Папки-передвижки

Проект музыкального фольклора в процессе музыкальной деятельности у дошкольников Амурской области (5 фото)

Ольга Анатольевна Матвеева
Проект музыкального фольклора в процессе музыкальной деятельности у дошкольников Амурской области
▼ Скачать + Заказать документы

Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно-художественной социализации и духовно-нравственного развития ребёнка.

Актуальность проблемы обсуждаемой сегодня определяется тремя факторами: во-первых, она связана с общим интересом современного общества к истокам отечественной культуры, к духовным ценностям нашего прошлого;

Публикация «Проект музыкального фольклора в процессе музыкальной деятельности у дошкольников Амурской области» размещена в разделах

во-вторых, социокультурными изменениями менталитета россиян, что отразилось в инновационной основе организации деятельности дошкольного образования, открыло перспективы для подлинной организации патриотического воспитания подрастающих поколений на культуре и традициях российского народа, в том числе и казачества;

в-третьих, прислушиваясь к речи детей, можно отметить её скудность, слабые попытки строить логические фразы, рассказы, высказывать мысли, пересказывать текст. В разговорной речи детей присутствуют слова уличного жаргона, а русские пословицы, небылицы, поговорки, скороговорки, прибаутки, песни, сказки и т. д. не только открывают звуковые красоты родного слова, координируют движение и речь, но и расширяют, обогащают, активизируют словарный запас ребенка.

Это и стало отправной точкой работы по теме опыта.

Практика показывает, что краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора.

Коллектив детского сада определил, что, именно внедрение регионального компонента, то есть, такого направления как «Краеведение», будет определять содержание вариативной части Образовательной программы ДОУ, формируемой участниками образовательного процесса.

Региональный компонент – включает материалы о регионе (родная природа, культурное наследие — памятники архитектуры, искусства, декоративно-прикладного искусства, художественно-ремесленные традиции, язык, обряды, фольклор, народные игры и др.).

Фольклор даёт колоссальные, поистине неограниченные педагогические

возможности в художественном, нравственном, физическом, интеллектуальном, патриотическом воспитании детей.

Проживая и работая на Дальнем Востоке, наше ДОУ знакомит детей с народной культурой данного региона – Амурской области.

В основу обучения детей положены основные педагогические принципы:

1. Принцип гуманизации (каждый ребёнок – личность, чудо).

2. Широкое привлечение игрового метода, интереса (как фактор свободы обучения).

3. Интеграция различных видов искусств при опоре на амурский фольклор.

4. Принцип «сквозного воспитания» (цикл народного календаря, повторность и периодичность обрядовых песен, танцев и т. д., передаваемых из года в год от старших детей детям младшего возраста).

5. Принцип вариативности. Любая традиция – не есть нечто застывшее, неизменное. Традиции постоянно обогащаются, изменяются.

6. Принцип региональности соответствует идее обязательного использования в репертуаре фольклорного ансамбля регионального песенно-игрового материала (традиции своего города, района, области).

7. Основной принцип – принцип взаимодействия с ребёнком, использование фольклора во время непосредственно-образовательной деятельности по всем разделам программы в соответствии с ФОП ДО и ФГОС ДО;

Новизна опыта работы заложена в региональном компоненте исполняемого репертуара.

Основа обучения – музыкальные дары Амурской области. Воспитание на материале подлинно народного песенного искусства своей малой Родины даёт детям возможность познать богатство национальной культуры, красоту родного языка, своеобразие национальной мелодики.

Мой опыт работы полностью построен на принципах обучения народной педагогики, поскольку народная педагогика имеет большую воспитательную и образовательную ценности. Для отслеживания реализации цели и задач программы разработана собственная авторская диагностика «Музыкально-эстетическое образование и художественное воспитание средствами народно-песенного искусства».

Цель моей работы – повышение своей профессиональной компетентности в процессе приобщения детей к истокам русского фольклора и создание специальных условий для формирования у детей дошкольного возраста национального самосознания, ценностных жизненных идеалов средствами музыкального фольклора амурского региона.

Воспитывая детей на народных традициях, нужно развивать у них национальное самосознание, а значит и уважение к своему народу. Основной путь воспитания общечеловеческих качеств – это приобщение ребенка к своей национальной культуре.

Цель работы с детьми: формирование у детей устойчивого интереса к народному творчеству, желание знакомиться с разнообразными жанрами фольклора, традициям народа и любви к родной Амурской области.

Задачи:

1. Дать дошкольникам начальное представление о фольклоре, как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы амурских традиций и обычай жителей коренных национальностей амурского региона, их трудом, бытом, с амурской природой.

2. Развивать основы патриотических чувств.

