Людмила Никулина
Применение сказкотерапии в процессе физического развития в старшем дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Сказкотерапия – это интеграционный метод развития личности объединяющий различные методы обучения в единую форму.
Сочетание технологий физического развития дошкольников с методом сказкотерапии стимулирует эмоциональное включение ребенка в сказку и становится основой для идентификации с ее героями. Двигательный материал имеет строгую подчинённость сюжету сказки - линию, основной материал которой показывается движениями. Таким образом, сказка становится средством повышения двигательной активности детей в процессе физического воспитания.
Публикация «Применение сказкотерапии в процессе физического развития в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах
Старший дошкольный возраст характеризуется высокой потребностью в общении, творческой деятельности, в этом возрасте у детей более активно функционирует воображение, а ведущим видом деятельности является игра, что в совокупности еще раз подтверждает актуальность применения метода сказкотерапии при организации работы по физическому воспитанию.
Проблема формирования двигательной активности детей актуальна и применение метода сказкотерапии является инновационным методом в работе с детьми дошкольного возраста в процессе физического воспитания, который может доступно и ненавязчиво воздействовать на ребёнка.
Новизна опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий в физкультурно – оздоровительной деятельности средствами метода сказкотерапии, традиционным применением которому является речевое развитие дошкольников.
Основной формой организованного и продуктивного использования сказкотерапии для развития двигательной активности детей являются физкультурные занятия. Во-первых, метод сказкотерапии я использую в качестве закрепление сюжета уже знакомой детям сказки. Дети, следуя сюжету сказки, выполняют физические упражнения в роли героев сказки или проходят испытания с известным им персонажем. Во-вторых, исследуемый метод позволяет изучить новые сказки, сюжет которых поддается интеграции с физическими упражнениями. Моя задача в данном случае - подобрать соответствующие сказки, что, как показал опыт, не вызывает сложностей, так как большинство сказок можно аннексировать с физическими упражнениями. Мотивом выполнения активных физических действий детей на занятиях является эмоциональная привлекательность героев сказок. Дети представляют образ того или иного персонажа и стараются как можно лучше, выразительнее передать его. Образ помогает также качественно выполнять основные движения («лиса - всему краса» - ходьба с гордой осанкой).
Сказка - это удивительное по силе психологического воздействия средство работы с внутренним миром человека, мощный инструмент развития. Сказка окружает нас повсюду. Конкретный язык сказок открывает детям путь наглядно - образного и наглядно - действенного постижения мира человеческих отношений, что вполне адекватно психическим особенностям дошкольников.
При проведении занятий я придерживаюсь основных правил:
1. При проведении занятий использовать кабинеты/помещения с большой площадью, и с наличием больших размеров ковра на полу.
2. В процессе расслабления (сидя, лежа, стоя) следить, чтобы дети не двигались, не разговаривали, не мешали друг другу.
3. В процессе занятия предоставлять детям возможность говорить о своих ощущениях, но иногда предлагать молча «послушать себя».
4. Использовать текст сказки как связующее звено между упражнениями и создавать определенную психологически комфортную атмосферу.
5. Повторять сказки через определенные промежутки времени.
6. Делить (условно) сказки на простые и сложные, но все же занятия строить не по типу «от простого к сложному».
7. Все атрибуты сказок, любую наглядность, музыкальные произведения варьировать и заменять другими, упрощать или усложнять.
8. Стремиться к прочувствованию ритма и темпа занятия.
9. Необходимо помнить, что все, выполняемое детьми (слова, движения, даже импровизации) является успешным, удачным, наилучшим и прекрасным. Важно, чтобы дети чувствовали себя свободными, раскрепощенными, чтобы верили в себя и собственные силы.