Получи документы

Применение здоровье-сберегающих технологий в развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения ФГОС до

Наталья Саидова
Применение здоровье-сберегающих технологий в развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения ФГОС до
▼ Скачать + Заказать документы

В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Это объясняется тем, что к воспитанникам предъявляются весьма высокие требования, соответствовать которым могут только здоровые дети. Известно, что почти каждый ребенок, посещающий ДОУ, имеет те или иные проблемы со здоровьем. Количество здоровых детей в целом с каждым годом уменьшается. Также очевидно, что сам ребенок еще не имеет осознанного отношения к уровню здоровья, не думает о важности показателей своего здоровья.

Публикация «Применение здоровье-сберегающих технологий в развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения ФГОС ДО» размещена в разделах

В связи с ухудшающимся уровнем здоровья воспитанников, существует необходимость организации образовательной деятельности воспитанников с акцентом на решение оздоровительных задач физического воспитания, не нарушая при этом образовательной составляющей процесса.

В соответствии с Законом “Об образовании в Российской Федерации” здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования. Вопрос об укреплении и сохранении здоровья на сегодняшний день стоит очень остро. Медики отмечают тенденцию к увеличению числа дошкольников, имеющих различные функциональные отклонения, хронические заболевания.

Существуют разнообразные формы и виды деятельности, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Их комплекс получил в настоящее время общее название «здоровье-сберегающие технологии». Понятие «здоровье-сберегающие технологии» прочно вошло во все элементы образовательной системы, начиная с дошкольных образовательных учреждений. Поэтому возникает проблема, актуальная как для педагогической науки, так и для практики: как эффективно организовать воспитательно-образовательный процесс без ущерба здоровью дошкольников? Ответить на него можно при условии подхода к организации воспитания и обучения с позиции трех принципов валеологии: сохранение, укрепление и формирование здоровья.

Владимир Филиппович Базарный – знаменитый хирург – офтальмолог, доктор медицинских наук, профессор. По мнению В. Ф. Базарного, сегодня вся концептуальная основа школьной и дошкольной жизни ориентирована против природы ребёнка.

Доктор Базарный создал систему педагогических технологий, позволяющих обучать детей, при этом сохраняя и укрепляя их здоровье. Уже сегодня в России и за ее пределами около 1000 образовательных учреждений работают по технологии Базарного. Особенность технологий доктора Базарного в их общей доступности, их внедрение не требует дополнительных материально-финансовых затрат. Все необходимое оборудование можно сделать своими руками.

Методика В. Ф. Базарного обеспечивает реализацию главной задачи каждого образовательного учреждения – выполнение базовых федеральным законов РФ «О гарантиях прав ребенка РФ», «Об охране здоровья граждан», «Об образовании» и запрос общества на здоровое поколение. Это единственная здоровье-развивающая технология, которая признана научным открытием Академией медицинских наук, защищена патентами и авторскими правами, одобрена институтами Минздрава РФ, РАМН, РАН, утверждена Правительством как общая федеральная программа, прошла практическую апробацию в течение 28 лет на базе более тысячи детских садов и школ, имеет санитарно-эпидемиологическое заключение Минздрава РФ и позволяет строить учебный процесс на основе телесной вертикали сообразной подвижной природе дошкольника, а также дает гарантированный результат улучшения здоровья ребенка в целом.

Фундамент школьных форм патологий закладывается в дошкольном периоде и главными источниками нездоровья

детей являются следующие причины:

1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не

приоритету здоровья;

2. Зачастую не учитываем моторно-динамический образ ребенка, с его

смыслом, мотивами и игровым началом;

3. Не формируем у дошкольников функциональную зрелось тех систем на

которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок;

4. Образовательная деятельность в ДОУ проходит в основном в режиме

ближнего и частично дальнего зрения;

5. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении в

ограниченном пространстве;

6. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию

чувства жизни, добра, переживаний.

7. Игра зачастую теряет основной смысл для развития детей, которая

опиралась на двигательный процесс, активность, с образным мышлением,

подлинно развивающим смыслом, она стала носить образовательные цели и

лишь частично воспитательные.

8. Дети в детском саду перегружены образовательной деятельностью и для

свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже

работая в гибком режиме.

Благодаря данной технологии достигается :

· Гарантированный, фиксируемый результат улучшения здоровья ребенка.

· Повышение уровня успеваемости и эффективности образовательной деятельности.

· Психологический комфорт в образовательном учреждении.

Является самым эффективным способом профилактики нарушений в развитии позвоночника, близорукости, нервно-психических и сердечно-сосудистых стрессов, раннего остеохондроза и атеросклероза;

Повышает рейтинг и конкурентоспособность образовательного учреждения.

