Елена Аксамитова
Применение здоровьесберегающих технологий для дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Применение здоровьесберегающих технологий для дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ
Основной задачей музыкального воспитания является развитие эмоциональной сферы и совершенствование музыкально-эстетических чувств у детей. Следует отметить, что дошкольники с ОВЗ — это дети с нереализованными возрастными особенностями, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают от принятых психологических норм для данного возраста. Почти у каждого имеются речевые нарушения. Дыхание и работа артикуляционного аппарата у таких детей слабое и не позволяет мне, как музыкальному руководителю, получать хорошие результаты в вокально-речевой и музыкально-ритмической двигательной активности. Поэтому очень важно активно внедрять в свой педагогический процесс наиболее эффективные технологии здоровьесбережения.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий для дошкольников с ОВЗ на музыкальных занятиях в ДОУ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Здоровьесберегающие технологии-это система мер, направленных на улучшение здоровья участников образовательного процесса.
На музыкальных занятиях привычные виды деятельности, развивающие творческие способности и музыкальность можно разнообразить с пользой для здоровья. Пример: слушание музыки и разучивание текстов песен можно перемежать с игровым массажем, самомассажем или пальчиковой игрой. Перед пением – заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок с целью профилактики простудных заболеваний.
Речевые игры сопровождаются музыкально-ритмическими движениями, игрой на музыкальных инструментах, а танцевальную импровизацию совместить с музыкотерапией.
Пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку, координацию, уверенность движений. Так появилась музыкально – оздоровительная система, соединяющая традиционные музыкальные занятия с оздоровительными мероприятиями.
В каждое свое музыкальное занятие я включаю следующие здоровьесберегающие технологии:
валеологические песенки-распевки;
дыхательная гимнастика;
артикуляционная гимнастика;
оздоровительные и фонопедические упражнения;
игровой массаж; пальчиковые игры;
речевые игры;
музыкотерапия;
психогимнастика;
ритмопластика.
Все эти элементы легко вписываются в процесс занятия, а так как воспринимаются детьми как игра, приносят большой эмоциональный заряд и профилактическую пользу.
Ход занятия и внедрение в него здоровьесберегающих технологий.
В начале занятия, после небольшой ритмической разминки, исполняется валеологическая песенка-распевка, состоящая из звуков мажорной гаммы, которая должна поднять настроение, задать позитивный тон к восприятию окружающего мира, улучшить эмоциональный климат на занятии, подготовить голос к пению. Простые интересные, добрые тексты, в основном-приветствия (начало занятия-нужно всем поздороваться).
Во второй части занятия проводится обучение пению. Именно здесь используется большая часть здоровьесберегающих технологий. Для пения нужно подготовить голосовой и артикуляционный аппарат, разбудить и правильно настроить связки ребенка. Восстановить дыхание после музыкально-ритмических занятий в первой части занятия.
Дыхательная гимнастика положительно влияет на обменные процессы, играющие важную роль в кровоснабжении, в том числе и легочной ткани; способствует восстановлению центральной нервной системы; улучшает дренажную функцию бронхов; восстанавливает нарушенное носовое дыхание; исправляет развившиеся в процессе заболеваний различные деформации грудной клетки и позвоночника. При систематическом её использовании повышаются и развиваются певческие способности, так же нужно не забывать напоминать и объяснять детям о правильной осанке, о том, что на вдохе не надо втягивать живот, поднимать плечи вверх.
Артикуляционная гимнастика – повышается уровень развития речи детей, певческих навыков, улучшается музыкальная память, внимание. Основная часть артикуляционной гимнастики - выработка качественных, полноценных движений органов артикуляции, подготовка к правильному произнесению фонем. Упражнения способствуют тренировке мышц речевого аппарата, ориентированию в пространстве, учат имитации движений животных.
Оздоровительные и фонопедические упражнения проводятся для укрепления хрупких голосовых связок детей, подготовки их к пению, профилактики заболеваний верхних дыхательных путей. Разработки В. Емельянова, М. Картушиной способствуют развитию носового, диафрагмального, брюшного дыхания, стимулированию гортанно-глоточного аппарата и деятельности головного мозга. В работе используются оздоровительные упражнения для горла, интонационно-фонетические (корректируют произношение звуков и активизируют фонационный выдох) и голосовые сигналы доречевой коммуникации, игры со звуком.
Пальчиковые игры – занимают важное место на музыкальных занятиях. Эти игры позволяют разминать, массировать пальчики и ладошки, благоприятно воздействуя на все внутренние органы, развивают речь, повышают координационные способности рук (а это положительно влияет на развитие мелкой моторики и подготовку к письму, рисованию). Они развивают двигательные качества, соединяют пальцевую пластику с выразительным мелодическим и речевым интонированием, формируют образно-ассоциативное мышление на основе устного русского народного творчества, так как в текстах часто используются простые народные потешки, песенки, считалки. Пальчиковые игры проводятся под музыку, можно сопровождать иллюстрацией, картинкой, показом игрушки.
После всех этих подготовительных упражнений можно уже приступить и непосредственно к пению. Но для детей с ОВЗ интереснее (и полезнее) подбирать песенный материал с выполнением небольших движений под текст.
Для этого используются речевые игры, которые сопровождаются движениями, звучащими жестами (хлопки, притопы). Тексты простые, соответствующие возрасту. В этих играх текст поется или активно декламируется хором. Это положительно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи, двигательной активности детей. Речевые игры позволяют детям укрепить голосовой аппарат и овладеть всеми выразительными средствами музыки. Речевое музицирование необходимо, так как музыкальных слух развивается в тесной связи со слухом речевым. Используются детские музыкальные инструменты (свистульки, дудочки, шумовые инструменты, металлофоны, звучащие жесты, движение, сонорные и колористические средства. Кроме того, формирование речи у человека идет при участии жестов, которые могут сопровождать, украшать и даже заменять слова.
Последняя часть музыкального занятия снова двигательная-танец, музыкальные двигательные игры. В эту часть тоже очень органично вписываются здоровьесберегающие технологии- игры с движением, психогимнастика и ритмопластика.
Игры с движением-это продолжение предыдущих речевых игр, только проводятся они уже не сидя на стульчиках, а с выполнением общей моторики. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности. Использование речевых игр на музыкальных занятиях эффективно влияет на развитие эмоциональной выразительности речи детей, двигательной активности.
Психогимнастика-обязательные коротенькие упражнения, вызывающие удовольствие и восторг у детей-это снятие эмоционального напряжения, обучение ауторелаксации, обучение умению изображать образы выразительно и эмоционально, ребенок с помощью психогимнастики учится выражать и свое настроение и состояние. Слушание правильно подобранной музыки повышает иммунитет детей, снимает напряжение и раздражительность, головную и мышечную боль, восстанавливает спокойное дыхание.
Ритмопластика-развивает чувство ритма, музыкальный вкус и слух, умение правильно и красиво двигаться, укрепляет различные группы мышц и осанку, развивает умение чувствовать и передавать характер музыки.
Опыт работы показал, что использование здовьесберегающих технологий отвечает современным требованиям, стоящими перед музыкальным воспитанием и дает максимально положительные результаты музыкально-оздоровительной работы:
Повышение уровня развития музыкальных и творческих способностей детей;
Стабильность эмоционального благополучия каждого ребенка с ОВЗ;
Повышение уровня речевого развития;
Снижение уровня заболеваемости;
Стабильность работоспособности во всех сезонах года, независимо от погоды;
Улучшение физического и умственного развития детей с ОВЗ;
У детей значительно возрастает интерес к проводимым музыкальным занятиям.