Наталия Пугаева
Применение занимательных игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Свою работу по данной теме, я начала проводить с детьми младшего дошкольного возраста. Мною были опробованы и внедрены следующие моменты:
- умение учить радостно, без принуждения;
- проявление огромного терпения;
- умение играть и верить в игру;
- умение принимать и понимать любой ответ, предложение, решение ребёнка;
- умение чувствовать ребёнка с начала занятия;
- умение импровизировать;
- умение подчёркивать неповторимость, индивидуальность каждого ребёнка;
- умение не сравнивать одного ребёнка с другим;
- артистизм.
На этом этапе работы я сочетала практическую и игровую деятельность.
Публикация «Применение занимательных игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
В произношении детей младшего дошкольного возраста наблюдаются некоторые особенности:
1. Согласные произносятся смягчённо( «зюк»-«жук», «сарик»-«шарик»).
2. Шипящие звуки «ш», «ж», «ч», «щ» произносятся недостаточно чётко, часто заменяются свистящими: «Ш-С-Ф»(«сапка», «фапка»-«шапка»; «коска», «кофка»-«кошка», «Ж-З-В»(«зук», «вук»-«жук», «Ч-ТЬ-Ц»(«оцки», «отьки»-«очки»).
3. Звуки «л», «р» пропускаются или заменяются на другие(«лямпа», «ямпа»-«лампа»).
На НОД по развитию речи использовала занимательные игры и упражнения для групповой работы с детьми, а также игры и упражнения для индивидуальной работы с ребёнком. Например, упражнения для кистей рук («Фонарики», «Заготавливаем капусту», «Месим тесто», «Печём блины», «Шарик» и др.); упражнения условно статические для пальцев («Зайчик», «Ножницы», «Очки», «Вилка», «Человечек» и др.); упражнения для пальцев динамические («Семья», «Домик», «Пальчик-мальчик», «Цепочка» и др.).
Занимались артикуляционной гимнастикой, используя сказки о язычке: «Зоопарк», «Весёлая прогулка», «Приключения язычка»; игры на различение высоты голоса «Кто кричит?», «Теремок», «Колобок»; игры на развитие речевого слуха «Лягушкина семейка», «Раз, два, три за мною повтори» и др.
Для НОД использовала предметы окружающего мира: игрушки, овощи, фрукты, домашних и диких животных, посуду, одежду; заучивание стихотворений предлагала с опорой на сюжетный рисунок; включала загадки, физкультминутки.
За основу своей работы в младшей группе я взяла элементы из авторской программы Е. В. Колесниковой «От звука к букве». У каждого ребёнка есть рабочая тетрадь «Раз - словечко, два - словечко» Е. В. Колесниковой, которая является приложением к книге «Развитие звуковой культуры речи у детей 3-4 лет». Рабочая тетрадь предназначена для индивидуальных и групповых НОД. Для выполнения упражнений необходимы цветные карандаши.
В средней группе, организовывая НОД, я ставила перед собой следующие задачи:
- развивать фонематический слух;
- развивать графические навыки;
- развивать основы движения и мелкую моторику.
Работу по развитию фонематического слуха начинала с обучения детей умению интонационно произносить свистящие («с-сь», и др.). Шипящие («ш»,»ж», «ч», «щ», сонорные звуки («л-ль», «м-мь», «н-нь», «р-рь», к концу года детям предлагала взрывные, губные звуки («б-бь», «к-кь»). А так же обращала внимание на то, чтобы дети правильно произносили звуки.
Работа с изучаемым звуком происходила в 4 этапа, они последовательно сменяли друг друга, позволяя детям успешно усваивать программу:
1. Ребёнок слышит интонационно выделенный звук в словах и может сравнивать его со звуками окружающего мира;
2. Ребёнок сам произносит заданный звук в словах;
3. Ребёнок может произнести заданный звук изолированно;
4. Ребёнок может определить и назвать первый звук в слове.
Например, на первых занятиях в игровой ситуации дети различали на слух «песенку большого мотора» и «песенку маленького мотора», «песенку большого и маленького комара» и др. Детям очень нравится сравнивать звуки в словах со звуками окружающего мира.
Когда знакомила детей со слоговой культурой слова, то они прохлопывали и протопывали количество слогов в слове. Это вызывало положительные эмоции у ребят.
