Евгения Мордовина
Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ
В настоящее время ведущей целью подготовки к школе по ФГОС ДО стало формирование у дошкольника качеств, необходимых для овладения учебной деятельностью — любознательности, инициативности, самостоятельности, произвольности, творческого самовыражения ребенка и др. Это значит, что «учение» необходимо сделать мотивированным, воспитывать желание у ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути решения. «Лучшее правило – не слишком управлять…» - т. е. чем меньше мы управляем детьми, тем более активную позицию они занимают в жизни. Способствуют этому развивающие педагогические технологии, в том числе социо-игровая.
Публикация «Применение социо-игровой технологии на занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2017
Суть социо-игровой технологии можно раскрыть в шести самых основных правилах и условиях:
Микрогруппа– уникальное условие для детской самостоятельности. Она позволяет ребенку самому ставить цель своих действий, искать решение, вступать в отношения «Ребенок-сверстники». При игровом делении на микрогруппы можно использовать: считалки, разрезные картинки, по цвету глаз, по цвету одежды, кто приехал на машине, а кто пешком, кто на каком этаже живет и т. д. Такое деление позволяет настроить ребенка на дальнейшую работу.
Смена лидерства – в процессе выполнения задания участвует вся группа: дети обсуждают, общаются между собой. Но представлять выполненное задание нужно только одному: кому – решают сами дети, выбирает представителя через голосования, либо по считалочке. Представителей группы может быть несколько. Такая форма работы позволяет не скучать активным детям, а также помогает набраться опыта более скромным, неуверенным в себе детям, и в дальнейшем также выступать в роли лидера группы.
Движение детей – это также один из важнейших составляющих компонентов социо-игровой технологии. Во время работы группы дети могут свободно перемещаться по группе: меняются микрогруппы, дети выполняют задание, отправляют посыльного (представителя, ищут варианты выполнения заданий и т. д. В социо-игровой технологии перемещение детей - неотделимый атрибут. Можно сказать, что если во время занятия дети сидели на стульчиках или двигались очень мало, то социо-игровая технология не состоялась.
Смена темпа и ритма. Каждый ребенок работает в своем темпе. Социо-игровая технология также это предусматривает, и дети имеют возможность действовать в своем темпе и ритме. В зависимости от игры или задания, детям либо дается определенный промежуток времени на его выполнение, и дети начинают и заканчивают действовать по сигналу. Либо может быть другой вариант: каждый ребенок в микрогруппе может действовать в своем темпе, как ему удобно. Тогда более активные дети дожидаются более медлительных.
Интеграция нескольких видов деятельности. Социо-игровая технология не исключение. Это неотъемлемая часть любой технологии в настоящее время. Один из девизов социо-игровой технологии : «если погнаться за 133 зайцами, то глядишь, с десяток и наловишь».
Воспитатель – партнер, советчик – это тоже один из важных моментов социо-игровой технологии, при котором, воспитатель занимает позицию партнера по отношению к ребенку. На занятиях о том, что правильно, а что нет – судит в основном педагог. И это стало нормой, не воспринимается как проблема в обучении. Но если посмотреть на ситуацию с другой стороны: это своего рода «суд» над детьми, который устраивает педагог. Если воспитателям на своих занятиях брать на себя роль советчика, то, это положительно сказывается на отношениях педагога с детьми.
Социо-игровая технология применяется как в непосредственно-образовательной деятельности, так и при организации свободной деятельности детей. Это дает возможность объединить детей общим делом или совместным обсуждением индивидуальной работы и превращением ее в коллективную.
В рамках данной технологии педагоги ставят перед собой следующие задачи: создать условия для развития приятельских отношений между детьми, для формирования в них нового состояния - состояния ровесничества; научить детей общаться; сделать образовательный процесс более увлекательным для детей; способствовать развитию у них активной позиции, самостоятельности, творчества; воспитывать у детей желание узнавать новое.
В социо-игровой технологии используются следующие виды игр :
Игры для рабочего настроя используются в утренние часы для положительного психологического настроя, которые помогают замкнутым детям вступить в контакт со сверстниками. В начале занятий как своеобразный ритуал, чтобы дети могли настроиться на совместную деятельность, общение.
Для смены мизансцен, для снятия усталости, перехода от одного вида деятельности к другому используются игры- разминки, игры-разрядки.
Это могут быть знакомые физкультурные минутки, игры малой подвижности, хороводныеигры, атакже специальные игры, предложенные авторами социо-игровой технологии.
В утренние часы, на прогулках, между занятиями можно использовать игры социо-игрового приобщения к делу, которые включают задания, каждое из которых легко может быть выполнено и нагружено материалом. Целью этих игр является выстраивание деловых взаимоотношений педагога с детьми и детей друг с другом.
Некоторые игры используются как для делового настроя, так и как игры-разминки, и как игры социо-игрового приобщения к делу, в зависимости от целей, которые ставит перед собой и детьми воспитатель.
Игры творческого самоутверждения имеют свою специфику и применяются при самостоятельной деятельности детей, вначале с участием воспитателя, далее играют только дети. Творческая активность входит как непременное условие в каждую из представляемых групп игровых заданий-упражнений.
На прогулке и в свободной игровой деятельности эффективно использовать вольные игры, проводимые на «воле». Они включают в себе такие игровые задания, выполнение которых требует достаточного простора и свободы передвижения. Цель игр – физически активный и психологически эффективный отдых.
Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. В результате этой работы у детей развивается любознательность, реализуются познавательные потребности, дети знакомятся с разными свойствами окружающих предметов, с законами жизни природы и необходимостью их учёта в собственной жизнедеятельности, преодолевается застенчивость, развивается воображение, речевая и общая инициатива, повышается уровень познавательных и творческих способностей. Социо-игровой стиль учит активных детей признавать мнение товарищей, а робким и неуверенным детям дает возможность преодолеть свои комплексы и нерешительность.
Воспитанники могут реализовать себя как личность, проявлять лидерские качества, ощущать помощь сверстников, быть на равных, развивать познавательный интерес и творческую деятельность.
Список использованных источников
1. А. П. Ершова, В. М. Букатов / Карманная энциклопедия социо-игровых приемов обучения дошкольников: справочно-методическое пособие воспитателей и подготовительных групп детского сада /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий, 2008.
2. А. П. Ершова, В. М. Букатов / Возвращение к таланту /– СПб: Образовательные проекты; М: НИИ школьных технологий,2008.
3. Букатов В. М. Шишел – мышел, взял да вышел. Настольная книга воспитателя по социо – игровым технологиям в старших и подготовительных группах детского сада с методическими разъяснениями, неожиданными подсказками и невыдуманными историями. – СПб. : Образовательные проекты, М. : НИИ школьных технологий, 2008.
4. Игры для детского сада. Развитие талантов ребенка через игру. Иллюстрированный словарик игровых приемов / Под общей редакцией В. Букатова – Москва, Сфера, 2009.