3. Привить интерес и эмоционально-положительное отношение к амурскому фольклору.

4. Развивать у детей осмысление художественного образа, средств его выразительности, эстетического чувства, суждения и оценки;

5. Способствовать переносу накопленного художественного опыта в разные виды художественной деятельности.

6. Обучать практическим музыкальным навыкам: выразительному исполнению, танцевальным движениям, игре на музыкальных инструментах.

7. Развивать творческую активность детей во всех видах деятельности: песенное творчество, танцевальные импровизации, театрализованную деятельность.

8. Обеспечить знание традиционного русского поэтического и музыкально-поэтического творчества, доступного для освоения в детском возрасте;

9. Познакомить детей с традиционным календарём, важнейшими обрядами, обычаями, приметами;

10. Формировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения каждого ребенка на фольклорной основе.

11. Знакомить детей со звучанием и внешним видом русских народных инструментов (рожок, гусли, балалайка, гармонь, баян, ансамбль русских народных инструментов и т. п.).

12. Знакомить детей с русскими народными песнями различных жанров: календарные, трудовые, земледельческие, плясовые, обрядовые, лирические, шуточные, хороводные.

13. Воспитывать патриотические чувства, гордость за великую державу.

Для достижения данной цели создаю такие условия, которые предоставляют мне возможность и детям погрузиться в мир русского быта, русской культуры в целом.

Поэтому моя работа – это формирование соответствующей развивающей среды, создающей атмосферу фольклорного окружения: организацию музея русской культуры, разработку интерьера репетиционной музыкальной комнаты, наличие национальных костюмов и атрибутов для детей, отбор соответствующего репертуара.

Музыкальное воспитание дошкольников средствами фольклора ориентировано, прежде всего, на фольклор родной Амурской области.

Репертуар детских фольклорных коллективов базируется на местных традициях народного пения.

Дети с удовольствием исполняли весенние заклички, Веснянки, лирические хороводы «Травушка-муравушка», «Встали мы вокруг калинушки», «Во поле берёза стояла». Исполняя эти песни, дети не только приобретают музыкальные навыки и умения, у детей не только развиваются музыкальные способности. У детей формируется бережное отношение к родной природе, любовь к ней. Содержание песен, положительный опыт героев помогают сформировать у детей позитивные черты характера: бережное, заботливое отношение к животным, гостеприимство, трудолюбие, чуткость.

Беседы с детьми: «Традиционные праздники и особенности их празднования в Амурской области», «Крещение» (рассказ о купании в проруби, вечерних гаданиях, о народных приметах).

Работая с детьми над музыкально-ритмическими движениями, я постоянно обращаюсь к русским народным мелодиям: «Из-под дуба», «Ах ты, береза», «Ах вы, сени», «Как у наших у ворот», «Пойду ль, выйду ль я», «Барыня», «Варенька», и др.

Беседа об амурском композиторе Николая Алексеевича Лошманова, слушание песни «Поёт земля Амурская», «Амурский вальс», «В городском саду», «Песня о Благовещенске», «Город в дозоре», «Вы откуда, земляки», «Белым-бело» и многие другие песни.

Это композитор музыкант от бога, он писал задушевные и искренние песни о своих земляках-хлеборобах, строителях БАМа, Зейской и Бурейской ГЭС, ветеранах войны и труда, воинах-пограничниках и просто о хороших людях.

Федор Воробьев – автор гимна Нижнебурейской ГЭС. У него более 300 песен: о Благовещенске, о живущих здесь людях — строителях, пограничниках, шахтёрах, о тех, кто работает на земле.

Пиджуков Гертруд Васильевич - автор гимна города Благовещенск.

Евгении Лыткин, заслуженный работник культуры России, первый руководитель Амурского народного хора, композитор.

Включение музыкального фольклора в моей работе положительно отразилось на них – дети узнали много нового о русском народном искусстве: музыке, песнях, танцах.

Наблюдая за детьми во время проведения фольклорных праздников, театральных народных представлений, фольклорных спектаклей, при знакомстве с различными формами устного народного творчества и малыми музыкальными фольклорными формами, виден их живой интерес к этому процессу и познавательная активность. Народные праздники помогают детям почувствовать себя частичкой своего народа, узнать о его обычаях и традициях. Эти праздники дают детям представление о народных традиционных обрядах, повседневной жизни русского крестьянства. Они учат бережному, трепетному отношению к природе, родному краю, своим предкам, истории народа. У детей рождается ответное, душевное чувство, интерес к обычаям и культуре народа, носителями которой они являются, гармонично формируются нравственные ценности: представление о добре, красоте, правде и верности, которые приобретают в наши дни особую значимость

Произошло повышение профессиональной компетентности в процессе изучения методической литературы (программы, методические пособия и др.) по теме самообразования;

Дети познакомились: с устным народным творчеством (скороговорками, потешками, небылицами, прибаутками, присказками, шутками, с разными видами народной песни (трудовыми, обрядовыми, хороводной, плясовой, игровой, лирической) и играми.