Позволяет привлечь дополнительные средства родителей и спонсоров, путем включения родителей в общую задачу улучшение здоровья детей.

Что же это за технологии? Рассмотрим их.

Первая технология – режим «динамических поз», или вертикализация

позы – самая простая. В. Ф. Базарный предлагает два варианта. Первый –

использование настольной конторки, второй – там, где это возможно менять

позу детей. За столами – сидя, стоя, на ковре – сидя, стоя, лежа. Идеально, и в

первом и во втором случае, дети стоят на массажных ковриках, в носочках.

В первом варианте –можно использовать столы с регулируемыми по высоте

ножками, часть занятия ребенок сидит, а другую - стоит за столом. Тем

самым сохраняется и укрепляется его телесная вертикаль, позвоночник,

осанка - основа энергетики человеческого организма.

Главное в этой технологии не продолжительность стояния, а сам факт

смены поз.

Под ноги кладем массажный коврик с раздражителями; на них дети

стоят без обуви.

Данный режим оказывает благоприятное влияние на следующие факторы:

- поддержание физической, психической, умственной сферы;

- имеет высокие показатели физического развития здоровья;

- повышается иммунная система;

- улучшаются ростовые процессы;

- развивается координация всех органов (зрительно - ручная, телесно -

координаторная, психоэмоциональная) ;

- снижается степень низкой склоняемости головы.

А массаж стоп имеет оздоравливающий эффект на весь организм в целом,

т. к. на стопе имеется проекция всех органов. Улучшается общее состояние,

стимулирует активные точки и зоны, повышает иммунную систему,

мобилизует внутренние силы организма, является прекрасным средством от

плоскостопия. Деткам очень нравиться ходить в носочках по своим

массажным коврикам, по дорожке здоровья. Им все это приносит огромную

пользу и удовольствие. На ковриках они не просто стоят, а выполняют

упражнения перекатывания с пяточки на носочек. Это так легко, просто,

доступно, результативно.

Следующая технология – построение образовательной деятельности

в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной

особенностью методики является то, что дидактический материал

размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность

зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.

Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То

снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки; то птицы

перелётные прилетели весной и т. д.

Такие виды деятельности, как обучение грамоте, арифметическим действиям, ознакомление с окружающей природой, художественное воспитание, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор. А творческий и вдумчивый воспитатель проявит искусство, изобретательность и применит данные технологии в любых режимных моментах.

Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки

поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает

работоспособность детей и снижает утомляемость, а также происходит формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных

функций. Для повышения активности детей можно использовать подвижные «сенсорно -дидактические подвески" ("сенсорные кресты", которые развешены под

потолком в группе. На них закрепляются различные учебные объекты (плоские и объемные геометрические фигуры, карточки по теме данного вида деятельности ( птицы : зимующие - перелетные; овощи - фрукты; транспорт и т. д.). Кроме того, карточки с заданиями и возможными вариантами ответов могут быть размещены в любой точке группы.

В ходе образовательной деятельности периодически обращаем внимание детей на

то или иное пособие, просим что - то найти, проанализировать, дать характеристику и

т. д.

Подвижный образ обучения позволяет увеличивать двигательную активность

детей. Этому способствуют дидактические игры с использованием всего

пространства в группе, например : "Найди лишнюю фигуру", "Найди предметы

определенной формы", "Найди предметы, в названии которых есть звук. ", "Найди

отгадку". Доказано, что дети запоминают образы. В сочетании с движением это -

стопроцентное усвоение материала. Все это - огромное количество заданий для

зрительного поиска. Дети, в свою очередь, встают, идут, ищут, находят и радуются

своим результатам. При этом лучше и легче усваивают материал.

Для повышения эффективности учебно-познавательного процесса можно использовать сенсорно-координаторные тренажи, с помощью меняющихся зрительно-

сигнальных сюжетов. Методика выполняется следующим образом. В четырех

верхних углах размещаем образно-сюжетные изображения. Это сцены из сказок,

сюжеты пейзажей из природы, из жизни животных. Все вместе картины составляют

единый сюжет. Средние размеры от 0,5 до 1 стандартного листа, а под каждой

картинкой размещается в соответствующей последовательности одна из цифр.

Дети, находясь в свободном стоянии, на массажных ковриках, начинают живо

фиксировать взгляд по команде на соответствующей цифре, картинке, цвете. Режим

счета задается в случайной последовательности и меняется через 30 секунд. Общая

продолжительность тренажа 1,5 минуты. Дети с огромным удовольствием выполняют

повороты в прыжке с хлопком, это вызывает положительный эмоциональный

всплеск.

