Елена Теплякова Валентиновна
Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Введение
В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения использую как на занятиях, так и вне занятий с определенной группой детей или индивидуально. В нашей группе предусмотрено тематическое планирование занятий, т. е. в течение недели изучается определенная лексическая тема, например «Дикие животные» - по этой теме уточняем, обогащаем, активизируем словарь, а так же развиваем связную речь детей, а это не всегда интересно, поэтому используем игры и упражнения по развитию речи. К каждой лексической теме подобраны и изготовлены соответствующие игры, которые помогают детям более успешно запомнить предложенный материал.
Публикация «Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Старшая группа
- Темочки
Игра для дошкольников – основной вид деятельности. Через игру ребёнок осваивает предметный мир, знакомится с различными действиями, осваивает разнообразные роли. Во время игры приобретает знания об окружающем мире. Для ребёнка игра – дело серьёзное. Физиолог Х. Хогленд писал: «Понимание атома – это детская игра по сравнению с пониманием детской игры». В игре ребёнок проявляет себя как личность. В ней он удовлетворяет основные свои потребности и желания, особенно в общении, познании. Как сосредоточен он в игре, увлечён![3]
Воспитание звуковой культуры речи
В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Особенно остро вопросы совершенствования работы по воспитанию звуковой культуры речи встают в связи с переходом к школьному обучению.
Воспитатель, проводя со старшими дошкольниками усложненные варианты игр, рекомендованных для детей более младших возрастов, закрепляет их знания о том, что слово звучит, т. е. оно состоит из звуков, что звуки разные, их может быть в слове мало или много и располагаются они в определенной последовательности. Во время упражнений детям предоставляется возможность активно использовать уже усвоенные ими знания о слове и самостоятельно составлять задания, связанные со звучащим словом, для своих сверстников.
Новые упражнения со звучащим словом требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, формируют оценочное отношение к выполнению заданий.
По мере освоения детьми звуковой стороны слова обостряется их внимание к уже известным словам: «А почему мы говорим лук и лук, звучат одни и те же звуки, а это
совсем разные вещи – лук, из которого стреляют, и лук, который едят?», «Почему в слове уж мало звуков, а в слове журавушка много?», «А кто придумал слова?», «А у нас соседка говорит вместо тепло – тёпло. Почему взрослые говорят неправильно?» Такие вопросы – свидетельство того, что дети размышляют о языке, проявляют интерес к осмыслению языковых особенностей, это свидетельство возросших интеллектуальных и речевых возможностей детей.
Следующая ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова – слоговой анализ слов. Экспериментальные данные свидетельствуют о возможности обучения слоговому анализу слова детей старшей группы.
Работа воспитателя со старшими дошкольниками предполагает также и формирование у них умения анализировать слоговую структуру слова, выделять слоги в слове. Шестилетний ребенок должен знать, что слово имеет части – слоги, что количество их разное и расположены они в слове в определенной последовательности, что один слог – ударный. Воспитателю нужно научить детей членить слово на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги двух-трех-сложные слова с открытыми слогами (ли-са, ли-си-ца).[4]
Ознакомление с окружающим и формирование словаря
Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. [1]
Предлагаю несколько игр, которые помогут сделать процесс обучения более увлекательным и успешным.
«Найди пару» (Рисунок 1)
Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.
Игровой материал:
1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5 – 7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.
2. Предметные картинки, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:
коза – коса мишка – мышка кит – кот
трава – дрова крыша – крыса усы – осы
катушка – кадушка каска – маска ком – сом
уточка – удочка мак – рак дом – дым
«Построим пирамиду» (Рисунок 2)
Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах.
Игровой материал:
1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда) : внизу 3 квадрата для трехсложных слов, выше – 2 для двухсложных и наверху – 1 для односложных слов.
1. Предметные картинки: на односложные слова (сом, рак, ключ, тигр и т. д.); на двухсложные слова (коза, кошка, баран, чашка и т. д.); на трехсложные слова (собака, корова, сапоги, тарелка и т. д.).
«Включи телевизор» (Рисунок 3)
Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех, упражнять в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах)
Игровой материал:
1. Изображение телевизора, в нижней части которого наклеены два длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв; за экраном – карман (для демонстрации картинок).
2. Предметные картинки и карточки с буквами.
3. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.
«Ателье» (Рисунок 4)
Цели:
1. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя – осенняя, летняя – весенняя).
2. Активизировать в речи детей прилагательные : полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая.
3. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.
Игровой материал:
1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др.
2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).
«Кто как зимует» (Рисунок 5)
Цели:
1. Активизация, обогащение словаря по теме «Дикие животные» (жилище, внешние признаки, поведение).
2. Учить правильно употреблять предлоги (в, под, на).
3. Составление предложений по демонстрационным действиям.
Игровой материал:
1. Потолочная плитка, на которой изображен зимний лес. В некоторых местах «леса» сделаны прорези (в дереве, под кустом, в сугробе, в них изображены животные (белка, заяц, медведь).
2. Крышки для закрывания прорезей.
«Составь предложение» (Рисунок 6)
Цели:
1. Обогащение и активизация словаря детей.
2. Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление простых – в, на, к, из, за и т. д. и сложных – из-под, из-за и т. д. предлогов).
3. Учить составлять предложения различного типа.
Игровой материал:
1. Предметные картинки
2. Схематическое изображение предлогов.
Список литературы
1. Г. С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи : Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / Под ред. В. В. Гербовой. – М. : Просвещение, 1988
2. Г. А. Тумакова Ознакомление дошкольника со звучащим словом : Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1991
3. Развитие речи. – М. : Мой Мир ГмбХ & Ко. КГ, 2006 Автор-составитель А. Х. Бубнова.
4. А. И. Максаков, Г. А. Тумакова Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1979