Использовала в работе четверостишья, стихотворения на изучаемый звук. Это позволяло чётко услышать звук и улучшить его произношение у детей.
Детям очень нравится отгадывать загадки, содержание и тематика которых подходили к занятию. (Игра «Загадки и отгадки»).
На НОД раздавала детям рабочие тетради Е. В. Колесниковой «Развитие фонематического слуха у детей 4-5 лет», где они самостоятельно выполняли игровые задания.
Проводила физкультминутки в виде занимательных игр и упражнений. Например : игра с мячом «Назови скорее», игры «Встреча друзей», «Зарядка», «Игра с пальчиками», «Зайке холодно сидеть» и др.
Для развития связной речи организовывала игры-занятия для ребё нка: чтение пиктографического текста (текст с помощью слов и картинок). Здесь ребёнок должен согласовать слово с другими словами в предложении. После чтения текста рассматривали картинки: сначала большую сюжетную иллюстрацию, затем маленькие фрагменты. Такие речевые игры учат детей внимательно слушать небольшой текст, рассматривать серию иллюстраций, составлять по ним связный рассказ, пересказывать небольшие произведения (по вопросам взрослого).
Таким образом, к концу учебного года у детей значительно улучшилось произношение, они стали реже допускать пропуски и замену звуков, окреп и стал более подвижным их артикуляционный аппарат, более развитым стало слуховое восприятие, фонематический слух.
В старшей группе, организовывая НОД по развитию речи, я старалась выполнить следующие задачи:
- развитие звуко - буквенного анализа у детей;
- развитие фонематического восприятия;
- подготовка руки ребёнка к письму.
Предметом изучения стали звуки и буквы русского алфавита по общепринятым группам (гласные, согласные, звонкие и глухие согласные, одиночные согласные, Ь и Ъ).
Каждое НОД начиналось с изучения звука, где дети учатся выделять звук из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, затем детям предъявляется буква, обозначающая изучаемый звук (Например, игры «Найди и обведи», «Определи место звука в слове», «Кто внимательный?», «Определи место буквы в слове», «Загадки и отгадки» и др.) Самое главное на этом этапе научить детей не путать понятие звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем.
Детям демонстрировала изображение образной буквы и весёлое стихотворение о ней, затем её печатное изображение (грамматический веер).
Ребята на НОД учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой, что позволяет им писать буквы одинаковой высоты и ширины, при письме сохраняется одинаковое расстояние между буквами. Это способствует развитию графических навыков (например, игры «Рисуем матрёшек, пишем букву А», «Рисуем мячи, пишем букву О» и др.). Детям нравится писать буквы в клетках, у них создаётся положительное отношение к процессу обучения.
По мере ознакомления с буквами дети учатся постепенно читать слоги. Это сложнейший процесс для детей 5 лет.
На этом этапе обучения (5-6 лет) не ставилась задача научить детей читать и писать, основной задачей являлось приобщение детей к материалу, дающему источник для воображения, затрагивающему эмоциональную сферу ребёнка. Для этого детям предлагала весёлые стихи, загадки, стихотворные тексты, игровые упражнения с буквами и звуками, что делает НОД весёлым и интересным (например, игры «Слоговые домики», «Допиши и прочитай», «Напиши правильно», «Подскажи словечко», «Ну-ка, буква, отзовись» и др.)
На каждом НОД проводила физкультминутки, на которых дети выполняют различные упражнения для рук, ног, туловища, пальцев, кистей рук. Для этого использовала весёлые стихи, связанные с темой занятия, требующие от детей выполнения различных движений соответственно тексту (например, игры «Слушай, делай», «Паровоз», «Мы бегаем кругом», «Зайка», «Влево-вправо» и др.)
При индивидуальной работе с ребёнком использовала серию книг для подготовки детей к школе. В них входят обучающие игры (например, «Послушай слова и скажи, какими звуками они отличаются?», «Произнеси слова правильно», «Как можно назвать предметы одним словом?», «К какой картинке относятся слова?» и др.)
С помощью игровых упражнений и игр развиваются все основные аспекты умственного развития ребёнка. Такие НОД с детьми позволяют расширить словарный запас ребёнка, развивают фонематический слух, речевое внимание, приносят детям немало минут приятного и полезного общения.