Данный тренаж оказывает благоприятное влияние на развитие зрительно-

моторной реакции, скорости ориентации в пространстве, а так же реакцию на

экстренные ситуации в жизни. У них развивается зрительно-двигательная поисковая

активность, а так же зрительно-ручная и телесная координация. Дети становятся

зоркими, внимательными, и про них уже не скажешь, что они не видят дальше своего носа. Очень важно, чтобы каждый ребенок находился на своей рабочей дистанции,

которая определяется врачом-офтальмологом на начало года по результатам

обследования на предмет остроты зрения и рефракции на оба глаза. При отсутствии

врача – офтальмолога воспитатель, по утверждению доктора В. Ф. Базарного, может

сам провести обследование детей, используя упрощённый осмотр.

Все оформление в группе должно быть построено в режиме дальнего зрения, т. к. оно у детей до 11 лет находится в стадии интенсивного развития и главная особенность – наличие дальнозоркой рефракции.

Более того: "Природа-матушка рассчитала работу мышц наших глаз в режиме

дальнего зрения и лишь одна, цилиарная мышца работает в режиме ближнего

зрения" В. Ф. Базарный.

С целью смягчения неблагоприятных последствий воздействия фактора закрытых

помещений и ограниченных пространств можно использовать зрительно-

координаторные тренажи.

На потолке нарисован офтальмологический тренажер: схема универсальных

символов ("СУС", при этом цвета соответствуют следующим требованиям:

наружный овал – красный, внутренний – зеленый, крест коричнево - золотистый,

восьмерка - ярко-голубым цветом.

Есть несколько режимов выполнения данного тренажа.

Стоя на массажных ковриках, с вытянутыми вперед руками, под

музыку, дети поочередно обводят указательным пальцем траектории с

одновременным слежением за ним органом зрения, туловищем, руками. Данный

тренаж чаще выполняем после работы, которая требовала от детей приложения

усилий, т. к. она прекрасно снимает напряжение, расслабляет, снимает психическую

утомляемость и избыточную нервную возбудимость. Способствует

доброжелательности, улучшает чувство гармонии и ритма, развивает зрительно-

ручную координацию. А так же можно использовать лазерный лучик,

бабочку на конце указки

Спираль В. Ф. Базарного с цветком в центре и летящей бабочкой по спирали

является прекрасным зрительным тренажером для снятия напряжения.

В данной методике важен эмоциональный фон и применяют ее тогда, когда надо

растормошить детей. Повышается не только физическая, но и психическая

активность детей. У них развивается зрительно-двигательная поисковая активность, а

так же зрительно-ручная координация.

"Диаграмма" для разгрузки зрения можно разместить и на стене, где дети

прослеживают путь кота Леопольда, Смешариков и т. д.

Это прекрасно снимает напряжение с глаз, расслабляет, снимает психологическую

утомляемость. Эту диаграмму можно использовать для закрепления пространственных

представлений : вверх - вниз, вправо - влево.

90% всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов

зрения. Поэтому для профилактики близорукости и замедления ее прогрессирования

нужно использовать в своей работе гимнастику для глаз, разработанную В. Ф. Базарным.

По словам психоаналитиков, если эту гимнастику проводить регулярно, зрение у

человека восстанавливается полностью и он может отказаться от очков.

Вот некоторые элементы этой гимнастики.

1. расслабиться и подвигать зрачками слева - направо; затем справа налево;

повторить 3 раза;

2. медленно переводить взгляд вверх - вниз, затем наоборот; повторить 3 раза;

3. представить вращающийся перед вами обод велосипедного колеса и, наметив на

нем определенную точку, следить за вращением этой точки, сначала в одну сторону,

потом в другую; повторить 3 раза;

4. положить ладони одна на другую так, чтобы образовался треугольник, закрыть

этим треугольником глаза и повторить все упражнения в той последовательности,

какая описана выше; глаза под ладонями должны быть открытыми, но ладони. не

плотно лежащие на глазницах, не должны пропускать свет.

Все эти упражнения способствуют тренировке мышц глаз.

Еще один тренажер для глаз - геометрические фигуры разных цветов на белом

круге. Дети "оббегают" фигуры глазами по кругу слева - направо, сверху - вниз. Созерцание разных цветов повышает функциональную способность мозга,

помогает организму работать на более высоком энергетическом уровне. Кроме

того, каждый цвет выполняет определенную функцию.

Красный - активизирует психический процесс, согревает, если холодно,

вырабатывает интерферон.

Зеленый - цвет гармонии, равновесия, успокаивает.

Желтый - цвет радости, оптимизма; поднимает настроение, активизирует все

функциональные процессы.

Синий - тормозит все физиологические процессы, но активизирует химические.

Если в течение нескольких минут смотреть на цветные фигуры, то легко

снижается переутомление и активизируется работа мозга.

