Бойченко Ирина Викторовна
Применение мультимедийных средств в музыкальной деятельности дошкольников
ПРИМЕНЕНИЕ МУЛЬТИМЕДИЙНЫХ СРЕДСТВ В МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предусматривает такие компетенции современного педагога как умение владеть информационно-коммуникативными технологиями и способность применять их в воспитательно-образовательном процессе.
Для формирования и развития у детей устойчивого познавательного интереса к музыкально – художественной деятельности, перед музыкальным руководителем стоит задача: сделать совместную деятельность интересной, насыщенной и занимательной. Материал должен содержать в себе элементы необычайного, удивительного, неожиданного, вызывающий интерес у дошкольников к образовательному процессу и способствующий созданию положительной эмоциональной обстановки, а также развитию музыкальных и творческих способностей.
Публикация «Применение мультимедийных средств в музыкальной деятельности дошкольников» размещена в разделах
Использование компьютера в дошкольном учреждении значительно оживило совместную образовательную деятельность с детьми. Компьютерные технологии расширяют возможности музыкального руководителя в преподнесении музыкального и дидактического материала, предусмотренного образовательной программой дошкольного учреждения.
По сравнению с традиционными формами, использование мультимедиа технологии обладают рядом преимуществ:
• предъявление информации на экране в игровой форме вызывает у детей огромный интерес к деятельности;
• несёт в себе образный тип информации, понятный детям;
• движения, звук, мультипликация привлекают внимание ребенка;
И я хочу поделиться собственным опытом использования ИКТ в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в детском саду.
Задачи музыкального воспитания осуществляются посредством нескольких видов музыкальной деятельности: слушания музыки, пения, музыкально-ритмических движений, музыкально-дидактических игр, игры на детских музыкальных инструментах.
Средства новых информационных технологий я включаю во все виды музыкальной деятельности. Так, в разделе «Слушание музыки» использую компьютерные презентации, которые нахожу в интернете. Они позволяют обогатить процесс эмоционально-образного познания, помогают надолго запомнить предложенное для слушания музыкальное произведение. Презентации незаменимы при знакомстве детей с творчеством композиторов, в этом случае яркие портреты, фотографии привлекают внимание детей, развивают познавательную деятельность. Например: Баба Яга П. И. Чайковского, «Солнышко» Е. Макшанцевой.
Пение занимает ведущее место в системе музыкально-эстетического воспитания детей дошкольного возраста. В этом виде деятельности так же использую информационные технологии, по графическому изображению можно разучивать различные попевки, упражнения для развития голосового аппарата, например, «Пчелка» по картинкам-подсказкам узнавать и учить песни.
При выполнении музыкально-ритмических упражнений, помогает использование мнемотаблиц, с помощью которых дети смогут выполнять различные перестроения или разучивать элементы танцев, что помогает детям точно выполнять задания, выразительно исполнять движения. Процесс разучивания танцев с использованием видео становится увлекательным и занимает меньше времени, чем при словесном объяснении движений к танцам и упражнениям.
Музыкально-дидактические игры также организую с применением красочных озвученных презентаций, таких, как «Кто к нам в гости пришёл?» «Что делают в домике», «Музыкальные инструменты», «Строим дом» и т. д. Принцип построения таких презентаций: первый слайд – задание, следующий – проверка правильности выполнения предложенного задания.
При обучении игре на детских музыкальных инструментах использую видеозаписи концертов симфонического оркестра, оркестра русских народных инструментов, сольное звучание различных инструментов; объясняю, что такое оркестр, группа инструментов, знакомлю с профессией дирижёра. Использую видео-партитуры, посмотрев которые, у детей появляется интерес к слаженному исполнению музыки на детских музыкальных инструментах, правильному звукоизвлечению.
Интересно, ярко и понятно можно познакомить дошкольников с разными видами искусства, такими, как театр, балет, опера, продемонстрировав не только фотоматериал, но и видеоролики.
Таким образом, практика работы с дошкольниками в ДОУ показывает, что использование компьютерных технологий способствует раскрытию, развитию и реализации музыкальных способностей ребенка-дошкольника.
Использование компьютерной технологии позволило нам «осовременить» в детском саду совместную деятельность с детьми, сделать её красочней, наглядней, убедительней, а в еще большей степени познавательной. И как-то незаметно и естественно дети стали больше петь под фонограммы и профессиональные минусовки. Это модно и современно, «караоке» потеснило фортепиано и баян.
В своей работе я давно уже подключила к учебному процессу компьютер,проектор. Естественно использую в своей работе и минусовки. Но начинаю я работать с фонограммой лишь после того, как разучиваю песню с детьми под инструмент со всеми детальными проработками. Кроме того, я изменяю тональность и темп, если это необходимо, чтоб детям было удобно и комфортно исполнять песню под фонограмму. Дети выходят петь под фонограмму, четко зная мелодию песни.
Считаю, что использование информационно-коммуникативных технологий на музыкальных занятиях позволяет воспитаннику из пассивного слушателя превратиться в активного участника образовательного процесса, Занятие становится более насыщенным и интересным.
В современной деятельности музыкального руководителя одну из важных функций имеет интернет–общение. Оно помогает обмену опытом с коллегами других регионов страны через различные образовательные и личные сайты. Они позволяют найти необходимую информацию в доступном для детей дошкольного возраста виде и в кратчайшие сроки.
Однако педагогу дошкольного образования, применяющему ИКТ-технологии в своей работе с детьми, всегда надо помнить о чувстве меры. Ведь использование современных компьютерных технологий в музыкальном воспитании дошкольников – это только дополнительное средство для реализации целей и задач, поставленных перед музыкальным руководителем детского сада. А ценности непосредственного общения с педагогом, живой музыки для малышей остаются неоспоримыми. Главенствующая роль в музыкальном воспитании всегда останется за музыкальным руководителем!
Литература:
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования
2. Новосёлова, С. Л. «Компьютерный мир дошкольника» //Новая школа. – 1997.
3. Комарова, Т. С. «Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании» / Т. С. Комарова — М., 2011.