Екатерина Федюшина
Применение мнемотаблиц с детьми группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи при изучении ПДД
▼ Скачать + Заказать документы
К. Д. Ушинский писал: “Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету”.
Мнемотехника – система различных приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация учебного процесса в виде игры. Использование мнемотехники в логопедической работе по автоматизации звуков дает значительную положительную динамику. Положительный эффект достигается взаимодействием психических функций и систем детского организма, созданием обходного пути, ассоциативного воспроизведения ранее полученных знаний, умений и навыков.
Публикация «Применение мнемотаблиц с детьми группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи при изучении ПДД» размещена в разделах
- Группы компенсирующей направленности
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- ПДД. Правила дорожного движения для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
При изучении с дошкольниками правил дорожного движения педагоги нашей группы, кроме прочих наглядных пособий и дидактических упражнений, используют мнемотаблицы. Которые, в сою очередь, помогают формировать правильное произношения, происходит развитие памяти, мышления, воображения, внимания, ведь именно они тесно связаны с полноценным развитием речи. У ребенка формируется умение управлять закодированной графической информацией и производить ее перекодировку в связанное грамматически, лексически и синтаксически правильное речевое высказывание, ребенок учится читать рисунки.
На каждом этапе работы по мнемотаблице учитель-логопед или воспитатель контролирует произношение корректируемого звука!
Все задания основаны на многократном повторении слов, словосочетаний, предложений. Удерживать внимание ребенка в процессе занятий подчас бывает сложно не только родителям, но и опытным педагогам. Игровая форма обучения, обилие картинок и интересных заданий позволят решить эту проблему и поддерживать интерес ребенка к занятиям.
Основные правила работы с мнемотаблицами :
1. Обязательно должны вестись конспекты занятий.
2. Работу начинают с простых мнемоквадратов, потом вводят мнемоцепочки. Когда ребенок понял суть заданий, можно переходить к мнемотаблицам.
3. Все рисунки должны быть четкими и понятными.
4. Число квадратов в таблице не должно быть больше девяти. Это максимально допустимый объем визуальной информации для дошкольника.
5. На одном занятии применяется не более двух мнемотаблиц. Повторное рассмотрение или работа с ними может выполняться только по желанию ребенка.
6. Каждый день таблицы и задания меняются по тематике. В начале занятия можно просматривать схемы прошлых занятий, повторять выученное.
7. В старших группах ДОУ можно предлагать детям самим нарисовать таблицы по рассказу воспитателя или по своим придуманным сюжетам.
Очень важно чтобы родители так же познакомились с данной методикой и принимали активное участие в развитии ребенка. По наблюдениям детских психологов дети, работающие с ассоциативными схемами, быстрее адаптируются в школе, у них хорошо развиты усидчивость, концентрация внимания и коммуникативные способности. А также идет активное изучение ПДД.
Использование данного пособия дает возможность задействовать большее количество сохранных анализаторов, выполняющих функцию компенсирующих, позволяет вызвать живой интерес у детей, помогает осуществить плавный переход от игры к учению ПДД, избавляет детей от рассеянности, усталости, забывчивости и неусидчивости, создает положительную мотивацию учения и позволяет решить специфические задачи, связанные с обучением ребенка с нарушениями речи.