МААМ-картинки

Применение метода интеллектуальных карт (картирование) в коррекционной работе учителя — логопеда с детьми с ТНР

Светлана Бакулина
Применение метода интеллектуальных карт (картирование) в коррекционной работе учителя — логопеда с детьми с ТНР
▼ Скачать + Заказать документы

Время информационных технологий, в которое мы живем, заставляет и учителя – логопеда все больше задумываться о том, как помочь детям охватить объем информации, обрушивающийся на них, увидеть взаимосвязь событий и явлений вокруг себя, понять, что у всего есть причина и следствие. Учитель - логопед должен не просто научить детей думать, но еще и творить. Принято считать, что информация хранится в памяти в нескольких видах, в том числе в вербальном (речевом, визуальном (наглядном) и кинетическом (двигательном). Думая, мы, строим свой образ объекта; запоминая, его воображаем, проговариваем, представляем его четырехмерным (как он будет выглядеть в пространстве, сколько времени займет его изготовление, использование и т. п.). Мысль человека отделяется от первоначального образа, мгновенно расходится по различным связям, возвращается к исходному пункту, но при этом меняет точку отсчета, преобразует предмет, от которого отталкивалась. Проще всего, как считают многие педагоги, изобразить такой процесс в виде ментальной карты.

Публикация «Применение метода интеллектуальных карт (картирование) в коррекционной работе учителя — логопеда с детьми с ТНР» размещена в разделах

По своей структуре она похожа на рисунок клетки с отростками, дерево с кроной и корневой системой, переплетение трещин, пучок водорослей, прожилки на листе или обломок коралла, иными словами, на естественный процесс роста и развития, запечатленный в плоском двухмерном виде.

Теоретико-методологические основы обучения картированию :

ФГОС дошкольного образования предполагает необходимость поиска новых средств развития ребенка, применение различных образовательных технологий и методик, которые способствуют приобретению дошкольниками интегративных качеств личности, а именно любознательности, активности; овладение средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками.

Интеллект-карты – это не только уникальный и простой метод запоминания информации. Интеллект-карта - это технология изображения информации в графическом виде, наглядный способ представления информации, который отражает связи (смысловые, ассоциативные, причинно-следственные и другие) между понятиями, частями, составляющими проблемы или предметной области.

Умственная карта – это естественное выражение того, как работает мозг ребенка. Это в буквальном смысле, карта ума, при составлении которой работают оба полушария мозга и задействованы:

- непосредственная память,

- ассоциативное мышление,

- творческое мышление.

Преимущества составленной интеллект-карты :

Первое, её наглядность. Вся проблема с ее многочисленными сторонами и гранями оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Второе, она привлекательна для ребёнка. Хорошая интеллект-карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Третье, интеллект карта легко запоминается. Благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета она легко запоминается дошкольниками.

Интеллект-карта помогает наглядно запомнить всю информацию. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации.

Правила составления интеллект карт.

Составление интеллект-карты предполагает использование различных графических средств (рисунков, символов, стрелочек, шрифтов). Лист предпочтительно располагать горизонтально: так отводится больше места под рисунок, что позволит его расширять и модернизировать. В центре страницы помещается и графически акцентируется главная идея (например, цель, предмет, название новой темы). С помощью разноцветного выделения из «главной идеи» выводятся линии (ветви, каждая из которых соответствует определённому фрагменту рассматриваемой темы. Каждая ветвь подписывается. Для названия ветви подбирается ключевое слово, наиболее полно соответствующее теме данной ветви. На крупных ветвях помещаются более мелкие, соответствующие рассматриваемым в теме ветви деталям, для их именования также подбираются ключевые слова. Карта может детализироваться настолько, насколько это необходимо для понимания темы. Для этого нужно просто добавлять всё более мелкие веточки к общему «дереву» карты. Именно в этом и заключается движение от общего к частному: в центре находится общее – тема (её сразу видно, а во все стороны от этой ключевой записи идут более мелкие темы и данные по мере уменьшения их общности. Ключевые слова пишутся печатными буквами, разборчиво; размер шрифта подбирается в соответствии с важностью данного ключевого слова. Интеллектуальные карты должны быть обильно снабжены различными рисунками и собственными символами (правое полушарие в своей деятельности ориентируется не на слова, а в основном на образы, пространственные структуры). Различными стрелочками показываются связи между понятиями. Метод интеллектуальных карт полезен в любой сфере жизни, где требуется развивать и совершенствовать интеллектуальные способности личности и решать разнообразные задачи и проблемы, которые ставит перед нами жизнь. Однако его применение особенно эффективно в процессе обучения. Разумеется, педагог сам предварительно составляет интеллектуальные карты по теме занятия, затем в ходе исследования-беседы ребенок открывает или зарисовывает соответствующую картинку или символ для обозначения понятия или представления.

