий, т. к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую
утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует
доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-
ручную координацию. А так же можно использовать лазерный лучик,
бабочку на конце указки
Спираль В. Ф. Базарного с цветком в центре и летящей бабочкой по спирали
является прекрасным зрительным тренажером для снятия напряжения.
В данной методике важен эмоциональный фон и применяют ее тогда, когда надо
растормошить детей. Повышается не только физическая, но и психическая
активность детей. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а
так же зрительно-ручная координация.
"Диаграмма" для разгрузки зрения можно разместить и на стене, где дети
прослеживают путь кота Леопольда, Смешариков и т. д.
Это прекрасно снимает напряжение с глаз, расслабляет, снимает психологическую
утомляемость. Эту диаграмму можно использовать для закрепления пространственных
представлений : вверх - вниз, вправо - влево.
90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов
зрения. Поэтому для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования
нужно использовать в своей работе гимнастику для глаз, разработанную В. Ф. Базарным.
По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у
человека восстанавливается полностью и он может отказаться от очков.
Вот некоторые элементы этой гимнастики.
1. расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево;
повторить 3 раза;
2. медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;
3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на
нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону,
потом в другую; повторить 3 раза;
4. положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть
этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности,
какая описана выше; глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони. не
плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.
Все эти упражнения способствуют тренировке мышц глаз.
Еще один тренажер для глаз - геометрические фигуры разных цветов на белом
круге. Дети "оббегают" фигуры глазами по кругу слева - направо, сверху - вниз. Созерцание разных цветов повышает функциональную способность мозга,
помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне. Кроме
того, каждый цвет выполняет определенную функцию.
Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно,
вырабатывает интерферон.
Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.
Желтый - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все
функциональные процессы.
Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.
Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко
снижается переутомление и активизируется работа мозга.
Во время непосредственно образовательной деятельности проводим
упражнения по методике Аветисова для увеличения зрения, расслабления
глазных мышц, расширения и полноты зрения, укрепления глазных мышц. Все
упражнения способствуют улучшению зрения.
Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей
используем экологическое панно 2 * 2. Использование " экологического панно"
вносит огромную экспрессивность в развивающую среду. Экологическая стена
меняется с приходом нового времени года. На нем изображены пейзажи. У детей на глазах зимой кот ловит рыбу в пруду, а детки ее пересчитывают.
Осенью в реке плывут рыбки, а в небе летят птицы и каждый может принести
загадку или предмет. Дети сами подходят к панно и прикрепляют заданный
персонаж.
Образовательная деятельность проходит в игровой форме.
Дополнительно к панно можно изготовить атрибуты (картинки с
изображением животных, птиц, сказочных героев и т. д.). Крепеж осуществляется
за счет наклеенных на панно и картинки "липучек".
Панно будет многофункциональным, мобильным и очень легким в
использовании пособием. Его можно задействовать в различных видах деятельности
детей: экологическом воспитании, речевом, математическом развитии и т. д.
Панно используется для обыгрывания различных сюжетов, создания проблемных
ситуаций в ходе образовательной деятельности.
Образовательная деятельность по валеологии и беседы о здоровье дают
огромную результативность и дети осознанно заботятся о своем здоровье,
выполняя все приемы по оздоровлению организма.
Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий
позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое,
психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех
тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок.
Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить
работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние
на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый
интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными,
заботливыми.
Литература
1. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
2. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.
3. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010.
4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М. : ТЦ Сфера, 2012.