Ольга Шабунина
Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ ПО СЕНСОРНОМУ РАЗВИТИЮ ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА.
«Чудесный мешочек»
Цель: закреплять знания детей о форме (куб, шар, кирпичик).
Дидактический материал : мешочек с предметами разной формы.
Методические приемы: определять на ощупь предметы.
«Определи на ощупь»
Цель: определение отличий знакомых предметов на ощупь; сравнение предметов на ощупь по длине, величине, ширине.
Публикация «Картотека дидактических игр и упражнений по сенсорному развитию для детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Дидактические игры
- Картотека игр для детей: дидактические, подвижные, народные...
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Сенсорные игры
- Средняя группа
- Темочки
Оборудование: непрозрачный мешочек и парные предметы, различающиеся одним признаком (длинный и короткий карандаши, большая и маленькая пуговицы, широкая и узкая линейки и т. д.).
Содержание: в непрозрачном мешочке находятся парные предметы. Ребенку предлагается на ощупь определить предмет и назвать его признаки: карандаш длинный; карандаш короткий; пуговица большая и т. д.
«Платочек для куклы»
Цель: определение фактуры материала на ощупь. Оборудование: непрозрачный мешочек; три куклы в разных платочках (шелковом, ситцевом, шерстяном).
Содержание: ребенок рассматривает кукол и ощупывает их платочки. Затем платочки складываются в непрозрачный мешочек. Ребенку предлагается на ощупь отыскать нужный платочек для каждой куклы.
«Узнай фигуру»
Цель: определение знакомых предметов на ощупь.
Содержание: предлагается на ощупь достать из мешочка предложенную фигуру.
«Найди пару»
Цель: нахождение одинаковых по фактуре материалов на ощупь.
Оборудование: пары пластин, оклеенных бархатом, наждаком, фольгой, вельветом, фланелью, шелком, бумагой.
Содержание: на столе находятся пары пластин. Ребенок закрывает глаза. Педагог просит его ощупать пластины и найти парные.
«Найди предмет указанной формы»
Цель: учить различать предметы по форме, различать и называть некоторые
геометрические фигуры; развивать зрительное восприятие, память, воображение, мелкую моторику, речь.
Оборудование: игровое поле, карточки с предметными картинками.
Игровое правило: брать только по одной карточке, находить ей нужное место
и только потом брать другую.
Ход игры:
Воспитатель рассматривает с ребенком игровое поле, обсуждает картинки : «Смотри, арбуз. По форме он напоминает круг. Арбуз круглый!» и т. д. Объяснить ребенку смысл игры: «Вот арбуз, он круглый. Найди подходящую карточку и положи ее сверху. Теперь давай найдем карточки, на которых изображены предметы круглой формы и закроем пустые клеточки. Какие рисунки ты выберешь? Правильно! Это арбуз, колесо, мяч и пуговица.»
Можно усложнить задание. Попросить ребенка подобрать карточки с подходящими картинками к геометрическим фигурам.
В процессе игры ребенок запомнит геометрические фигуры, научится различать их, сравнивать окружающие предметы по форме.
«Из каких фигур состоит предмет?»
Целью данной игры служит определение методом зрительного соотнесения, из каких геометрических фигур состоит изображенный на плоскости предмет, разучивание и закрепление основных цветов.
Интернет пестрит подобными играми. Я решила сделать свою, используя для изображения знакомые детям предметы и игрушки - кораблик, машинка, домик, елочка, жираф, цветок. Яркие цвета привлекают детей и помогают сохранить их внимание на протяжении игры.
Действие целесообразно сопровождать выразительной, обогащенной эпитетами речью. Например: "Посмотри, какая едет красивая разноцветная машина! У неё круглое красное колесо и круглое синее колесо. Правда, у нас весёлый автомобиль? А какой кузов! Разноцветные прямоугольники - синий и красный, желтый квадрат впереди. Я бы на такой машине не отказалась бы прокатиться. А ты хотел бы прокатиться на такой красивой машине?"
«Какая фигура лишняя?»
