Ткачева Татьяна
Применение в работе педагога-психолога цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)
▼ Скачать + Заказать документы
Применение в работе педагога-психолога цифровых образовательных ресурсов (ЦОР
1 слайд: Мы живем в XXI веке - веке информатизация. Современные информационные технологии все больше и больше внедряются в нашу жизнь, становясь необходимой частью современной культуры и образования. Компьютер – это необходимый помощник педагога-психолога, как в работе с детьми, так и в работе с родителями, с педагогами.
Что такое цифровой образовательный ресурс – сокращенно ЦОР? И чем он отличается от ИКТ?
Публикация «Применение в работе педагога-психолога цифровых образовательных ресурсов (ЦОР)» размещена в разделах
2 слайд: Аббревиатура «Цор» расшифровывается как цифровой образовательный ресурс». То есть – некий содержательно обособленный объект, предназначенный для образовательных целей и представленный в цифровой, электронной, «компьютерной» форме.
Аббревиатура «ИКТ» расшифровывается как «информационно-коммуникативные технологии».
3 слайд: Информационно-коммуникационные технологии позволяют успешно решать ряд общих и специальных задач педагога – психолога :
1. Деятельность педагога – психолога в совокупности с работой других участников педагогического процесса выстраивается в парадигму требований к современному образованию.
2. Внедрение современных компьютерных технологий в образование позволяет повысить продуктивность и эффективность деятельности педагога – психолога.
3. Использование ИКТ - это повышение уровня комфортности в обработке и предоставлении информации о результатах диагностики учащихся и педагогов.
4. Активизация познавательной деятельности участников образовательного процесса (как детей, так и взрослых – педагогов и родителей) к предъявляемой педагогом-психологом информации
5. Формирование психологической грамотности.
4 слайд: Информационно-коммуникационные технологии используются во всех видах деятельности педагога-психолога :
1. психодиагностика;
2. коррекционно-развивающая работа;
3. психологическое просвещение и профилактика;
4. консультационная работа;
5. методическая работа.
1. Психодиагностика.
Автоматизация методики диагностирования стимулирует у воспитанников и обучающихся интерес к психологическим исследованиям, способствует личностному развитию, формированию их учебной, личностной и профессиональной мотивации.
В помощь психологу могут служить следующие электронные ресурсы :
I. Ресурсы диагностики с автоматической обработкой результатов :
1. Электронные учебники.
2. Профессиональные тест-тренажеры на web-серверах.
Электронная система тестирования делает психодиагностическую работу более продуктивной.
1. Диагностика может осуществляться как у одного, так и у группы учащихся по единому или разным критериям.
2. Электронная система тестирования автоматически обрабатывает результаты теста, что существенно сокращает время и затрачиваемые силы педагога – психолога.
3. Просмотр и обсуждение результатов могут быть произведены сразу после завершения тестирования.
5 слайд: Проведем небольшое онлайн - тестирование на тему: «Каким психологом ты можешь быть?»
Перейдите, пожалуйста, по ссылке и ответьте на вопросы.
https://testometrika.com/business/what-kind-of-psychologist-would-you-be/
Вот вам первый наглядный пример использования Цифрового образовательного ресурса.
II. Ресурсы диагностики c наглядным воспроизведением:
6 слайд: - Интерактивные доски (Legamaster Board с функцией MultiTouch или SMART Board) (использование в начальной школе)
- Презентации в программе Microsoft PowerPoint, Open Office Impress.
Далее результаты диагностики можно обработать при помощи электронных таблиц.
Электронные таблицы (Microsoft Excel, Open Office Calc) – незаменимое и очень эффективное средство для автоматизации обработки результатов психодиагностики, первичного числового анализа полученных данных, наглядного представления их в виде графиков и диаграмм.
2. Коррекционно-развивающая работа.
7 слайд: Использование интерактивного психолого – педагогического инструментария в коррекционно-развивающей работе :
• тренажеры электронных учебников;
• аудиокниги;
• развивающие компьютерные игры для соответствующего возраста
• презентации в программе Microsoft PowerPoint, Open Office Impress
Коррекционно-развивающий мультимедийный инструментарий направлен на развитие сенсомоторных, перцептивных и высших психических функций (памяти, внимания, мышления); при коррекции основных личностных, поведенческих и эмоциональных нарушений (агрессивности, замкнутости, страхов и др.)
3. Психологическое просвещение и профилактика.
8 слайд: Программы для создания презентаций (Microsoft Power Point, Open Office Impress) широко используются в просветительской работе педагога-психолога.
Сфера применения презентационных пакетов достаточно разнообразна :
• Выступление специалиста на педагогическом совете,
• Лекторий для родительских собраний.
• Психолого-педагогические семинары и конференции.
• Психологическое просвещение.
Кроме того, в любую презентацию можно вставить музыкальное сопровождение или видеофайл, например, фрагмент кинофильма.
Любое выступление, сопровождаемое презентацией, воспринимается с большим интересом, лучше запоминается.
4. Консультационная работа.
9 слайд: Консультационная работа с использованием информационных технологий может рассматриваться как работа с участниками образовательного процесса (как детей, так и взрослых – педагогов и родителей) через сеть Интернет на личном сайте педагога – психолога или сайте образовательного учреждения. Консультация проводится при помощи форума или системы «вопрос - ответ».
5. Методическая работа.
Сетевые ресурсы интернета предоставляют широчайшие возможности для общения педагога-психолога с коллегами, с родителями и учащимися:
• Online конференции;
• Семинары и вебинары;
• профессиональные блоги и форумы;
• сообщества в социальных сетях;
• специализированные рассылки на электронный адрес психолога;
• общение с помощью интернет-мессенджеров
10 слайд: Таким образом, полноценное осуществление педагогом-психологом профессиональной деятельности невозможно без использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) и информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Мобильность, быстрота, своевременность работы педагога-психолога в модели взаимодействия всех субъектов образовательного пространства осуществляется при помощи компьютеризации, информатизации, программно-методического обеспечения психологической службы.
Литература:
- Антошин М. К. Учимся работать на компьютере. – Москва: Айрис-пресс, 2007.-120с.
Будунов Г. М. Компьютерные технологии в образовательной среде : «за» и «против». – Москва: АРКТИ, 2006.-58с
Носс, И. Н. Руководство по психодиагностике. – Москва: Изд-во Института психотерапии,2005.-60с. –
Соловьева Д. Компьютерные технологии для психолога // Школьный психолог 2009.-№ 24. с. 8-10.