Папки-передвижки

Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста

Елена Теплякова Валентиновна
Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Введение

В своей работе я очень часто использую различные игры и упражнения по развитию речи детей старшего дошкольного возраста. Игры и упражнения использую как на занятиях, так и вне занятий с определенной группой детей или индивидуально. В нашей группе предусмотрено тематическое планирование занятий, т. е. в течение недели изучается определенная лексическая тема, например «Дикие животные» - по этой теме уточняем, обогащаем, активизируем словарь, а так же развиваем связную речь детей, а это не всегда интересно, поэтому используем игры и упражнения по развитию речи. К каждой лексической теме подобраны и изготовлены соответствующие игры, которые помогают детям более успешно запомнить предложенный материал.

Публикация «Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Игра для дошкольников – основной вид деятельности. Через игру ребёнок осваивает предметный мир, знакомится с различными действиями, осваивает разнообразные роли. Во время игры приобретает знания об окружающем мире. Для ребёнка игра – дело серьёзное. Физиолог Х. Хогленд писал: «Понимание атома – это детская игра по сравнению с пониманием детской игры». В игре ребёнок проявляет себя как личность. В ней он удовлетворяет основные свои потребности и желания, особенно в общении, познании. Как сосредоточен он в игре, увлечён![3]

Воспитание звуковой культуры речи

В понятие «звуковая культура речи» входит не только правильное звукопроизношение, но и отчетливое произнесение звуков, слов, фраз, хороший темп речи, ее громкость, а также речевой слух. Полноценное развитие этих сторон речи – необходимое условие подготовки ребенка к обучению грамоте. Особенно остро вопросы совершенствования работы по воспитанию звуковой культуры речи встают в связи с переходом к школьному обучению.

Воспитатель, проводя со старшими дошкольниками усложненные варианты игр, рекомендованных для детей более младших возрастов, закрепляет их знания о том, что слово звучит, т. е. оно состоит из звуков, что звуки разные, их может быть в слове мало или много и располагаются они в определенной последовательности. Во время упражнений детям предоставляется возможность активно использовать уже усвоенные ими знания о слове и самостоятельно составлять задания, связанные со звучащим словом, для своих сверстников.

Новые упражнения со звучащим словом требуют от детей большой интеллектуальной и речевой активности, повышают их интерес к слову, формируют оценочное отношение к выполнению заданий.

По мере освоения детьми звуковой стороны слова обостряется их внимание к уже известным словам: «А почему мы говорим лук и лук, звучат одни и те же звуки, а это

совсем разные вещи – лук, из которого стреляют, и лук, который едят?», «Почему в слове уж мало звуков, а в слове журавушка много?», «А кто придумал слова?», «А у нас соседка говорит вместо тепло – тёпло. Почему взрослые говорят неправильно?» Такие вопросы – свидетельство того, что дети размышляют о языке, проявляют интерес к осмыслению языковых особенностей, это свидетельство возросших интеллектуальных и речевых возможностей детей.

Следующая ступень ознакомления ребенка со звуковой стороной слова – слоговой анализ слов. Экспериментальные данные свидетельствуют о возможности обучения слоговому анализу слова детей старшей группы.

Работа воспитателя со старшими дошкольниками предполагает также и формирование у них умения анализировать слоговую структуру слова, выделять слоги в слове. Шестилетний ребенок должен знать, что слово имеет части – слоги, что количество их разное и расположены они в слове в определенной последовательности, что один слог – ударный. Воспитателю нужно научить детей членить слово на слоги, составлять слова из слогов, делить на слоги двух-трех-сложные слова с открытыми слогами (ли-са, ли-си-ца).[4]

Ознакомление с окружающим и формирование словаря

Слово – основная единица языка, и совершенствование навыков речевого общения невозможно без расширения словарного запаса. Словарная работа тесно связана с ознакомлением ребенка с миром вещей, явлений, их свойствами, качествами. [1]

Предлагаю несколько игр, которые помогут сделать процесс обучения более увлекательным и успешным.

«Найди пару» (Рисунок 1)

Цель: Упражнять детей в подборе слов, отличающихся друг от друга одним звуком, развивать фонематический слух.

Игровой материал:

1. Диск, разделенный на две половины, по краю которого в верхней и нижней частях наклеено одинаковое количество кругов из бархатной бумаги (по 5 – 7 штук). На диск прикреплена двойная стрелка, которую удобно передвигать.

2. Предметные картинки, подклеенные с обратной стороны бархатной бумагой или фланелью:

коза – коса мишка – мышка кит – кот

трава – дрова крыша – крыса усы – осы

катушка – кадушка каска – маска ком – сом

уточка – удочка мак – рак дом – дым

«Построим пирамиду» (Рисунок 2)

Цель: Упражнять детей в определении количества слогов в словах.

Игровой материал:

1. Изображение пирамиды из квадратов (в 3 ряда) : внизу 3 квадрата для трехсложных слов, выше – 2 для двухсложных и наверху – 1 для односложных слов.

