Галина Петрова
Применение сказки в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи
▼ Скачать + Заказать документы
В последние годы наблюдается устойчивый рост нарушений речи у детей. Причем, характер речевых патологий стал сложнее и, в основном, имеет комбинированную форму: у детей одновременно нарушаются речь, развитие высших психических функций, состояние общей и мелкой моторики, ориентирование в пространстве, эмоционально-волевая сфера, творческая активность. Если эти нарушения вовремя не исправить в детском возрасте, то затем возникают трудности общения с окружающими, мешая детям в полной мере раскрыть свои природные способности и интеллектуальные возможности. Всё это подтолкнуло к поиску методов и форм в коррекционной работе.
Публикация «Применение сказки в коррекции речевых нарушений у детей с тяжелыми нарушениями речи» размещена в разделах
Сказка является наиболее универсальным, комплексным методом воздействия в коррекционной работе. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, т. к. формирует веру в позитивное разрешение проблем. И наконец, сказка лечит душу! Знания о мире, о философии жизни передавались из уст в уста, переписывались, читались, впитывались испокон веков. Сегодня мы соотносим с этим явлением термин – сказкотерапия. Сказкотерапия - метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. Именно в нашей стране, в Санкт-Петербурге, открыт первый Институт сказкотерапии, в котором разрабатывается методология комплексной работы со сказкой для детей, имеющих отклонения в развитии.
Все дети с нарушениями речи быстро отвлекаются, утомляются, не удерживают в памяти задания. Не всегда доступны детям логические и временные связи между предметами и явлениями. Именно эти особенности речевых нарушений диктуют основную цель использования приёмов сказкотерапии : всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов.
Для работы с детьми, имеющими тяжёлые нарушения речи, включение элементов сказкотерапии позволяет решать разнообразные задачи:
Коррекционно-образовательные задачи : развивать речь (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам); развитие фонематического восприятия; работа над артикуляцией, автоматизацией, дифференциацией звуков, введением их в свободную речь; совершенствование слоговой структуры слова; уточнение структуры предложения; совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам)
Коррекционно - воспитательные задачи: воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
Коррекционно - развивающие задачи: развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии); развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом, паузацией, дикцией, интонацией); развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение; обучать приёмам вождения персонажей сказки в настольном театре, театре мягкой игрушки, пальчиковом театре.
Работая с детьми, по коррекции нарушений в речи я столкнулась со многими проблемами. Особо меня затронула проблема связанная с развитием связной речи. При коррекционной работе у детей наблюдалась скованность в высказываниях, односложные ответы на вопросы, дети составляли однотипные предложения. У детей возникали большие трудности в составлении рассказов. Так же я особо выделила проблему психофизического развития у детей. Дети отличались особой раздражительностью, повышенной возбудимостью, двигательной расторможенностью. Как правило, ребята довольно быстро утомлялись.
Для меня стал вопрос подобрать такой метод, где затрагивались бы все компоненты развития личности. И развитие связной речи, и психофизическое развитие.
Проанализировав многие формы и методы работы с детьми, меня заинтересовал метод сказкотерапии. Этот метод, по моему мнению, более действенный при работе с детьми, так как все дети любят сказки. Ведь сказка – это образность языка, она развивает речь. Сказка - психологическая защищенность, так как формирует веру в позитивное разрешение проблем. Дети лучше слушают сказку, чем рассказ, стараются пересказать её и дополнить своими мыслями.
Сказкотерапия — метод, известный с давних времён, но получивший в последнее время популярность в коррекционной педагогике.
Исследованию сказок и методу сказкотерапии посвятила себя Татьяна Дмитриевна Зинкевич-Евстигнеева которая собрала и обработала огромное количество материала по данной проблеме.
Андрей Владимирович Гнездилов определяет сказкотерапию как процесс воспитания «внутреннего ребенка». В методике Ольги Алексеевны Шороховой «Играем в сказку» основная задача - развитие связной, монологической и диалогической речи.
Целью моей работы стало включение эффективных методов и приемов сказкотерапии для коррекции речи, развитие психических процессов и эмоционально-экспрессивной сферы дошкольников.
Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Усовершенствовать систему коррекционной работы.
2. Способствовать обогащению лексического запаса.
3. Пополнение развивающей предметно-пространственной среды
4. Развивать у детей умение самостоятельно строить свои высказывания.
Используя в работе элементы сказкотерапии, необходимо учитываем следующие особенности:
• речевой статус детей (общее недоразвитие речи II- III уровня, дизартрия, синдромом дефицита внимания и гиперактивностью);
• недостаточное развитие неречевых психических функций (особенно слухового внимания и памяти; низкая работоспособность);
• специфика возраста (высокая эмоциональность, непосредственность, повышенная возбудимость).
