Газиза Иманбекова
Применение интеллект-карт в дошкольном возрасте
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обмен опытом педагогической деятельности по формировании умения нестандартного планирования
Задачи:
• Познакомить коллег с методом планирования, интеллект картой;
• Научить основным приемам создания интеллект –карты;
• Отработать прием создания интеллект-карты в деятельностном режиме в виде планирования.
Оборудования: ноутбук, проектор, доска, маркеры, карандаши, ластик, ватман 3 листа, ключ оформленная с конфетами и бумажные бабочки для рефлексии.
Публикация «Применение интеллект-карт в дошкольном возрасте» размещена в разделах
Основные этапы мастер-класса
1. Подготовительно-организационный;
2. Создание рабочего позитивного настроя;
3. Деление педагогов на группы, для мастер класса;
4. Знакомство с применением метода в практической деятельности.
План проведения мастер-класса:
Основная часть:
• теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена;
• основные правила составления мыслительных карт;
• работа в группах (практическая часть);
• обсуждение результатов работ групп.
3. Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов.
Ход мастер-класса:
Основные вопросы, которые возникли у Вас, когда вы увидели тему мастер-класса:
• кто такой Тони Бьюзен?;
• что представляет собой метод мыслительных карт?;
• насколько актуален этот метод для меня и моих воспитанников?.
На эти и другие вопросы мы постараемся ответить в ходе нашего мастер-класса.
2. Теоретические положения и возможности использования метода мыслительных карт Тони Бьюзена. Самопрезинтация.
Мыслительная карта (от англ. сл. Mind Map) на русский это название можно перевести как умственные или мозговые карты. Встречается также название карты ума, ментальные, интеллектуальные карты – это техника представления любого процесса или события, мысли или идеи в комплексной, систематизируемой графической форме. Карты мышления представляют собой визуальный, целостный образ рассматриваемой проблемы.
Мыслительные карты разработал английский психолог, специалист по вопросам интеллекта, психологии обучения Тони Бьюзен в 60-70г. 20 века.
Первоначально этот метод использовался узкими специалистами, которые занимались вопросами развития памяти и мышления, затем метод стал распространяться. Относительно недавно он пришел в Российскую педагогику и совсем недавно в дошкольное образование.
Основная идея метода в том, что мы мыслим не прямолинейно. В нашей голове одновременно «думается» множество мыслей, каждая из которых непрерывно уходит в сторону, разветвляется или пересекается с другими. При столкновении разных мыслей, порождаются новые. Попытки их упорядочить и записать на бумаге в строгой последовательности обычно приводит к плачевным результатам.
Известно, что у человека 2 полушария головного мозга. Левое полушарие отвечает за логику, слова, числа, анализ, последовательность работы головного мозга. Правое полушарие – за восприятие цвета, ритма, воображения, образа, размера.
В дошкольном образовании в первую очередь развиваются интеллектуальные способности, связанные с левым полушарием. От детей требуется запоминание и упорядочивание массы фактов. А дети- правополушарные, поэтому у них возникают сложности при обучении.
Тони Бьюзен создал метод, объединяющий характеристики восприятия и переработки информации, свойственные двум полушариям головного мозга.
Преимущество мыслительных карт в том, что:
1. Их легко составить
2. Можно запомнить быстро и качественно много информации
3. При составлении мыслительных карт развивается мышление, память, воображение
4. Экономия времени (Писать нужно мало, написать можно быстро)
5. В готовой карте видно взаимосвязи, структуру, логику.
6. Концентрация информации на важных моментах.
Мыслительные карты могут использоваться для:
1. изучение нового материала
2. закрепление материала
3. обобщение материала
4. планирования деятельности
5. подготовка проекта, презентации
6. написание доклада, реферата, научно-исследовательской работы
7. упорядочивания и систематизации информации
8. конспектирование
Рассмотрение 2-3 примеров использования карт на доске
Итак, переходим собственно к картам. Как их строить? Очень просто. Рисовать их может как взрослый, так и ребёнок. Ниже приведён ряд правил, выполнив которые можно получить мыслительную карту.
Правила создания карт:
1. Для создания карт используются только цветные карандаши, маркеры и т. д. ;
2. Основная идея, проблема или слово располагается в центре;
3. Для изображения центральной идеи можно использовать рисунки, картинки, каждая главная ветвь имеет свой цвет;
4. Главные ветви соединяются с центральной идеей, а ветви второго, третьего и т. д. порядка соединяются с главными ветвями;
5. Ветви должны быть изогнутыми, а не прямыми (как ветви дерева);
6. Над каждой линией – ветвью пишется только одно ключевое слово. Каждое слово содержит тысячи возможных ассоциаций, поэтому склеивание слов уменьшает свободу мышления. Раздельное написание слов может привести к новым идеям;
7. Для лучшего запоминания и усвоения желательно использовать рисунки, картинки, ассоциации о каждом слове;
8. Разросшиеся ветви можно заключать в контуры, чтобы они не смешивались с соседними ветвями.
Свойства мыслительных карт:
• наглядность (всю проблему с ее многочисленными сторонами можно окинуть одним взглядом);
• привлекательность (хорошая карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно);
• запоминаемость (благодаря работе обоих полушарий мозга, использованию образов и цвета карта легко запоминается);
• своевременность (карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает);
• творчество (карта стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения задачи);
• возможность пересмотра (пересмотр карт через некоторое время помогает усвоить картину в целом, запомнить ее, а также увидеть новые идеи).
Данный метод дает возможность:
• повышать мотивации, качество знаний, конкурентоспособность;
• развивать предметные и коммуникативные компетенции, творческие способности;
• активизировать деятельность;
• выявлять причины затруднений;
• корректировать знания воспитанников.
Практическая часть
1. Разделимся на 3 группы. Попробуем применить данный метод в различных видах деятельности:
1 группа «Ребенок в детском саду»
2 группа «Моя педагогическая деятельность»
3 группа подготовка проекта «Я и выходные дни»
2. Работа в группах по составлению мыслительных карт.
3. Обсуждение результатов работ (1 человек от группы)
3. Рефлексия. Обмен мнениями. Подведение итогов.
Игровое упражнение “Ключ”
Педагоги становятся в круг, ведущий предлагает, передавая символический ключ друг другу, высказаться, что каждый для себя хочет открыть на сегодняшнем мероприятии.
Педагоги передают по кругу символический ключ, уже с сюрпризом внутри высказываясь о том, что нового открыли для себя в ходе мастер-класса.
Рефлексия.
Если вам понравилось проведение кластера, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к цветку оранжевого цвета бабочку. Если вам было трудно, то прикрепите на розовый цветок.