В своей работе с детьми по развитию речи использовала настольные дидактические игры (например «Умное домино. Буквы», «Лото. Профессии», «Лото. Буквы-цифры», «Лото. Загадки и отгадки», «Лото. В деревне» и др.)
В подготовительной к школе группе, я стремилась давать детям доступный материал, чтобы они могли легко ориентироваться в звуко- буквенной системе родного языка, чтобы они пытались и умели читать к 7 годам слоги, слова, небольшие стихи и тексты. Я старалась сделать НОД интересными для ребят, т. к. интерес вызывает желание глубже ознакомиться с объектом изучения. Этому способствуют задания и упражнения, игры для детей, содержание которых связано с разделами «ознакомление с окружающим миром», «времена года», «домашние и дикие животные», «цветы» и др. Эта тематика близка каждому ребёнку и доступна его пониманию.
Расширение и обогащение представлений ребёнка об окружающем мире осуществляла с помощью художественного слова. Художественные произведения использовала разных жанров, которые всегда были связаны с темой НОД :
- пословицы и поговорки (они обогащают речь и имеют воспитательное значение);
- литературные загадки (они пробуждают интерес к окружающему миру, а их разгадывание развивает мышление);
-стихотворения (они развивают и обогащают словарь ребёнка, оказывают воспитательное значение);
- рассказы (они способствуют не только расширению знаний и представлений об окружающем мире, но и воспитывают любовь к художественному слову, обогащают словарь ребёнка).
В своей работе я использовала методический и дидактический материал. На НОД раздавала каждому ребёнку рабочую тетрадь «Я начинаю читать» Е. В. Колесниковой. Детям очень нравились занимательные игры и упражнения в этой тетради, с ними они легко осваивали новый материал (например, «Напиши правильно», «Буквы рассыпались», «Читай и пиши», Что перепутал поэт?», «Разгадай кроссворд», «Объясни смысл пословицы» и др.). В каждую НОД пыталась включать задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму (например, «Допиши предложение», «Составь и напиши предложение знаками», «Нарисуй правильно», «Читай, думай, рисуй», «Раскрась правильно» и др.). Также в НОД включала занимательные упражнения для развития моторики рук, которые дети выполняли на физкультминутках. Игровые упражнения сопровождались чтением народных стихов- потешек, что создаёт благоприятный эмоциональный фон, способствует тренировке пальцев (например, пальчиковая гимнастика: «Шарик», «Пальчики», «Мальчик с пальчик», «Теремок», «Встреча друзей», «Зайчик», «Не зевай» и др.)
Для индивидуальной работы с детьми 6-7 лет использовала рабочую тетрадь «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет» Е. В. Колесниковой; «Ювентик в стране звуков и букв» Е. В. Колесниковой; прописи «Учимся красиво писать». Все эти пособия содержат учебно-игровые задания, которые способствуют углублению и расширению знаний о грамматике, развитию звуко- буквенного анализа.
Чтобы повысить интерес ребёнка к НОД, применяла наглядный материал : магнитная доска «Моя первая азбука»; демонстрационный материал и наборное полотно «Касса букв»; грамматический веер; сказочная азбука; настольные дидактические игры( «Лото. Весело учиться», умное домино «Составь слово», умное домино «Буквы» и др.)
В своей работе на НОД стремилась к тому, чтобы дети проявляли интерес к звучащему слову, чтению, письму; ориентировались в звуко-буквенной системе; понимали смыслоразличительную функцию звуков, букв; могли записывать слова печатными буквами; умели разгадывать загадки, ребусы, кроссворды; старались читать слова, предложения, небольшие тексты, понимали прочитанное, ориентировались в тетради, рисовали предметы в тетради.
Проводила консультации, беседы с родителями и рекомендовала им необходимую литературу для подготовки детей к школе, рассказывала о возрастных особенностях детей.
На всех этапах работы по развитию речи, мною были использованы занимательные игры и упражнения, которые можно разделить на следующие группы:
1. Игры и упражнения на расширение ориентировки в окружающем мире;
2. Игры и упражнения на формирование словаря;
3. Игры и упражнения на формирование звуковой культуры речи;
4. Игры и упражнения по формированию грамматического строя речи.
С помощью занимательных игр и упражнений развиваются все основные аспекты умственного развития, так как игровая деятельность является ведущей у детей дошкольного возраста.