Выше перечисленные особенности детей приносят свою специфику в деятельность педагога. Поэтому хочется отметить особенности выбора сказки :
* используются простые, хорошо знакомые детям сказки,
* сюжет сказки должен быть интересным, вызвать эмоциональный отклик
* возможное использование элементов сюжета, а не сказку целиком.
В работе с детьми использую следующие формы комплексной сказкотерапии :
Анализ сказок (решение “открытых” сказочных задач).
Рассказывание сказок ( групповое: придумывание “по кругу” сказки, рассказывание “по кругу” известной сказки; индивидуальное: от 3-го лица, от 1-го лица).
Постановка сказок (игры-драматизации).
Сочинение сказок (переписывание, дописывание, сочинение новых сказок и историй).
Куклотерапия (пальчиковые, перчаточные куклы, фланелеграф, теневые, магнитные, стендовые).
Рисование сказок (спонтанное “волшебное” рисование).
Для развития психических функций в образовательный процесс вводятся сказочные персонажи. Зачастую перевоплощаться приходится самим, используются игрушки. А также большое внимание мы уделяем взаимодействию с социумом. Посещение театрализованных представлений, викторин, библиотек. Это способствует преодолению неуверенности в себе, стеснительности, достижению эмоциональной устойчивости, саморегуляции. Так же вызывает у детей речевой интерес, побуждает к речевой активности.
Хочу вам представить фото подгрупповых занятий с элементами сказкотерапии. Постановка сказок. Сказки ставятся не только на занятиях, но и на утренниках.
Итоговым продуктом работы со сказками являются рисунки детей, конструирование, лепка и аппликация сказочных героев.
В пополнении развивающей предметно-пространственной среды участвуют не только педагоги детского сада, но и родители с детьми.
Занятие строим, используя структурные компоненты, для того, чтобы “погрузить” в сказочное действо, заинтересовать и удержать внимание детей на протяжении всего занятия.
Структурными компонентами коррекционно-развивающего занятия являются следующие этапы:
В своей группе я стараюсь использовать разнообразные методы и приёмы работы со сказкой : кроме НОД, это разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания.
1 этап. Ритуал «входа» в сказку, во-первых, перед началом НОД с помощью музыки создается эмоциональный фон; выбирается место занятия; выносится необычный предмет.
Цель - создать комфорт и заинтересованность.
Во-вторых, эмоционально рассказывается сказка и рассказ сопровождается вопросами, детям даются задания ("Найдите и назовите сказку", "Где живет сказка?" и др., мы вовлекаем ребенка в действие, в игру.
Цель - вызвать интерес к проблеме, эмоционально вовлечь в ситуацию, использовать свой личный опыт.
2 этап. Повторение. Дети вспомнили знакомую сказку, ее героев, их проблемы, и у них возникла потребность играть с ней (например : сказка «Золушка» - игра "Перебери крупу", образная игра "Варим кашу", создаем с помощью подручных средств задуманный образ и учим выражать его вербальными и невербальными средствами.
Цель - развивать творческую активность, умение взаимодействовать с окружающими.
3 этап. Проблемные ситуации
Это ситуации, для овладения которыми индивид или коллектив должны найти использовать новые для себя средства и способы деятельности; учат мыслить и творчески усваивать знания. Выход из проблемной ситуации - это открытие нового, еще неизвестного знания. Проблемные ситуации активизируют познавательную, речевую, творческую деятельность детей и строятся по материалам развития действия, на событийной стороне произведения. Создание проблемной ситуации требует постановки проблемного вопроса:
• Почему маленькая Герда оказалась могущественней Снежной Королевы? (Г. -Х. Андерсен "Снежная Королева).
• Почему с Шапокляк никто не хотел дружить? (Э. Успенский "Крокодил Гена").
• Почему поссорились лиса и заяц? ("Лиса и заяц" русская народная сказка).
4 этап «Выход» из сказки. Выводы, какой урок можно вынести.
5 этап Дети переходят к свободной игровой или продуктивной деятельности.
Цель - использовать полученные знания в различных видах деятельности.
6 этап. Творческие задания
Приведу примеры выполнения детьми творческих заданий по сказке "Репка".
• Рассказать знакомую сказку по кругу.
• Разыграть сказку. Дети распределяют роли.
• Рассказать о пользе репы и о том, какие блюда из нее можно приготовить.
• Придумывание своей сказки "Морковка" (по аналогии).
• Оформление книги "Полезные сказки" (обложка, иллюстрации).
• Изготовление костюмов-нагрудников "Овощи" (ткань, бумага).