Во время непосредственно образовательной деятельности проводим

упражнения по методике Аветисова для увеличения зрения, расслабления

глазных мышц, расширения и полноты зрения, укрепления глазных мышц. Все

упражнения способствуют улучшению зрения.

Для расширения зрительных горизонтов и развития воображения детей

используем экологическое панно 2 * 2. Использование " экологического панно"

вносит огромную экспрессивность в развивающую среду. Экологическая стена

меняется с приходом нового времени года. На нем изображены пейзажи. У детей на глазах зимой кот ловит рыбу в пруду, а детки ее пересчитывают.

Осенью в реке плывут рыбки, а в небе летят птицы и каждый может принести

загадку или предмет. Дети сами подходят к панно и прикрепляют заданный

персонаж.

Образовательная деятельность проходит в игровой форме.

Дополнительно к панно можно изготовить атрибуты (картинки с

изображением животных, птиц, сказочных героев и т. д.). Крепеж осуществляется

за счет наклеенных на панно и картинки "липучек".

Панно будет многофункциональным, мобильным и очень легким в

использовании пособием. Его можно задействовать в различных видах деятельности

детей: экологическом воспитании, речевом, математическом развитии и т. д.

Панно используется для обыгрывания различных сюжетов, создания проблемных

ситуаций в ходе образовательной деятельности.

Образовательная деятельность по валеологии и беседы о здоровье дают

огромную результативность и дети осознанно заботятся о своем здоровье,

выполняя все приемы по оздоровлению организма.

Творческое сочетание здоровьеукрепляющих и здоровьесберегающих технологий

позволило увеличить плотность двигательной активности, улучшить физическое,

психическое, нравственное здоровье детей. Развивать функциональную зрелость всех

тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть всех школьных нагрузок.

Обучить детей искусству сохранения и укрепления здоровья. Повысить

работоспособность, внимательность, активность. Оказывать стимулирующее влияние

на психомоторную и умственную деятельность. У детей отмечается устойчивый

интерес к знаниям и самоконтроль. Они растут доброжелательными, внимательными,

заботливыми.

Литература

1. Зажигина О. А. Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

2. Коноваленко С. В., Кременецкая М. И. Развитие психо-физиологической базы речи у детей дошкольного возраста с нарушениями развития. – СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2012.

3. Крупенчук О. И., Воробьёва Т. А. Исправляем произношение: Комплексная методика коррекции артикуляционных расстройств. – СПб. : Издательский Дом «Литера», 2010.

4. Фадеева Ю. А., Пичугина Г. А., Жилина И. И. Игры с прищепками: творим и говорим. – М. : ТЦ Сфера, 2012.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Лэпбук в развивающей предметно-пространственной среде детского сада «Лэпбук» в развивающей предметно-пространственной среде детского сада Петрова Варвара Ильинична воспитатель МБДОУ ЦРР-Детский сад №26.

Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ Аналитическая справка предметно-пространственной развивающей среде в ДОУ по ФГОС ДО Дата проведения анализа: сентября 2016г Характеристика.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде Подготовила Е. К. Пономарёва - воспитатель МБДОУ «Центр развития ребёнка – Детский сад №8 «Звёздочка» города Няндома. «Требования к развивающей.

Пособия в предметно-пространственной развивающей среде для формирования и развития познавательного интереса у дошкольниковПособия в предметно-пространственной развивающей среде для формирования и развития познавательного интереса у дошкольников .

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды в старшей группе в условиях введения ФГОС» Подготовила воспитатель: Рындина Марина Митрофановна; МАОУ «ОК «Лицей №3» отделение дошкольного образования «Детский сад «Теремок» г. Старый.

Требования к развивающей предметно-пространственной среде ДОУ (ФГОС). Консультация для педагогов Консультация "Развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ Старший воспитатель: Гавриленко Н. В. Консультация для педагогов Требования.

Макет как один из элементов развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС доМакет как один из элементов развивающей предметно-пространственной среды в условиях ФГОС до Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, даёт возможность дошкольнику испытать и использовать.

Применение здоровье сберегающих педагогических технологий в режиме детского сада КОНСУЛЬТАЦИЯ для воспитателей Применение здоровье сберегающих педагогических технологий в режиме детского сада. Время проведения в режиме.

Проект создания предметно-развивающей среде в старшей группе в соответствии с ФГОС Актуальность проблемы. В детском саду создана предметно-развивающая среда, но она не отвечает в полной мере требованиям федерального государственного.

Требование к развивающей предметно-пространственной среде Требования к развивающей предметно-пространственной среды (ФГОС) Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение здоровье-сберегающих технологий в развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения ФГОС до
Опубликовано: 30 апреля 2018 в 07:05
+30Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение здоровье-сберегающих технологий в развивающей предметно-пространственной среде в условиях введения ФГОС до» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Саидова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 12.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД