Елена Борисова
Применение педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Основная задача педагогов дошкольного учреждения выбрать методы и формы организации работы с детьми, инновационные педагогические технологии, которые оптимально соответствуют поставленной цели развития личности. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель – содействовать становлению ребенка как личности.
Публикация «Применение педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста» размещена в разделах
В литературе выделяются такие признаки педагогической технологии :
- четкая, последовательная педагогическая, дидактическая разработка целей обучения, воспитания
- комплексное применение дидактических, технических, в том числе и компьютерных, средств обучения и контроля
- структурирование, упорядочение, уплотнение информации, подлежащей усвоению
- усиление, насколько это возможно, дидактических функций обучения и воспитания
- гарантированность достаточно высокого уровня качества обучения
К числу современных образовательных технологий, проверенных практикой, можно отнести:
- здоровьесберегающие технологии;
- технологии проектной деятельности
- технология исследовательской деятельности
- информационно-коммуникационные технологии;
- личностно-ориентированные технологии;
- игровая технология
- технология «ТРИЗ»
- технологии предметно – развивающей среды.
Каждая технология имеет четкие цели и задачи, отличительные признаки, так цель технологии проектной деятельности представляет собой развитие свободной творческой личности ребенка. А стержнем данной технологии является самостоя- тельная деятельность детей: исследовательская, познавательная, продуктивная, в процессе которой ребенок познает окружающий мир и воплощает новые знания в реальные продукты. При этом проектом является любая деятельность, выполненная от всего сердца, с высокой степенью самостоятельности группой детей, объединен- ных в данный момент общим интересом. Использование этой техноло- гии, не только подготавливает ребенка к жизни в будущем, но и помогает организовать жизнь в настоящем. Кроме того, в проектной деятельности происходит формирование субъектной позиции у ребенка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребенка. Это соответствует социальному за- казу на современном этапе.
Интересна ТРИЗ-технология. Для детей дошкольного возраста - это система игр, занятий и заданий, которая способная увеличить эффективность программы, разнообразить виды детской деятельности, развивать у детей творческое мышление, технология позволяет осуществить естественным образом личностно-ориентировоч- ный подход, что особенно в контексте ФГОС ДО.
Значение игровой технологии в работе с детьми дошкольного возраста невоз- можно переоценить. Игровая педагогическая технология – организация педагогиче- ского процесса в форме различных педагогических игр. Значение игровой техноло- гии не в том, что является развлечением и отдыхом, а в том, что при правильном руководстве становится: способом обучения; деятельностью для реализации творче- ства; первым шагом социализации ребенка в обществе.
В последнее время все чаще в работе с дошкольниками применяют социоигровые технологии – это развитие ребенка в игровом общении со сверстниками. Применение социоигровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. Социоигровая педагогика, или социоигровой стиль обучения, или педагогика настроения основана на принципе организации занятий как игры - жизни между микро-группами детей.
Хорошо сочетается с ними технология сотрудничества. Целью данной технологии является развитие навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста в непосредственно-образовательной деятельности. Для достижения этой цели предполагается решение нескольких задач:
- формирование способностей у детей взаимодействия в паре, малой группе;
- развитие способностей использования элементов символизации для выражения своих действий;
- в процессе реализации технологии сотрудничества дети дошкольного возраста овладевают необходимыми навыками взаимодействия между собой и с педагогом;
- навыками само- и взаимоконтроля результатов деятельности, формируется умение отстаивать свое мнение, указывать на ошибки других и исправлять их, развивается умение оценивать свои достижения, использую прогностическую оценку, формируется база учебной деятельности, необходимая детям в школьном обучении, что позволит дошкольникам безболезненно войти в школьную жизнь.
Таким образом, знание педагогами современных педагогических технологий и применение их в своей деятельности позволит сделать процесс обучения в детском саду более интересным и продуктивным.