У детей сформировано умение свободно и непринуждённо общаться, умение разыгрывать спектакль по знакомому сюжету, выразительно в своей роли и в игровом взаимодействии, умение сочинять этюды по сказкам, нафантазированным сюжетам.

Сформирована выразительная, красочная, полная ярких сравнений, речь.

Умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

Итоговый праздник в старшей группе «Масличная ярмарка».

Проект музыкального фольклора в процессе музыкальной деятельности у дошкольников Амурской области
Фото №1 Особую значимость на современном этапе развития общества приобретает решение проблемы культурно художественной социализации и духовно нравственного развития ребёнка

Праздник в подготовительной группе «Дальневосточные посиделки».

Итоговый праздник в младшей группе «Осенины».

Итоговый праздник в старшей группе «Осенняя ярмарка».

Итоговый праздник "Защитники Амурской области"

Фото №2 Проекты планы недели Народная культура фольклор Осень

Итоговый праздник в подготовительной группе «Встреча весны», «Пасха», «Троица». преемственность поколений.

Были проведены беседы такие как: «Знакомство с древними жилищами людей и предметами быта казаков», «Старый медный самовар», «Традиции и быт амурского казачества», «Одежда казака и казачки», «Казачий народный фольклор – пословицы, песни, поговорки».

Фото №3 Сценарии осенних развлечений Проекты

Итоговый творческий проект «Традиции казачества на Амуре» в подготовительной группе.

Фото №4 Проектная деятельность Работа музыкального руководителя Республика область край
Публикации по теме:

Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игрыФормирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры План исследования: Формирование музыкального слуха и музыкального вкуса у детей дошкольного возраста с помощью музыкальной игры Актуальность.

Формирование предпосылок регулятивных универсальных действий у старших дошкольников в процессе игровой деятельности В соответствии с ФГОС дошкольного образования итогом освоения основной образовательной программы являются целевые ориентиры, которые предполагают.

Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования»Фотоотчет «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» Фотоотчет по теме самообразования: «Развитие поисково-исследовательской деятельности дошкольников в процессе экспериментирования» (старшая.

Консультация для воспитателей «Организация музыкального уголка для развития самостоятельной музыкальной деятельности» Основными формами организации музыкальной деятельности дошкольников в детском саду, в рамках художественно-эстетического развития, являются:.

Образовательный проект в первой младшей группе «Использование фольклора в разных видах деятельности» Образовательный проект в первой младшей группе МБДОУ «Детский сад № 9 комбинированного вида» г. Бавлы Участники проекта: воспитатель Богатая.

Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности»Проект «Формирование у детей духовно-нравственных качеств личности в процессе внеурочной деятельности» Уважаемые коллеги, хочу сегодня представить проект по духовно-нравственному воспитанию "Формирование у детей духовно-нравственных качеств.

Проектная деятельность музыкального руководителя «Духовно-нравственное воспитание дошкольников посредством фольклора» Педагогический проект «Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе музыкального фольклора» Актуальность проблемы: «Воспитание.

Развитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклораРазвитие связной речи детей младшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с малыми формами фольклора Актуальность Один из принципов дошкольного образования гласит: - приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества.

Развитие творческих способностей дошкольников в процессе музыкальной импровизацииРазвитие творческих способностей дошкольников в процессе музыкальной импровизации К Дню музыкальных импровизаций на МААМ Сама по себе импровизация как процесс это творчество в чистом виде, так как ребенок, импровизируя,.

Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования»Эссе «Развитие музыкально-сенсорных способностей ребенка в процессе музыкальной деятельности и условия их формирования» Что касается теоретической основы озвученной тематики,хочу отметить тот известный факт,что развитие музыкальности (музыкальных способностей,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект музыкального фольклора в процессе музыкальной деятельности у дошкольников Амурской области
Опубликовано: 2 ноября 2023 в 00:23
+104Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект музыкального фольклора в процессе музыкальной деятельности у дошкольников Амурской области» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Анатольевна Матвеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 28.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!

23 ноября. День рождения Н. Носова. Передвижка о писателе

 23 ноября исполняется 115 лет со дня рождения известного детского прозаика, драматурга и киносценариста Николая Николаевича Носова. Книги этого писателя знакомы всем в нашей стране,...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД