Анна Корнева
Применение мнемотаблиц в развитии речи у дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Применение мнемотаблиц в развитии речи у дошкольников
В современном мире взрослые и дети сталкиваются с большим количеством информации. Люди должны получать знания и самое главное уметь ими пользоваться. Главным навыком обмена информации является речь.
Если взрослые люди уже приобрели какой-либо опыт, сформировали для себя техники получения и усвоения информации, то детям с речевыми проблемами приходится тяжело. Что бы помочь развить этот навык родителям и воспитателям на помощь приходит мнемотехника.
Публикация «Применение мнемотаблиц в развитии речи у дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Я уверенна, что большинство моих коллег уже знакомы со схемами, состоящих из последовательно расположенных изображений, в которых зашифровано содержание текста. Это мнемотаблицы.
И так, чтобы понимать, как мнемотаблицы могут помочь дошкольнику в развитии речи, посмотрим какие же задачи у мнемотехники:
1. Развитие:
1.1. Зрительное и слуховое внимание
1.2. Зрительная и слуховая память
1.3. Ассоциативное мышление
1.4. Воображение
2. Развивать умение рассказывать и понимать уже знакомые сказки по мнемотаблицам с помощью рисунков
3. С помощью мнемотаблиц помочь ускорить усваивание букв и привить правильное звукопроизношение.
Мнемотаблицы — Это графическое или частично графическое изображение персонажей сказки, некоторых действий, явлений природы, свойств предметов и т. п. основываясь на выделении основных смысловых звеньев. С помощью мнемотаблиц мы помогаем детям:
1.Организовать и систематизировать полученную информацию об окружающей среде
2.Развить связную речь, обогащая словарный запас
3.Воспитывать потребность в вербальном общении
Мнемотаблицы помогают детям в запоминании событий, в порядке появления героев и их действий. В этот момент совершенствуется строй речи, выразительность, формируется навык постройки предложения. Очень эффективно эта техника работает при изучении стихотворений. Для детей младшего дошкольного возраста отлично подходят цветные мнемотаблицы, так как у них лучше усваиваются и остаются в памяти отдельные образы: клубника-красная, елка – зеленая и тд. Позже изображения усложняют или заменяют графическим изображением.
Самостоятельно изготовить и собрать картинки для мнемотаблиц достаточно просто. Можно самостоятельно нарисовать символическое изображение объектов или применить просторы интернета для поиска необходимых изображений. Начинать работу необходимо с простейших мнемоквадратов (1 карточка с изображением, постепенно переходя к мнемодорожке (несколько карточек, а потом уже работать с мнемотаблицами. В начале работы проговариваем все что нарисовано на каждом квадрате, размещая текст на обороте каждой карточки. Важно текст четко соотносить с тем, что нарисовано.
Проводя такую работу с детьми, воспитатель вносит огромный вклад в развитее его речевых навыков. Но в некоторых случаях этого недостаточно. Есть дети, которым сложно дается приобретение этого навыка и без активного участия родителей в развитии речи не обойтись. В таких случаях я предлагаю родителям освоить технику мненмотаблиц для возможности применения в процессе заучивания стихов. Я детально объясняю технику создания и правильного применения мнемотаблиц. Такая работа значительно увеличивает прогресс речевого навыка у детей. Так что я считаю, что необходимо вовлекать родителей в процесс обучения детей, помогая подобрать технику и простимулировать ее применение дома.
В заключении хотелось бы сказать, что данная техника действительно приносит хороший результат и является увлекательной для детей. Что в своею очередь приносить быстрый положительный результат. Работа с мнемотаблицами помогает детям и в будущем, когда они уже идут в школу.