В интеллект - карте ключевой идеей является тема проекта, а ветки – его содержание, которое наполняется в процессе работы с моделью трех вопросов. (Что я знаю? Что хочу узнать? Как узнать) Модель трех вопросов обозначается разными цветами.

Интеллектуальные карты помогают структурировать информацию, которую ребёнку предстоит усвоить, разбить её на конкретные образные единицы с последующей организацией их в целостные системы по законам, соответствующим наиболее эффективной работе человеческого мозга. Единицей информации является целостный самостоятельный «чувственный образ», который понятен ребёнку, может быть им осмыслен и легко включён в систему его личного опыта. В рамках проекта «Внедрение бережливых технологий в деятельность дошкольных образовательных организаций (Бережливый детский сад)» метод картирования (интеллектуальных карт) применяется и в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, составлены авторские ментальные карты для выполнения артикуляционных упражнений, постановки и коррекции звуковой стороны речи.

Ментальная карта для выполнения артикуляционных упражнений и постановки звука [ч] и звука [с]

Применение метода интеллектуальных карт (картирование) используется и

при формировании умения делить поток речи на законченные структурно – смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения.

Пример интеллектуальной карты (картирование)

при формировании умения делить поток речи на законченные структурно – смысловые единицы, вычленять предмет мысли, структурно и интонационно оформлять мысль, соединяя слова в предложения

В заключение можно сделать вывод о том, что применение интеллектуальных карт в процессе коррекционной работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, способствует познавательному и речевому развитию ребёнка. В условиях реализации ФГОС использование интеллект-карты позволяет осуществлять интеграцию областей : коммуникация, познание и социализация. Методика является очень эффективной, так как на всех этапах работы предусматривается опора на наглядность и моделирование, что способствует развитию восприятия, памяти, мышления, воображения, творческих способностей, словаря, грамматического строя и планирующей функции речи. В результате применения интеллектуальных карт ребёнок учится не только усваивать информацию, но и оперативно с ней работать. Тем и ценен этот метод, что является универсальным способом познания окружающего мира и знаний, накопленных человеком, формирует преемственность между детским садом и школой.

Библиографический список

1. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. Программа «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи»/ Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. :

2. Вейдер М. Инструменты бережливого производства: Мини-руководство по внедрению методик бережливого производства/ Вейдер М. - М. : Альпина Бизнес Букс, 2005.

3. Бережливое производство. Проблемы внедрения. [Электронный ресурс] - // Режим доступа: https://www.unido-russia.ru/archive/num6/art6_14/

4. ГОСТ Р 56020-2014 Бережливое производство. Основные положения и словарь

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Использование интеллект-карт в работе логопедаИспользование интеллект-карт в работе логопеда .

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение метода интеллектуальных карт (картирование) в коррекционной работе учителя — логопеда с детьми с ТНР
Опубликовано: 26 февраля 2020 в 09:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение метода интеллектуальных карт (картирование) в коррекционной работе учителя — логопеда с детьми с ТНР» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Бакулина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД