Надежда Салова
Применение ребусов как один из приемов работы со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах
▼ Скачать + Заказать документы
В числе главных задач обучения в современной начальной школе имеет место развитие речи и мышления младших школьников. Одним из показателей умственного и речевого развития школьников служит богатство их словарного запаса. Чем богаче активный словарь человека, тем содержательнее, доходчивее, грамотнее и красивее его устная и письменная речь.
Одним из показателей сформированности речи является свободное владение словарными словами не только в устной, но и в письменной речи, в части запоминания правильного написания словарных слов. Что способствует переводу слов из пассивного словаря учащихся в активный. А также формирования умения правильно и грамотно излагать свои мысли в письменной форме.
Публикация «Применение ребусов как один из приемов работы со словарными словами на уроках русского языка в начальных классах» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Ребусы, шифровки
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Любого учителя глубоко волнует вопрос, как помочь учащимся стать грамотными, как усвоить написание непроверяемых слов, традиционно именуемых в школьной практике «словарными».
Главное в правильном написании непроверяемого слова – это запоминание, заучивание слова. Данный способ подразумевает заучивание без опоры на смысл.
Основной прием обучения запоминанию написания словарных слов в моей работе –составление и разгадывание ребуса.
Ребус в переводе с латыни означает «вещи». Это увлекательная головоломка, в которой слово, словосочетание или предложение зашифровывается с помощью картинок и специальных символов. Задача решающего – проанализировав изображения и символы-подсказки, распознать зашифрованное слово. Дети любят такие задачки из-за ярких веселых картинок, сюрпризный момент детям постарше просто интересно решать подобные головоломки. Помимо развлекательной функции ребусы несут в себе немалую пользу для интеллектуального развития: они расширяют кругозор ребенка, увеличивают словарный запас, тренируют логику, мышление и интуицию.
Акцент в картинке ребуса ставится на непроверяемые звуки. Подбираются иллюстрации таким образом, чтобы эти звуки четко слышались.
Решение ребусов развивает логику, внимание. Ребенок подключает для запоминания словарных слов все виды памяти : зрительная, механическая, слуховая, а также развивает нестандартное мышление.
В основе решения ребусов лежат следующие правила их построения:
Как и в любой игре, в данном случае также имеются правила, не зная которых, большинство загадок разгадать невозможно.
1. Если перед ребусом стоит сверху запятая, то первую букву из этого слова следует вычеркнуть. Если сзади – то последнюю. Если запятых несколько, то стоит исключать такое же количество букв.
2. Если в ребусном рисунке есть зачеркнутая буква, то её стоит удалить из слова. В случае если рядом стоит ровно и другая буква, то нужно просто заменить одну на другую.
3. Под рисунком написан ряд цифр. Это означает, что слово состоит из букв, которые находятся под этими номерами в соответствующей последовательности.
4. Если один рисунок расположен в другом или на нем, или в любом другом положении, кроме как следом, то между их значениями стоит прибавить предлог: в, на, над, под и т. д.
.