Мельникова Елена Ивановна
Применение постер-технологии для повышения эффективности формирования безопасного поведения на улицах города
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИМЕНЕНИЕ ПОСТЕР - ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ ГОРОДА
Мельникова Елена Ивановна,
воспитатели МБДОУ ДС № 32 «Веселые ребята»
Старооскольского городского округа
Применение инновационных технологий при формировании у старших дошкольников безопасного поведения повышает качество полученных знаний и умений, а также является эффективным средством перехода их в поведенческий навык безопасного поведения на улице и на дороге. Постер – технология способствует поэтапному погружению детей в дорожную ситуацию и принятию оптимального решения выхода их нее. И как закрепляющий этап – изготовление постера.
Публикация «Применение постер-технологии для повышения эффективности формирования безопасного поведения на улицах города» размещена в разделах
Постер – плакат, объявление, афиша, броское, как правило крупноформатное, изображение, сопровожденное кратким текстом, сделанное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях. В современном дизайне плакат воспринимается как «сведенное в четкую визуальную формулу сообщение, предназначенное современнику для выводов и конкретных действий» [1].
Постер-технология включает в себя следующие компоненты:
- Введение в тему постера;
- Игра или проверочное задание;
- Создание проблемной ситуации;
- Поиск путей решения;
- Изготовление постера;
- Рефлексия.
Введение в тему постера осуществляется в форме беседы, которая мотивирует дошкольников на дальнейшие действия. Во время беседы «Мы идем по улице» воспитатель задает вопросы, обобщающие знания детей по безопасному поведению на улице. По какой части улицы мы с вами пойдем? Если нам необходимо перейти на другую сторону улицы, что мы сделаем? Какой дорожный знак мы должны найти, чтобы безопасно перейти дорогу? Дети отвечают на вопросы и сами дополняют и поясняют свои действия.
Чтобы убедиться в прочности знаний дошкольников воспитатель проводит игру или проверочное задание. Например, воспитатель предлагает рассмотреть иллюстрацию с дорожной ситуацией. Если дети сами не догадываются об ошибочных действиях пешеходов на картинке, педагог задает наводящие вопросы: кто и что на этой картине делает неправильно?
Для активизации мыслительной деятельности и поиска способов решения, детей «погружают» в проблемную ситуацию. Дошкольники ежедневно совершают переход от дома до детского сада, вместе с мамой ходят в ближайший супермаркет. Рассмотрев макет своего микрорайона, дети выбирают и прокладывают безопасный маршрут от детского сада до кинотеатра «Быль».
Поиск путей решения проблемной ситуации занимает у дошкольников длительное время, если педагог не включается в обсуждение на уровне партнера, направляя рассуждения детей в нужное русло своими подсказками. Педагог поддерживает и поощряет детскую инициативу и подводит к необходимости изготовления постера. Совместно придумывается название постера («Дорога к кинотеатру») и девиз («Мы кино смотреть идем и в беду не попадем!»). Так как дети уже знакомы с технологией изготовления постера, они без труда подберут необходимый материал: картинки, текстовой материал, знаки, клей, ножницы, карандаши, фломастеры, краски и др.).
Изготовление постера – это коллективная деятельность и требует согласованности действий всех участников процесса. Вначале работы по данной технологии воспитатель берет на себя обязанности организатора и инициатора, в дальнейшем, эту обязанность выполняет ребенок, выборы которого проходят путем открытого голосования всех детей. Затем дошкольники распределяют остальные обязанности в соответствии со своими интересами и способностями. Для предотвращения конфликтных ситуаций устанавливается последовательность действий над плакатом.
Когда плакат готов, дети любуются своим произведением, обсуждают трудности в совместной работе, отмечают успехи детей. Особенно воспитатель обращает внимание дошкольников на участие стеснительных и малоактивных детей, тем самым повышаю их самооценку и значимость их участия в коллективной работе.
Рефлексия помогает дошкольникам оценить значимость созданного плаката для прокладывания безопасного маршрута движения по микрорайону. Оценить качество и полезность детской инициативы предложено родителям.
Изготовление постера требует большой подготовительной работы со стороны воспитателя: все этапы работы должны быть тщательно продуманы, подобран необходимый иллюстративный и текстовой материал заранее, чтобы не снижать мотивационной составляющей коллективной работы. При этом педагог соблюдает оптимальный баланс между детской инициативой и своим непосредственным участием и руководством. Такие коллективные работы в группе проводятся не чаще чем 1 раз в месяц или даже в два месяца.
Введение постер-технологии в образовательный процесс позволил дошкольникам понять и проанализировать причины возникновения проблемных дорожных ситуаций и последствий своего поведения в них. То, что ребенок ранее просто заучивал и не понимал сущности проблемы, в практической деятельности позволяет самому сделать логические умозаключения, повышая личную ответственность за свою жизнь и здоровье.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алексеенко, И. В. Постерная презентация как средство формирования коммуникативных компетенций/ И. В. Алексеенко // Материалы IV Международной научно-методической конференции / под общей ред. Д. П. Маевского. – Омск, 2012. – С. 303–306.
2. Арапов К. А., Рахматуллина Г. Г. Проблемное обучение как средство развития интеллектуальной сферы школьников // Молодой ученый. — 2012. — №8. — с. 290-294.
3. Вашкевич А. В., Толчко Е. И. Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма в образовательных учреждениях. -С. Петербург,2012.- 201с.
4. Тимофеева Л. Л. Формирование культуры безопасности у детей от 3 до 8 лет. Парциальная программа. — СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015. — 160 с.
5. Шалаева Г. П. Азбука маленького пешехода / Г. П. Шалаева. - М. :Филол. о-во СЛОВО, Эксмо, 2008.-176с.