Юлия Лапина
Применение технологий закаливания в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Оздоровительная работа с дошкольниками в последние десятилетия приобрела особую актуальность, что связано со стабильной тенденцией ухудшения здоровья всего населения России, в том числе и детей. Причин тому много: это социальные, экологические, политические факторы и пр. В связи с этим ныне принимаются меры для изменения ситуации: развивается сеть оздоровительных центров и спортивных клубов, разрабатываются и апробируются на практике новые оздоровительные методики, адаптируются к современным условиям хорошо известные и забытые методы, формы, а также средства оздоровления.
Технология -
Публикация «Применение технологий закаливания в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
• различные формы и методы, которые мы используем в своей работе.
• некая совокупность приемов работы педагога
• это закономерность в использовании определенных приемов в работе, подчиненная единой цели.
• Результаты работы по технологии можно отследить, провести диагностику.
• Главная цель в воспитании и образовании дошкольников - это сохранение здоровья. Решению этой цели подчинены многие задачи, которые решает педагог в процессе своей деятельности. Педагоги в детских садах учат детей культуре здоровья, как ухаживать за своим телом, то есть осознанному отношению к своему здоровью, безопасному поведению.
• Задача оздоровительных мероприятий в дошкольном учреждении - поддерживать, развивать и укреплять защитные силы организма ребенка, приучать противостоять неблагоприятным факторам внешней среды. Активно содействует этому закаливанию; оно повышает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям, возникновение которых связано с простудой.
• Начинать закаливание надо постепенно.
• Это и есть первое правило закаливания : постепенность процесса. Искусственно ускорять его опасно - эффект может оказаться прямо противоположным.
• Второе правило - систематичность (непрерывность) воздействия на организм. Только таким методом создаются устойчивые рефлексы.
• Третье правило - индивидуальный подход. Нужно учитывать индивидуальные особенности ребенка, возраст, состояние его здоровья, подготовленность к тем или иным закаливающим мероприятиям.
Закаливать можно лишь совершенно здорового ребенка.
Все закаливающие процедуры должны проводиться так, чтобы не вызывать у детей отрицательного к ним отношения.
1. "Рижский" метод закаливания
(от 1,5 до 4 лет)
Три дорожки из грубого полотна (мешковина, дерюга и пр.) шириной 0,4 м и длиной 1,5 м. :
Одна из них смачивается в 10% растворе поваренной соли комнатной t.
Другая в чистой воде такой же t.
Третья дорожка остается сухой.
Дети шаркающим шагом проходят по очереди по всем дорожкам. Прохождение можно повторить 2-3 раза и совместить его с хождением по ребристой доске или по "Дорожке Здоровья".
Закаливание повышает сопротивляемость организма к респираторным заболеваниям.
2. Обширное умывание
Настоящий метод используется нами в группах для детей в возрасте от 4 до 7 лет.
Обтирание производится смоченной в воде рукавичкой, ткань которой должна удовлетворять следующим условиям: хорошо впитывать воду, не быть слишком мягкой. Желательно, чтобы рукавички были хорошо смочены, но вода не должна с них капать.
После обтирания тело растирают сухим полотенцем. Обтирание сопровождается легкими массирующими движениями, а массаж всегда делают от периферии к центру, в следующей последовательности:
на счет "1" - растираем грудь круговыми движениями по часовой стрелке;
на счет "2" - кисти рук обтираем до плеча снизу вверх;
на счет "3" - растираем ноги в направлении от стопы до колена;
на счет "4" - одновременно обеими руками обтираем шею в направлении от затылка к подбородку;
на счет "5" - обтираем лицо и уши.
По окончании влажного обтирания тело ребенка растирается сухим полотенцем до легкого покраснения.
В начале обучения данной закаливающей процедуре детям помогают взрослые (воспитатель, помощник воспитателя, медсестра). Далее все этапы дети выполняют самостоятельно.
3. "Дорожка Здоровья"
Полоса из легкостирающейся ткани с нашитыми на нее мелкими предметами: пуговицы, бусинки, плетенные веревочки, шнуры и другие объемные предметы, безопасные для ребенка.
Можно использовать коврик для ванной типа "травка".
Подобные дорожки используют для профилактики плоскостопия и являются активными раздражителями рецепторов, находящихся на стопе ребенка.
4. Хождение босиком
Технически самый простой нетрадиционный метод закаливания, одновременно является хорошим средством укрепления свода стопы и связок.
Начинаем хождение босиком при t земли или пола не ниже +18.
Сначала - в носках в течение 4-5 дней, затем - босиком по 3-4 минуты.
Время процедуры увеличиваем ежедневно на 1 мин. и доводим до 20-25 мин.
5. Контрастные воздушные ванны в сочетании с "Рижским" методом
После дневного сна. Длится 12 - 13 минут и имеет характер перебежек из "холодной" комнаты в "теплую" с обязательным музыкальным сопровождением.
Во время сна детей в спальном помещении открываются окна, и температура воздуха доводится до +13 +16 градусов.
После пробуждения дети просыпаются и выполняют физические упражнения. Затем следует пробежка в комнату, где температура воздуха достигает +21 +24 градуса.
Деятельность детей в "теплой" комнате:
- ходьба по коврику, смоченному в солевом растворе;
- ходьба по дорожке, смоченной в чистой воде;
- ходьба по сухому коврику;
- ходьба по "Дорожке Здоровья".