• Разыгрывание придуманных сказок.
Работа со сказкой в образовательном процессе привлекательна тем, что вносит в детские будни атмосферу праздника, приподнятое настроение, позволяет ребятам проявить инициативу, способствует выработке у них чувства взаимопомощи, коллективных умений, поддерживает познавательный интерес и внимание, активизирует речь.
Выше упоминалось о том, что сказка оказывает психотерапевтический эффект, поэтому мы можем включать в коррекционную работу игры и упражнения направленные на:
- сплочение коллектива (дети берутся за руки и «приглашают» сказку; передают шепотом друг другу имена герое в сказки,
- снятие эмоционального напряжения (дети представляют, как греются на солнышке, гуляют по лесу, кидают мягкие мячики);
- формирование творческих способностей (дети превращаются в персонажей сказок, стараясь передавать их характер через движения, мимику).
Таким образом, хотелось бы отметить, что использование сказкотерапии повышает эффективность коррекционной работы при условии учёта возрастных и психологических особенностей детей с нарушениями речи дошкольного возраста.
Сказка является наиболее доступным материалом для развития психической деятельности ребенка. Мир сказки чудесен, он уникален и неповторим по своим возможностям. Именно сказки помогают пробудить интерес к слову.
Таким образом, на «сказочных» занятиях дети учатся:
- осознавать свои чувства, эмоции, побуждения, устремления и желания;
-формировать умение расслаблять мышцы по контрасту с напряжением, различать и сравнивать мышечные ощущения;
-развивать восприятие и внимание: слуховое, зрительное и сенсорное;
- активизировать и обогащать словарный запас детей;
- развивать фразовую речь в процессе ответов на вопросы;
- развивать интонационную выразительность и силу голоса;
- развивать мелкую моторику рук;
- формировать сильный выдох и направленную воздушную струю;
- укреплять артикуляционный аппарат; и многое другое.
И как мы понимаем, именно такая работа является основой профилактики речевых расстройств у детей дошкольного возраста.
Литература:
1. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Игры в сказкотерапии. - СПб., 2006.
2. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. - СПб., 1998.
3. Александрова О. Разыгрываем сказки. Дошкольное воспитание.
4. Большева Т. Е. Учимся по сказкам. СПб. «Детство Пресс»,2001.
5. Брун Б., Педерсен Э., Рунберг М. Сказки для души. Использование сказок в психотерапии. М. : “Информационный центр психологической культуры”, 2000.
6. Лора Поляк. Театр сказок. СПб. «Детство Пресс»,2001.
7. Прохорова Е. В. Театрализованные игры для дошкольников. СПб. 1995.
8. Шорохова О. А. Играем в сказку : Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2006.
Рекомендации родителям
• Если малыш слишком мал, чтобы уметь читать, на помощь, конечно, приходят родители.
• В ходе чтения сказок Вы должны учитывать собственное состояние. Не стоит читать, если Вы чем-то сильно встревожены, торопитесь и т. п. Ребенок сразу почувствует несоответствие слов и образов, интонаций и мимики, а беспокойство и тревога передадутся ему. Лучше попросите кого-нибудь из близких «подменить» Вас.
• Будьте эмоциональны, читайте с «выражением» и «душой». Это позволит ребенку глубже погрузиться в повествование, сделает сказку интересней и насыщенней, ведь дети без труда поддаются эмоциональному заражению.
• Читая, не следует торопиться, делайте логические паузы, оставляя место для комментариев ребенка и ваших собственных.
• Вы должны знать, насколько устойчиво внимание Вашего ребенка, как долго он способен продуктивно слушать. Детям с менее устойчивым вниманием лучше читать сказки по частям в течение нескольких дней.
• Следите за реакцией ребенка на сказки, их отдельные фрагменты. И слова, и поза, и жесты, и мимика – всё это может указывать захвачен ли малыш содержанием или ему скучно. Если внимание ребенка сосредоточено на описываемом действии, Вы – на правильном пути. Если сказка ему не интересна, значит, что-то не так, или ребенок еще не готов её воспринять.
• После прочтения сказки обсудите её с ребенком. В зависимости от содержания, вопросы по сказке могут быть примерно такими :
- О чем сказка?
- Что запомнилось больше всего?
- Какие герои запомнились? Почему?
- Что случилось с тем или иным персонажем?
- Какие чувства возникали во время чтения? В какие моменты было
радостно? В какие грустно? Было ли жалко кого-нибудь?
- Какие чувства, какое настроение после сказки?
- Случается ли такое в жизни, по-настоящему?
- Случались ли у тебя похожие ситуации?
- Чему мы можем научиться у этой сказки?