Цель: Тренировка внимания детей
Задачи:
-Закреплять знания о цветах;
-Закреплять знания о геометрических фигурах;
-Верно замечать ненужную фигуру и убирать её из ряда;
Ход игры: Проговорить с ребёнком, какие цвета он видит;
Подобрать и разложить их в соответствии с поставленной задачей:
Можно составить ряд из фигуры, где общим будет цвет, но один цвет будет иной. Ребенку нужно найти лишнюю фигуру и убрать её;
То же самое с фигурой: ряд из одной фигуры разных цветов, где одна фигура не подходит. Убрать лишнюю.
Можно также дать ребенку определенную последовательность фигур, чтобы он по аналогии еще составил ряд (ы);
Похвалить ребенка!
«Сравни предметы по высоте»
Цель игры: сравнение предметов по высоте.
Ход игры. Ребенку предлагается назвать находящиеся в комнате предметы, а затем сравнить их по высоте, выделив из них самый высокий и самый низкий.
«Самая длинная, самая короткая»
Цель игры: сравнение предметов по длине.
Разложить разноцветные ленты разной длины от самой короткой до самой длинной. Назвать ленты по длине: какая самая длинная, какая самая короткая, длиннее, короче, ориентируясь на цвет.
Варианты:
- сравнить ленты по нескольким признакам (длина и ширина, ширина и цвет и др.). Например: «зеленая лента самая длинная и узкая, а красная лента короткая и широкая».
«Разноцветные кружки»
Положить кружки друг на друга по порядку, начиная от самого большого, так, чтобы был виден цвет каждого последующего кружка. Назвать цвета.
Варианты:
- собрать одновременно две стопки кружков по разным параметрам: одну по убывающей величине, другую — по возрастающей величине.
«В какую коробку?»
Распределить пять видов игрушек разных размеров по пяти коробкам в зависимости от размера.
«Дальше — ближе»
По рисунку с изображением леса дети определяют, какие деревья ближе, какие - дальше.
«Какого цвета не стало?»
Цель: Выделение и название цвета.
Детям показывают несколько флажков разного цвета. Дети называют цвета, а
потом закрывают глаза. Педагог убирает один из флажков. Определить,
какого цвета не стало.
«Какого цвета предмет?»
Цель: предложить подобрать необходимый цвет для предмета.
Для игры необходимо иметь карточки с изображениями контуров предметов и
цветные карточки. Ребенку предлагают под карточку с изображением контура
предмета подложить карточку необходимого цвета. Например, под карточку с
изображением помидора — красную карточку, огурца — зеленую, сливы —
синюю, лимона — желтую и т. д.
«Собери гирлянду»
Цель: предложить по памяти собрать гирлянду из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
Педагог показывает элемент - образец части гирлянды, на которой дано определенное чередование цветов. Дети по памяти собирают гирлянды из разноцветных кружков в соответствии с образцом.
«Какие цвета использованы?»
Показывая детям изображения предметов разных цветов и их оттенков, учить различать два оттенка одного цвета, упражнять в употреблении слов, обозначающих цветовые оттенки: темно-красный, ярко-желтый, светло-коричневый и др.
Варианты:
детям демонстрируют панно с аппликационным изображением петуха. Педагог рассказывает: когда вырезали и наклеивали этого петуха, то использовали бумагу (ткань) пяти цветов, но каждый цвет двух оттенков: светлого (яркого) и темного. Предлагает внимательно рассмотреть детали и найти схожие цвета, но отличающиеся оттенками.
«Уточним цвет предмета»
Цель: учить различать и называть близкие цвета.
Педагог выставляет таблицы с изображениями двух растений, близких по цвету: помидор и морковь, мак и шиповник, незабудка и слива, роза и сирень, василек и баклажан и др. Предлагает назвать сходные цвета обоих растений: незабудки голубые, а сливы синие; мак красный, а шиповник розовый и т. д.
Дети учатся различать близкие цвета: красный -оранжевый, красный - розовый, синий - голубой и др.