Затем дети перемещаются в "холодную" комнату, где под руководством педагога выполняют физические упражнения, танцевальные элементы, играют в подвижные игры
Количество перемещений из одной комнаты в другую должно быть не менее 6 раз с пребыванием в каждой по 1 - 1.5 минуты. Вся процедура заканчивается перебежкой из в "холодную", где проводятся дыхательные упражнения.
Комплексы оздоровительной гимнастики после дневного сна
• гимнастика в постели;
• профилактика плоскостопия и нарушений осанки;
• дыхательная гимнастика;
• индивидуальная или дифференцированная оздоровительная работа;
• водные процедуры.
составляются на две недели (интерес детей поддерживается).
Пока ребенок спит, взрослый создает условия для контрастного закаливания ребенка : готовит «холодную» температура в ней с помощью проветривания снижается вначале на 3-5 градусов по сравнению с «теплой» комнатой.
Пробуждение: под звуки плавной музыки, громкость которой медленно нарастает.
Гимнастика в постели (2-3 минуты) : бодрствованию: потягивание, поочередное и одновременное поднимание и опускание рук и ног, элементы самомассажа, пальчиковой гимнастики, гимнастики для глаз и т. п.
• Важно исключить резкие движения
Ребенок переходит в «холодную» комнату босиком и в трусиках.
Корригирующая ходьба (на носках, на пятках, с высоким подниманием колен, в полуприседе, в полном приседе, на внешней стороне стопы, с перекатом с пятки на носок, по корригирующим дорожкам) или комплекс упражнений, направленных на профилактику плоскостопия.
Группы от 3 до 4лет
• 1. Утренняя гимнастика в группе.
• 2. Точечный массаж по методике Уманской до или после завтрака.
• 3. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения
• 4. Физкультурные занятия + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
• 5.«Чесночные» киндеры
• 6. Аромаотерапия (лук, чеснок)
• 7. Прогулки: дневная; вечерняя
• 8. Оптимальный двигательный режим.
• 9. Гимнастика в кровати, после сна «Мы проснулись».
• 10. Закаливание. Топтание по дорожкам здоровья (с разной поверхностью)
• 11. Элементы обширного умывания
Группы от 4 до 5 лет. Приём детей на улице (при температуре до -15°)
• 1. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале)
• 2. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака
• 3. Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
• 4. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения.
• 5. Чесночные «киндеры»
• 6. Аромотерапия (лук, чеснок)
• 7. Прогулки: дневная, вечерняя
• 8. Оптимальный двигательный режим
• 9. Гимнастика пробуждения «Мышки-шкряботушки».
• 10. Закаливание : рижский метод
• 11. Обширное умывание, ходьба босиком
Старшие и подготовительные группы (5-7 лет)
• 1. Приём детей на улице (при температуре до -15°-18°)
• 2. Утренняя гимнастика (с мая по октябрь – на улице, с октября по апрель – в зале по графику)
• 3. Точечный массаж по методике Уманской до завтрака
• 4. Физкультурные занятия в зале + динамический час на прогулке 1 раз в неделю
• 5. Физкультминутки во время занятий, профилактика нарушения зрения, массаж ушных раковин.
• 6. Чесночные «киндеры»
• 7. Аромотерапия (лук, чеснок)
• 8. Прогулки: утренняя; дневная; вечерняя
• 9. Оптимальный двигательный режим
• 10. Гимнастика после сна
• 11. Закаливание : рижский метод, ходьба босиком по дорожкам здоровья (на профилактику) плоскостопия
• 12. Обширное умывание.
В осенне-зимний период:
• утреннее умывание, подмывание детей, мытье рук перед едой, мытье ног перед сном.
• обливания ног водой, ножных ванн и рекомендуемой для ослабленных детей ежедневной процедуры - обтирание ног полотенцем, смоченном прохладной водой. Обливать ноги водой лучше сразу после сна. После обливания ноги обсушивают и хорошо растирают полотенцем.
Начальная температура воды для местных процедур 28 °. Спустя неделю: уменьшение через каждые 1-2 дня на 1-2 °, снижая ее до 16 °.
• В целях закаливания можно применять контрастные обливания ног: непосредственно за обливанием теплой (36 °.) водой на ноги льют прохладную воду.
• Для более сильного действия: способ контрастных процедур: резкие колебания температуры воды: от 38 ° в одном тазу, а в другом тазу температура воды с 3534° понижается каждые 2-4 дня на 1 -2 °. И достигает к концу периода 20 °.
• Закаливающее влияние оказывает систематическое полоскание рта и горла водой комнатной температуры. Эта процедура предупреждает развитие кариеса, ангины.
Рекомендации
• Для закаливания : естественные факторы природы – воздух, солнце, воду. Приучайте малышей с ранних лет к свежему воздуху, холодной воде, воспитывайте у них умение преодолевать трудности.
• Необходимо помнить, что положительный эффект от закаливания вы получите только в том случае, если оно будет проводиться систематически, без перерывов, с соблюдением всех требований врача и с учётом индивидуальных особенностей каждого ребёнка.
• Нужно знать, что длительный перерыв в закаливании (более 2-3 недель) вновь повышают чувствительность организма к охлаждению. Поэтому после болезни ребёнка продолжать закаливающие процедуры надо с более высоких температур, чем те, которые были достигнуты перед болезнью.
• Необходимо учитывать возраст, состояние здоровья, индивидуальные особенности ребёнка, его настроение. Постепенно проводить закаливающие процедуры, меняя их виды, в зависимости от сезона и погоды.