Куриченкова Елена Валентиновна
Применение технологии правополушарного рисования для детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Правополушарное рисование для детей с ОВЗ
(слайд 1)
Тема моего доклада: «Применение технологии правополушарного рисования для детей с ОВЗ. Будем ли мы рисовать! Конечно да. После небольшой теоретической части я проведу мастер-класс и попробую доказать вам, что для создания простой картины совсем не обязательно иметь талант, как многие считают, нужно только знать секрет, но об этом позже.
(слайд 2)
Темочки:
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Правополушарное рисование
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Рисование. ВСЕ материалы
- Темочки
(клик 1)Итак, что же такое правополушарное рисование? Какое волшебство скрывается за этими тремя буквами ППР? И чем оно отличается от обычного рисования?
Термин правополушарное рисование становится все более популярным в наши дни. Сейчас чуть ли не на каждом курсе по рисованию предлагают познакомиться с этой техникой.
На первый взгляд может показаться, что за таким сложным названием
скрывается какая-то очень специфическая техника. А на самом деле все намного проще.
(клик 2)Основоположницей метода правополушарного рисования принято считать
доктора наук Бетти Эдвардс, которая в 70-х годах ХХ века описала основные
принципы рисования с задействованием функций правого полушария мозга в своей книге «Художник внутри вас».
(клик 3) Концепция метода основана на выводах ученого, нобелевского лауреата Роджера Сперри, который утверждал, что правое и левое полушария мозга используют контрастные способы обработки информации и действуют
самостоятельно, хотя и дополняют друг друга.
Посмотрите на экран (слайд 3)
Что вы увидели? Когда вы смотрите на картинку, каждое полушарие мозга воспринимает совершенно разные образы. Левое видит вазу, а правое – два симметричных лица, смотрящих друг на друга. Если сразу удалось разглядеть вазу и два лица, значит, вы умеете управлять деятельностью правого и левого полушария.
(слайд 4)
Давайте попробуем определить, за что же отвечает каждое полушарие нашего мозга. (Выслушать предположения).
(клик 1) Левое полушарие отвечает за логику, контроль, анализ, речь, схемы, инструкции, правила, закономерности и пошаговость.
(клик 2) А правое отвечает за интуицию, творчество, цвет, ритм, воображение, спонтанность, эмоциональность, мечты, чувства.
В жизни мы чаще полагаемся на левое полушарие, мы привыкли думать, планировать каждый свой шаг. И если рассматривать рисование классическое или академическое, то, чему учат в художественной школе, то это левополушарное рисование. Потому что мы действуем четко по инструкции, нам шаг за шагом показывают как рисовать, где расположить свет и тень, как правильно заштриховать, чтобы получился объем.
А если мы делаем неверный шаг, нам говорят, что это неправильно. И в нашей голове появляется мысль: «У меня ничего не получится». Так зарождается боязнь чистого листа, и мы находим себе оправдания в словах : «А мне не дано, у меня не получится, рисовать могут только талантливые».
Вернемся к Бетти Эдвардс. Она утверждает, что если на время «отключить» левую зону мозга и вовлечь в работу правую (что с легкостью делают дети, у взрослых это получается с трудом, то человек сможет увидеть реальность под непривычным углом и проявить свои творческие способности в полной мере. Кроме того, она твердо убеждена, что научиться рисовать, также как, например, читать и писать, может любой человек. Главное – выработать привычку наблюдать и избавиться от страха белого листа.
Вы скажете, что плохого в логике! И в чем же преимущество ППР?
(слайд 5)
При интуитивном (правополушарном) рисовании снимаются внутренние
зажимы, напряжение, снижается уровень стресса, а главное - выключается
«внутренний критик», пропадает страх перед чистым листом. Рисование
превращается в терапию. Правополушарное рисование, как прием арт-терапии позволяет получать удовольствие от процесса, улучшать настроение, самовыражаться через рисунок, развивать творческие способности, проявлять индивидуальность.
В чем польза правополушарного рисования для детей с ОВЗ?
Мы знаем, что у детей с ОВЗ наблюдаются следующие недостатки, которые в той или иной мере мешают общему развитию ребенка.
Это повышенная утомляемость, тревожность, перепад настроения, неуверенность, заниженная самооценка, плохо развитая мелкая моторика.
Занятия с применением правополушарной техники рисования помогают справиться с этими проблемами. Поскольку, как я уже говорила, они имеют некий терапевтический эффект.
(слайд 6)
Использование техники правополушарного рисования :
помогает раскрыть творческие способности детей;
снимает стресс и страх;
уравновешивает эмоциональную сферу;
повышает уверенность в себе и способность легко усваивать материал; развивает коммуникативные и трудовые навыки.
Перед тем как мы начнем рисовать небольшое лирическое отступление.
Как я пришла к правополушарному рисованию. Мне всегда нравилось рисовать самой и учить рисовать детей. И вот в год, когда КОВИД запер нас по домам, я случайно на просторах интернета наткнулась на онлайн-марафон по рисованию.
(Слайд 7)
Я попробовала, меня заинтересовала эта техника. Я посетила несколько мастер-классов. Картины нарисованные дарила друзьям. Накопилась целая папочка.
(Слайд 8)
А потом я задумалась, что если попробовать эту технику с детьми. Прошла онлайн-курс «Преподаватель ППР для детей». Попробовала порисовать с младшим сыном.
(Слайд 9)
А потом с детьми подготовительной группы.
Постепенно я стала использовать технологию ППР на занятиях по доп. образованию. 4-й год я преподаю в кружке «Танцующая кисточка».
Детям очень нравится. Особенно фотографироваться со своими работами.
(слайд 10,11)