1. Предметные картинки: на односложные слова (сом, рак, ключ, тигр и т. д.); на двухсложные слова (коза, кошка, баран, чашка и т. д.); на трехсложные слова (собака, корова, сапоги, тарелка и т. д.).

«Включи телевизор» (Рисунок 3)

Цель: Упражнять детей в определении первого или последнего звука в словах, в составлении слов из выделенных звуков (трех-четырех, упражнять в чтении слов из трех-четырех букв (в логопедических группах)

Игровой материал:

1. Изображение телевизора, в нижней части которого наклеены два длинных кармана один под другим для предметных картинок и букв; за экраном – карман (для демонстрации картинок).

2. Предметные картинки и карточки с буквами.

3. Картинки для телеэкрана: шар, ком, сом, рак, кит, кот, роза, ваза, утка.

«Ателье» (Рисунок 4)

Цели:

1. Упражнять детей в классификации предметов одежды по сезонному признаку (зимняя – осенняя, летняя – весенняя).

2. Активизировать в речи детей прилагательные : полосатая, клетчатая, шелковая, ситцевая, шерстяная, байковая, тонкая, толстая, гладкая, блестящая, шероховатая.

3. Учить связно описывать предмет, изображенный на картинке.

Игровой материал:

1. Конверты из картона с прорезанными силуэтами одежды: пальто, куртки, платья, сарафана, юбки, рубашки, халата, брюк, шорт и др.

2. Лоскуты разной ткани, наклеенные на картонные прямоугольники (по количеству детей).

«Кто как зимует» (Рисунок 5)

Цели:

1. Активизация, обогащение словаря по теме «Дикие животные» (жилище, внешние признаки, поведение).

2. Учить правильно употреблять предлоги (в, под, на).

3. Составление предложений по демонстрационным действиям.

Игровой материал:

1. Потолочная плитка, на которой изображен зимний лес. В некоторых местах «леса» сделаны прорези (в дереве, под кустом, в сугробе, в них изображены животные (белка, заяц, медведь).

2. Крышки для закрывания прорезей.

«Составь предложение» (Рисунок 6)

Цели:

1. Обогащение и активизация словаря детей.

2. Совершенствование грамматического строя речи (понимание и употребление простых – в, на, к, из, за и т. д. и сложных – из-под, из-за и т. д. предлогов).

3. Учить составлять предложения различного типа.

Игровой материал:

1. Предметные картинки

2. Схематическое изображение предлогов.

Список литературы

1. Г. С. Швайко Игры и игровые упражнения для развития речи : Книга для воспитателя детского сада: Из опыта работы / Под ред. В. В. Гербовой. – М. : Просвещение, 1988

2. Г. А. Тумакова Ознакомление дошкольника со звучащим словом : Пособие для воспитателя детского сада / Под ред. Ф. А. Сохина. – М. : Просвещение, 1991

3. Развитие речи. – М. : Мой Мир ГмбХ & Ко. КГ, 2006 Автор-составитель А. Х. Бубнова.

4. А. И. Максаков, Г. А. Тумакова Учите, играя: Игры и упражнения со звучащим словом. Пособие для воспитателя детского сада. – М. : Просвещение, 1979

Публикации по теме:

Дидактические игры по развитию устной речи для детей старшего дошкольного возраста 1. «НАЙДИ СЕБЕ ПАРУ». Цель. Учить детей вслушиваться в звучание слов; упражнять в самостоятельном назывании слов и чётком произношении звуков.

Игры по развитию речи детей младшего дошкольного возраста «Догадайся, что звучит» Цель: Познакомить детей со звуками окружающего мира, их вычленять и узнавать. Ход: Воспитатель показывает предметы.

Использование дидактической игры в формировании грамматически правильной речи у детей старшего дошкольного возраста Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление детей об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать.

Картотека дидактических игр «Дидактические игры по развитию речи старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №7 «Журавлик» «Дидактические игры по развитию речи.

Конспект по развитию речи детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в осень» Программное содержание: Обобщить знания детей о растительном мире родного края. Формировать осознанное действенное отношение к природе родного.

Консультация «Дидактические игры по формированию грамматического строя речи детей старшего дошкольного возраста» Уважаемые родители! Предлагаю вашему вниманию перечень игр по формированию грамматического строя речи, которые помогут Вашему ребёнку преодолеть.

Лэпбук по развитию речи для детей старшего дошкольного возрастаЛэпбук по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста На каждом возрастном этапе ребенка родителям и нам,педагогам, важно ничего не упустить в развитии речи детей. Дети старшего дошкольного.

Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Рекомендации для родителей по развитию речи детей старшего дошкольного возраста Шестой год жизни – хочу всё знать! Вот ваш ребёнок и переходит.

Роль дидактических игр в развитии речи детей старшего дошкольного возраста «Игры по звуковой культуре речи» Известно, что ведущая роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит семье. Именно в семье закладываются первые знания и умения ребенка.

Театрализованные игры как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст – это период, когда ребенок должен научиться содержательно, грамматически правильно, связно и последовательно излагать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 4 февраля 2019 в 16:36
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Игры по развитию речи детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Елена Теплякова Валентиновна (УИ 1821476) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД