Елена Шишкова
Применение техники сказкотерапия педагогом-психологом в коррекционной работе с детьми
▼ Скачать + Заказать документы
В современном обществе на ребёнка обрушивается огромный поток информации, стремление родителей улучшить финансовое благополучие семьи и как следствие отсутствие их внимания к своим детям, и у детей возникает трудность в усвоении норм этого мира. А в силу своего возраста они выбирают в качестве психологической защиты те эмоциональные и поведенческие реакции, которые уже усвоили и которые способны обратить на них внимание: агрессия, замкнутость, капризы, страхи и другие.
Публикация «Применение техники сказкотерапия педагогом-психологом в коррекционной работе с детьми» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2021
В соответствии с Законом «Об образовании» здоровье детей относится к приоритетным направлениям государственной политики в сфере образования.
Одна из основных задач ФГОС ДО, которую призвана решить система образования - это охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе и их эмоциональное благополучие.
Современная педагогика ищет новые пути, инновационные технологии работы с дошкольниками. Одним из видов такой технологии является здоровьесберегающая технология - сказкотерапия.
Сказкотерапия – это молодое перспективное течение в прикладной психологии, которое широко используется в настоящее время в дошкольной педагогике и производит оздоровительный эффект на дошкольников.
Изучению сказки уделяли внимание многие теоретики и практики социаль-но-педагогического процесса, такие как З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, А. Маслоу, Э. Гидденс, М. Вебер, Г. Зиммель, К. Роджерс и другие.
Под влиянием сказкотерапии ребёнок корректирует своё поведение мягко и без потрясений. С ее помощью можно воспитывать, преодолевать негативные черты характера и поведения ребёнка, использовать с детьми, которые испытывают затруднения не только в физической и поведенческой сфере, но и эмоциональной.
Вследствие чего, использование здоровье сберегающих технологий особенно актуальны для детей с ОВЗ (для детей с ограниченными возможностями здоровья). Так как эти дети имеют различного рода нарушения, и испытывают затруднения не только в физической и поведенческой сфере, но и в эмоциональном развитии.
Таким образом, в коррекционной работе с детьми ОВЗ рекомендуется ис-пользовать метод сказкотерапия для развития эмоциональной сферы, а так же в целях профилактики и решения проблемных ситуаций.
Цель: применение техники - сказкотерапия в коррекционной и профилактической работе с детьми ОВЗ.
Через сказкотерапию решаются такие задачи как:
• знакомство и приобщение к литературе,
• способствует мотивации детей к той или иной деятельности (к обучению в школе, к творчеству, к помощи взрослым и др.)
• способствует развитию речи, воображению, мышлению,
• способствует устранению проблем эмоционально-волевого контроля поведения и таких неблагоприятных качеств как: нерешительность, страхи, снижению агрессивности, оказание помощи в адаптации к ДОУ.
Если систематизировать все те функции, то получим, что посредством сказки, происходит:
• Воспитание хороших человеческих качеств. На примере героев сказки ребёнок учится быть добрым, смелым, искренним, порядочным, достигать своих целей и любить ближних.
• Мягкое обучение без насилия. Из сказок ребёнок узнает что-то новое, ранее неведомое. (несёт обучающуб функцию).
• Проживание эмоций. Слушая сказку, ребёнок сопереживает героям, может плакать и смеяться вместе с ними. Он учится различать эмоции и чувства, озвучивать их, называть своими именами. Все это в значительной мере пригодится ему во взрослой жизни.
• Привитие извечных ценностей. Сказка в доступной малышу форме учит понимать и различать, что хорошо, а что плохо, где добро, а где зло. Она объясняет, почему важно быть честным, добрым и справедливым, и что добро все равно побеждает.
• Понимание мира вокруг и отношений между людьми. Ребёнку нужно ви-деть, что вокруг него – огромный мир, он полон всего интересного и пока неизведанного. И у каждого в этом мире есть своё место. И, конечно же, на примерах героев малыш знакомится с моделями взаимоотношений между людьми, а, значит, в будущем будет готов строить их сам.
• Мягкая коррекция поведения ребёнка. В сказкотерапии существует специ-альный вид сказок – коррекционные сказки. Они призваны помочь ребёнку справиться с трудностями в поведении, заменяя их более эффективными формами поведения.
Работа педагога-психолога с детьми ОВЗ в данном направлении:
1. Диагностика эмоциональной сферы детей
2. Использование на занятиях элементов по изучению и распознанию эмоций, эмоциональных состояний
3. Применение терапевтических сказок, направленных на решение проблем-ных ситуаций (предстоящее обучение к школе, снижений нарушений в по-веденческой и эмоциональной сферы и т. д).
4. Разработка для родителей рекомендаций по эмоциональному воспитанию и развитию детей с ОВЗ (стендовая информация, памятки, сайт)
5. Повышение компетентности педагогов по данной теме (разработка памяток, буклетов, информация на сайте)
Предполагаемый метод образовательной технологии в деятельности педагога-психолога актуален в дошкольном образовании.